Формирование эстетической культуры средствами искусства
Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом искусство на определенном историческом этапе обособляется от материальног производства в специфический вид деятельности как одна из Ф°Р
1 Ушинский К.Д. Биографические материалы // Собр. соч.: В 11 т. — М-, Т. 11.-С. 52-53.
¥
общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.
Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла — литературу, музыку, изобразительное искусство, они соединяют в себе сложную совокупность самого искусства, науки о нем, навыков практического творчества.
Эстетическое развитие личности средствами искусства приняло в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.
Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости — развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать У читателя глубокие и яркие впечатления.
Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными Результатами и предполагает, что во время занятий искусством Учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы Заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, Т'е- передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот °ПЬ1т, он все же придает исполнению учащегося свежесть и не-п°вторимое своеобразие.
Основой музыкального воспитания в школе является хоровое еНие, которое обеспечивает совместное переживание героиче- и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память,
/""№> гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Боль-°е Место в школе отводится прослушиванию музыкальных про-
изведений в записи, а также ознакомлению с элементарным основами музыкальной грамоты.
Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты сформировать у них умения пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет — линия — объем светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.
Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями российского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. Принцип связи искусства с жизнью реализуется в идейно-тематическом содержании занятий: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ — художник», «Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».
Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Поэтому они должны быть компенсированы в системе дополнительного образования.
Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за «круглым столом», университеты культуры, клубы друзей искусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей — солистов, хоровых и оркестровых коллективов Слушая произведения Глинки, Чайковского, Шостаковича, Рим-ского-Корсакова, Прокофьева, школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов.
Дети особенно эмоционально отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люДй> раскрывается романтика борьбы и подвигов.
Большую роль в формировании эстетической культуры учашихс^ играют кино- и телефильмы. Восприятие экранизированных пр изведений литературы и искусства нуждается в тонком педагог^ ческом руководстве. Важно научить школьников правильно "'п
Ми
ть и понимать кино- и телефильмы. В ряде школ с этой целью Р еден факультативный курс «Основы киноискусства», организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.
Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое главке __ создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.
Социально-педагогические исследования показали, что школьники довольно интенсивно посещают кинотеатры, смотрят видеофильмы, к остальным же видам искусства обращаются явно недостаточно.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.