Формирование системы управления качеством образования в школе

Качество образования становится специфическим объектом управления. А для управления любым объектом должна формироваться СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. Следовательно организуя управление качеством образования должна быть сформирована и система управления качеством образования.

Следовательно данная система должна реализовывать специфические для управления качеством функции управления и органично вписываться в общую систему управления образовательными процессами.

Такая система необходима как на макроуровне (район, город, область, РФ), так и на уровне управления образовательными процессами в каждом ОУ.

Слайд 4

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели.

Все действия группируются по функциям управления и взаимосвязанным между собой подразделениям или звеньям. Так оформляется система управления.

Т.О. в основе формирования системы управления лежат функции:

- анализ,

- планирование,

- организация,

- руководство,

- контроль,

- мотивация и др.

Как и любому управлению, управлению качеством присущи основные и специфические функции. (См. схему из учебника)

Слайд 5

Состав основных функций управления качеством образования отражает общий характер управленческой деятельности относительно объекта управления. Существует 7 основных функций управления (Э.М.Коротков):

1. Прогнозирование и планирование качества образования, предвидение тенденций его изменения.

2. Организация функционирования системы управления качеством образования, специализация функций, их распределение, закрепление и реализация.

3. Контроль качества образования по параметрам его потенциала, процесса и результата.

4. Регулирование качества, обеспечение соответствия и гармонии его характеристик.

5. Оценка качества, определение его уровня и возможностей повышения.

6. Исследование качества образования в области причин и истоков его формирования, критических факторов, ограничений, негативных влияний, приоритетов.

7. Мотивация обеспечения и повышения качества образования.

Состав специфических функций характеризует как специфику объекта управления, так и реальные проблемы его функционирования и развития (напримертрудоемкость, наличие специалистов, материально-техническое обеспечение и пр.).

Слайд 6.

Эдуард Михайлович Коротков формулирует семь специфических функций управления качеством образования:

1. Управление качеством преподавательского состава. Она включает определение количества преподавателей, их состав и структуру, квалификационный уровень, систему повышения квалификации, организацию их работы, мотивацию и систему оплаты труда. Реализовывать эту функцию можно в виде специализированных программили раздела общей программы качества образования.

2. Управление качеством студентов.Требования к абитуриентам при приеме в высшее учебное заведение, формирование студенческих групп с учетом социально-психологических характеристик, организация учебной деятельности студента, формирование студенческих коллективов, система студенческого самоуправления, воспитание гражданских и профессиональных качеств. Все это отражает содержание данной функции.

3. Управление качеством технологии образования. Заметна тенденция увеличивающихся возможностей проектирования разнообразных технологий образования, выбор наиболее эффективных из них. Она включает не просто использование современных технологий, а варьирование технологическими характеристиками образования по факторам года обучения, специфики учебной дисциплины, материально-технических возможностей, концепции воспитательного процесса.

4. Управление информационно-методическим обеспечением. Регулирование процессов поиска и получения необходимой учебной и научной информации как студентом, так и преподавателем, использование наиболее эффективных методических схем освоения знаний. Это функция организации библиотечной работы и деятельности информационных центров.

5. Управление качеством материально-технического обеспечения. Включает распределение и оформление учебных помещений, использование лабораторного оборудования и компьютерных классов, залов для самостоятельной работы.

6. Управление качеством инфраструктуры образования. Функция организации обеспечивающих служб ОУ – административно хозяйственные подразделения, бухгалтерия, планово-финансовый отдел и пр.

7. Управление качеством образовательной программы. Включает развитие концепции специальности и компетенции выпускника, учебный план, квалификационные требования, организацию практик и итоговых мероприятий, состав циклов обучения и пр.

Может сложиться впечатление, что система управления качеством образования ничем не отличается от системы управления образовательным процессом вообще. Функции как будто одинаковы.

Главное отличие в том, что ИСТОКИ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ ЭТИХ ФУНКЦИЙ ПРЕДПОЛАГАЮТ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА И СУЩЕСТВУЮТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЗВЕНЬЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ФУНКЦИЙ ИЛИ КОНТРОЛЯ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ.

Слайд 7

При формировании вузовской системы управления качеством важно учитывать четыре фактора:

1. внешние условия обеспечения качества,

2. потенциал качества, которым располагает вуз

3. процесс формирования качества,

4. качество результата образования.

Слайд 8

Можно сформулировать ряд принципов построения системы управления качеством образования:

1. Ориентация всей деятельности вуза на цель образования, отражающей потребности, от удовлетворения которых зависит конкурентоспособность вуза.

2. Непрерывное совершенствование и повышение качества всех процессов образовательной деятельности.

3. Обеспечение участия всего профессорско-преподавательского состава вуза, а также студентов в решении проблем качества образования.

4. Построение системы управления качеством с централизацией главных функций и задач повышения качества образования (принцип первого лица).

5. Создание системы мотивации качества образования как для преподавателей, так и для студентов.

6. Разработка и использование современных технологий качества образования.

7. Создание системы мониторинга качества образования на основе объективных показателей состояния качества и оценки тенденций его изменения.

8. Установление соответствия качества образования миссии и цели образования в обществе. Воспитание профессионала, гражданина, патриота.

9. Формирование информационного обеспечения управления качеством образования.

10. Исследование и прогнозирование тенденций изменения качества образования и потребностей в новом качестве.

11. Унификации терминологического аппарата качества образования, позволяющего вести сравнительный анализ уровня и особенностей качества.

Сложившаяся практика управления школой показывает, что доминирование традиционных подходов, ориентированных на обеспечение и повышение качества школьного образования («внедрение» образовательных новшеств в режиме программно-целевого управления), зачастую встречает непонимание и даже сопротивление педагогов, не соответствует темпам развития информационного общества. Последнее объясняется тем, что современная общеобразовательная школа России сложна и многолика, прежде всего, в ресурсном обеспечении. В результате разрушения единообразия образовательного пространства страны и даже отдельных регионов, отказа от государственной монополии на принятие решений, провозглашения государственно-общественного характера управления образованием актуализировалась потребность оценивать работу школы в контексте условий ее функционирования, в зависимости от выполнения поставленных целей; в эффективном механизме управления качеством образования на уровне образовательного учреждения.

Слайд 9

Внутришкольноеуправление качеством образования предусматривает сочетание программно-целевого управления с ориентацией на развитие в педагогическом коллективе самооценки, самоконтроля и самоуправления. Внутришкольное управление качеством образования - новый управленческий подход, призванный устранить несоответствие, неадекватность результатов образовательной деятельности школы реалиям информационного общества, суть которого в обеспечении всех участников образовательного процесса объективной управленческой информацией о качестве школьного образования для разрешения и преодоления выявленных противоречий и проблем образовательной практики.

Управление качеством образования – это особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника), то есть речь всегда идет о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах [15,185].

Исследованию проблемы управления качеством образования в широком смысле посвящены труды А.Г.Бермуса, В.А.Болотова, Б.С. Гершунского, С.В. Лазарева, Т.Н. Шамовой, М.М.Поташника, О.М. Моисеева и др.

Проблемы внутришкольной оценки качества образования, пути совершенствования эффективности управления качеством школьного образования отмечены в работах В.П.Беспалько, Ю.А.Конаржевского, В.И.Слободчикова, В.А.Кальней, Э.Б.Кайновой, А.М. Моисеева, В.П. Панасюка, М.М. Поташника, К.И.Туджановой, М.А.Зыковой, Л.В.Андреевой и др.

Следует отметить, что состояние большинства школьных систем управления качеством образования не позволяет в полной мере обеспечить качество образования, отвечающее требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, запросам участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг.

Отсутствие модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества, не позволяет изменить состояние качества образования в большинстве ОУ на территориях.

Отсутствие стандартов качества и доступности образовательных услуг, стандартизированных методов оценки не позволяет обеспечить адекватную оценку деятельности образовательных учреждений со стороны органов управления образованием, эффективно использовать результаты оценки деятельности ОУ при принятии управленческих решений (например, распределении ресурсов в условиях их ограниченности, выстраивании финансовой политики, при решении вопросов оптимизации сети ОУ).

Основу системы управления качеством образования в школе могут составить следующие компоненты:

· показатели оценки качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг (с учетом требований стандарта);

· внутришкольная система мониторинга качества образования обеспечивающая:

- сохранение целостности образовательного пространства ОУ;

- оптимальные условия формирования государственного стандарта общего образования на каждой ступени обучения;

- эффективную организацию учебного процесса;

· система аналитических показателей, позволяющая объективно оценивать уровень образовательных достижений обучающихся на каждой ступени школы для их итоговой аттестации и продолжения образования на следующей ступени обучения;

· система повышения квалификации педагогов по процедурам оценки качества образования в условиях ОСОКО;

· создание системы общественных экспертов (из представителей органов государственно-общественного управления школой) для участия в процедурах оценки качества школьного образования ;

· участие в независимых процедурах оценки качестваобщего образования на муниципальном и региональном уровнях.

Для директора школы управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе.

Слайд 10

Основные положения, составляющие теоретико-методологическое основание внутришкольного управления качеством образования:

1) внутришкольное управление качеством образования имеет подчиненный характер по отношению к управлению школой как образовательной системой;

2) система внутришкольного управления качеством образования, являясь первичной, организационно и функционально входит в систему более высокого порядка(региональную, территориальную);

3) основным жизненным циклом, в рамках которого эффективно внутришкольное управление качеством образования, является учебный год;

4) управление качеством образования — современный управленческий подход, призванный устранить несоответствие результатов образовательной деятельности школы реалиям информационного общества.

Проектирование системы внутришкольного управления качеством образования осуществляется на основе общих принципов такого управления (лидерство руководителя; вовлечение всех участников школьного сообщества в процесс управления; сочетание нисходящего руководства с восходящей самооценкой; правомерность и реалистичность; непрерывность и цикличность), с учетом знаний о структуре системы внутришкольного управления качеством образования (В.В. Сериков).

Система внутришкольного управления качеством образования, выполняя специфические функции (нормативная, рефлексивная и проектировочная), позволяет обеспечить системность управленческих мер, направленных на непрерывное повышение качества школьного образования; ее основные элементы (организационные структуры, процессы, ресурсы, процедуры) обладают функциональной специфичностью и функциональной интегративностью.

Организационные структуры активизируют рефлексивные процессы и повышают общий мотивационный потенциал образовательного учреждения; процедуры (методики) регламентируют последовательность действий организованных структур в отношении факторов, оказывающих влияние на качество образовательного процесса, реализацию его основных функций (образовательной, воспитательной, развивающей); качество процесса напрямую зависит от ресурсов.

В рамках системы внутришкольного управления качеством образования в комплексе решаются вопросы общего управления образовательной системой и проблемы управления качеством образования, при этом функции управления качеством носят сквозной характер по отношению ко всем функциям общего управления.

Ответственность образовательного учреждения за обеспечение качества образования устанавливает и Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (№273-ФЗ). Использовать механизмы контроля для управления качеством - важнейший принцип в теории менеджмента вообще. «Заниматься управлением качеством, - писал Исикава Каору (1990), - значит разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать качественную продукцию, которая является наиболее экономичной, наиболее полезной для потребителя и всегда удовлетворяет его потребностям».

«Содержание функции управления в современной школе напрямую связано с содержанием понятия качества образования, четким представлением о том, от чего зависит это качество» (В.Н. Гуров, 2003).

Таким образом, мы видим, что разграничить качество образования, качество преподавания и качество управления очень сложно. В сегодняшних спорах об управлении школой и его функциях все четче звучит мнение Ю.А. Конаржевского о том, что управлять - значит, прежде всего, обеспечивать качество образования «еще до его начала или его истоков». Эти истоки (или условия качества), если мы их правильно определим, и позволят нам выйти на объекты и предметы контроля (инспектирования), который по классическому определению действительно будет «процессом обеспечения достижения организацией своих целей» [11, 57].

Наши рекомендации