Метод контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов — это упорядоченный перебор различных трансформаций объекта в поиске наиболее сильного решения творческой задачи.

Например, что если деловую игру в образовательном процессе использовать как диагностическое средство, метод воспитания, сопровождения управленческой деятельности; скомбинировать с методом кейсов, проектов; декомпозировать в дискуссию; включить в процесс модерации.

Затем формулируется список контрольных вопросов. Приведём примеры контрольных вопросов.

1. Что если увеличить количество интерактивных средств?

2. Уменьшить?

3. Использовать повторы?

4. Усложнить?

5. Облегчить?

6. Придать интерактивным средствам схематизм?

7. Усилить навигационную функцию?

8. Ослабить?

9. Показать в многоаспектность темы?

10. Показать ребёнка?

11. Показать семью?

12. Показать дом?

13. Показать пространство обитания?

14. Показать виртуальный мир?

15. Показать птицу?

Таким образом, ТРИЗ-технология включает в себя несколько приемов развития творческого мышления. ТРИЗ активно применяется в образовательном процессе, в области рекламы, бизнеса, искусства, раннего развития детей, хотя изначально был рассчитан на техническое творчество.

Вопросы и задания

1. В чем специфика ТРИЗ-технологий?

2. Каковы их функции в обучении и воспитании?

3. Какова методика применения ТРИЗ-технологий?

4. Разработать урок на основе использования ТРИЗ-технологий.

5. Продумать алгоритм решения творческой задачи методом морфологического анализа.

6. Используя мозговой штурм, разработайте сценарий воспитательного мероприятия.

Тезаурус

Внутригрупповая активность – совокупность показателей, позволяющих группе функционировать как единое целое, имеющее определенную структуру и иерархию отношений. Предлагается рассматривать внутригрупповую активность как совокупность показателей: сплоченность группы (ценностное единство), удовлетворенность психологическим климатом и эмоциональными отношениями, гибкость структуры группы (многокомпонентность и статусное расслоение). http://childpsy.ru/dissertations/id/18332.php

Деловая игра – сложная интерактивная технология, позволяющая исходя из анализа моделируемой ситуации, разработать многоальтернативные решения и проекты на основе разнообразного взаимодействия и сотрудничества обучаемых, в условиях разных ролевых интересов, интеллектуальной и эмоциональной напряженности, соревнования и экспертного оценивания (А.П. Панфилова)

Деловая игра–форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятель­ности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов. (Чернявская А.Г. Методы обучения.)

Диалог - метод обучения, предполагающий попеременный обмен мнениями (включая мимику и жесты) по поводу единого предмета обсуждения с целью развития представлений по теме. В основе диалога лежит проблема: в диалоге сопоставляются, дополняются, уточняются различные точки зрения, аспекты рассмотрения данной проблемы. При этом происходит «мягкая проблематизация» и противопоставление разных точек зрения, нет их столкновения, а скорее – взаимонаращивание, взаиморазвитие исходных представлений. Виды диалога: внутренний (напр., исповедь), критический (выявление проблем, анализ породивших их причин и пр.), сократический (эвристическая беседа). (Чернявская А.Г.)

Дискуссия – это обмен мнениями по тому или иному вопросу, проблеме в соответствии с более или менее определёнными правилами процедурой и с участием всех или отдельных её участников.

Дискуссия -метод обучения, направленный на развитие критического мышления и коммуникативных способностей; предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения. (Чернявская А.Г.)

Игровое моделирование – это разновидность игрового метода, важный инструмент развития мышления обучающегося в процессе изучения им содержания учебных дисциплин. Осуществляется через «погружение» в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных целях, и предполагает максимально активную позицию самих обучающихся.

Игротехнинеская компетентность преподавателя — это спе­циальные знания и умения по технологиям игрового моделирова­ния (конструирование, подготовка, проведение, анализ и оценка результативности игровых технологий, организация обратной свя­зи).

Игротехник — это специалист (преподаватель), разрабатываю­щий игровые сценарии или блок-структуры игр, инструкции для их подготовки, проведения и анализа; собственно организатор игрового процесса и интерактивного взаимодействия участников игрового процесса, а также специалист по экспертной оценке и организации обратной связи — рефлексии и дебрифингу.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Инновация –нововведение. Инновация педагогическая – это изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью их эффективность.

Интерактивный («Intеr» - это взаимный, «act» ­- действовать) – означает взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. (Азарко, Лабода, Луговцова «Игры в которые играют»)

Интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя.

Игровое проектирование – это конструирование, проектирование, разработка технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме.

Интерактивная компетентность (от англ. interaction — взаи­модействие, воздействие друг на друга) — это способность орга­низовать интерактивное, эффективное взаимодействие обучаемых на основе инновационных технологий обучения; умение управ­лять групповым обучением.

Интерактивные методики обучения – это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность нанимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Имитационные упражнения -метод обучения, имеющий своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на получение участниками опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т. д.

Метод групповой дискуссии – метод активного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и в специально созданных группах и как способ организации совместной деятельности обучаемых с целью оперативного и эффективного решения стоящих перед ними задач.

Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. (http://ru.wikipedia.org)

Моделирование - метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного (теоретического) мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала, прототипа модели.

Моделирование –один из методов познания и преобразования мира, получивший особо широкое распространение с развитием науки, обусловившим создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода. Моделирование в качестве уникальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности.

Модель - есть аналог, заместитель исследуемого объекта. Модель – это система, исследование которой служит средством получения информации о другой системе. Модели делятся на материальные и идеальные (мысленный).

Методология прогнозирования –общая система принципов и результатов человеческой деятельности, процессов познания и философского обоснования способов и приемов организации всего многообразия видов человеческой деятельности и как учение об этой системе. Методология прогнозирования объективно присуща любому руководству, управлению в силу органической взаимосвязи между различными сферами общественной жизни, непрерывного усиления взаимодействия между ними.

Методы прогнозирования –насчитывается более 200 методов. Наиболее распространены в качестве средства получения прогнозной информации методы экстраполяции и экспертизы, так как в качестве основы главным образом выступают временные и параметрические ряды ретроспективного развития объекта прогнозирования. Такие методы прогнозирования как многоуровневая морфология, многотуровая экспертиза, матричные методы, базируются на использовании вычислительной техники, разработке специальных алгоритмов и программ, требующих значительных затрат ресурсов и более высокой квалификации разработчиков прогнозов.Мультимедиа (мультимедийные средства) — программные и аппаратные средства, обеспечивающие воспроизведение на экране дисплея видеоинформации (со звуковым сопровождением), записанной на компакт-диске (CD-ROM), полученной по компьютерной сети, электронной почте, каналам телевизионного вещания.

Познавательная активность как педагогическое явление — это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, познавательная активность - это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны - познавательная активность рассматривается как результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. http://bankrabot.com/work/work_12707.html

Перцептивная компетентность (от лат. perceptio — восприятие, непосредственное отражение объективной действительности орга­нами чувств) — это умение научить правильному восприятию обучаемыми друг друга, формированию благоприятного первого впечатления и взаимопонимания.

Послеигровая деятельность — это мероприятия, направленные на закрепление результатов занятий с игровым моделированием, проводящиеся после завершения учебной игры или курса в це­лом.

Прогноз –многовариантная гипотеза о возможных вариантах и путях будущего развития исследуемого объекта, явления, процесса, исследование, ставящее своей целью на основе анализа исходной информации способствовать повышению научной обоснованности управления, деятельности. Прогноз – это обоснованное суждение (заключение) о возможности и др.

Прогнозирование –социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом групп знаний, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта – будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – проблемы близкого и далекого будущего.

Прогностика –система научных знаний о теории и практике прогнозирования; наука о законах и способах разработки прогнозов; возникновение как специальной научной дисциплины относится к 1960 –м гг. Задача – изучение особенностей прогностики как особого научного исследования; принципов оптимального выбора методов прочности; изучение способов и разработка критериев оценки достоверности прогнозов; выявление роли моделирования в системе принципов прогностики; анализ нравственно-этических аспектов прогностики. и др.

Проектирование –идеальное промысленное и практическое воплощение того, что должно быть. Один из способов инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социальных объектов.

Проект –самостоятельная проектно-организаторская работа, интегрированного характера, в которой решается ни только учебные, но и социальные, культурные, воспитательные и исследовательские задачи. Создание проектного продукта дает обучающимся ценный опыт самоорганизации и развития профессионализма.

Проектирование –идеальное промысленное и практическое воплощение того, что должно быть. Один из способов инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социальных объектов.

Прогнозное проектирование –важнейший элемент прогнозного поиска и нормирования, новый этап в развитии теории и практики социального прогнозирования; оно призвано ни только выявлять проблемные синдромы локального, регионального характера, но и находить альтернативные образцы их разрешения. Специфическими его чертами являются междисциплинарность и конструктивность.

Профессиональная компетентность –рассматривается как способность педагога к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности, для профессиональной компетентности недостаточно только психолого-педагогических и специальных знаний. Профессиональная компетентность – это еще способность к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды, ориентированной на деятельность как теоретического, так и практического характера, т.е. владеющего различными компетенциями в различных областях жизнедеятельности.

Социальная активность –сознательная, целенаправленная деятельность индивидов и социальных групп в обществе.

Социальный сервис «Вики» – это «вид социального сервиса Веб 2.0, позволяющий одному человеку или группе людей создавать и размещать свой материал в сети Интернет» (Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., 2009: 147). Контенты (содержание сайтов, включающее текстовый материал, фотографии, картинки, аудио- и видео-файлы, ссылки на другие ресурсы сети Интернет) данного сервиса составляют в основном научно-популярные или популярные статьи на разных языках.

Телекоммуникационный проект –совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Учебный диалог - особая форма личностно ориенти­рованного освоения языковой действительности, специально организо­ванная учебно-познавательная деятельность, в которой приобретаются знания, формируются умения, навыки, развивается коммуникативная культура иностранных студентов за счет активного включения их в ино­язычную коммуникативно-познавательную деятельность

Фено́мен, также феноме́н (греч. φαινόμενον, «являющееся», «явление») — то, что появляется. Следовательно, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения.

Эмпирические (или статистические) модели – это модели, получаемые путем усреднения большого количества наблюдений, представляют собой таблицы предварительно обработанных данных наблюдений или формулы, аппроксимирующие данные измерений. Такой вид моделей может описывать поведение только тех параметров и в тех областях, для которых есть достаточное количество результатов наблюдений. Кроме того, из-за усреднения такие модели не могут воспроизводить распределения параметров, соответствующие каким-либо нестандартным условиям. http://uam.mstu.edu.ru

Языковое погружение – это преподавание значительной части (или вообще всех) предметов общеобразовательной школы на неродном языке школьников. Это методика изучения языка меньшинства большинством. Она изначально рассчитана на то, что родной язык погружаемых имеет статус государственного и поддерживается средой полностью - дома, в кружках, с друзьями и официальными лицами, в магазине, в поликлинике, в любых госслужбах они говорят на родном языке, на нем же смотрят телевизор, слушают радио, читают книги и газеты, видят вывески и рекламы. А погружаются они - в язык меньшинства, который эту поддержку имеет в меньшей степени. При таких условиях погружение - залог обогащающего, а не вытесняющего родной язык двуязычия. Второе условие методики погружения в язык - свобода обучаемых говорить на родном языке. То есть учитель должен быть двуязычным, и, хотя он говорит с обучаемыми на языке изучения, они имеют полное право обращаться к нему на своем родном языке, когда и сколько захотят.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Альтшуллер, Г. С. (1991). НАЙТИ ИДЕЮ. Введение в теорию решения изобретательских задач. – 2-e изд., доп. – Новосибирск: Наука. ISBN 5-02-029265-6; — c. 58-59

Бент, Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс [Текст] / Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. – М.: Обучение – Сервис, 2005. - 216 с.

Бухаркина, М.В. Моисеева,.- М. Издательский центр «Академия», 2001 – 272 с.

Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. О.В. Еремкина и др.; Плод ред. В.А. Сластенина.—3-е изд. Стер. – М.. Издательский центр «Академия», 2005 – 144 с.

Великанова Т.В., Жохов А.Л. Об особенностях электронных учебных изданий / Предметно-методическая подготовка будущего учителя математики, информатики и физики: Сборник статей Всероссийской научной конференции. Т. 2. – Тольятти: ТГУ, 2003

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : методическое пособие / А. А. Вербицкий. — М. : Высш. ш, 1991.-207 с Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /И.А.

Джаджа В.П. Метод тематического погружения при использовании мультимедийных технологий в обучении математике : Дис. канд. пед. наук. – Самара, 2005.

Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова/; под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой.- 3-е изд., стер. – М., Издательский цетр «Академия», 2007.- 336 с.(Профессионализм педагога).

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989. – 80с. – (Новое в жизни, в науке, технике. Сер «Педагогика и психология» № 6).

Кудряшова Т.Г. Системное использование мультимедийных средств обучения: проблемы и пути их разрешения // ВЕСТНИК МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2004, № 1 (2).

Основы семейного воспитания: учебник для студ. Сред.. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая и др./; под ред. В.П. Сергеевой.- М.; Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.

Сергеева В.П., Подымова Л.С. Инновации в образовательном процессе: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов высш. учеб. заведений.- М., УЦ «Перспектива», 2012 – 182 с.

Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности : УЦ «Перспектива», 2008. – 96 с.

Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятель­ности: Учеб. пособие. — 3-е изд. — СПб., 2005.

Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент: Интерактивные тех­нологии для обучения и организационного развития персонала: Учеб. пособие. — СПб., 2003.

Панфилова А. П., Громова Л. А., Богачек И. А., Абчук В. А. Основы ме­неджмента: Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. В. П. Со­ломина. — СПб., 2004.

Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.

Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений/Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина.- 2-е изд. Стер. – М., Издательский дом «Академия», 2006.- 368 с.

Подымова Л.С. Введение в инновационную педагогику: Учеб. пособие. – Курск: КГПУ, 1994. – 132 с.

Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под общей редакцией В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М. Изд. Центр «Академия», 2006.- 368 с.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000. – 217 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002. – 234 с

Румянцева Т.А. Обучение аргументированному общению студента 3курса языкового ву4за.- М. 1999 г.

Саввинов, Т.Т. Информационные технологии в сфере образования [Текст] / Т.Т. Саввинов. – М.: Академия, 2003. – 156 с.

Сагадиева, З.З. Практическое использование электронных учебных пособий в образовательном процессе [Текст] / З.З. Сагадиева. – М.:

Сластенин В.А. Технологический контекст профессионально-педагогической культуры. Сб.науч.трудов МПГУ. М.: Прометей, 1997

Сороковых Г.В., Жаркова Т.И.Специалист современного иноязычного образования: теория и практика профессиональной подготовки: Учебно-методическое пособие.- М., АПК и ППРО, 2011.- 284 с.

Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Стевановская.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.

Сысоев П. В. Евстигнеев М. Н. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США). // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. – 1 февраля. URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm (дата обращения: 15.09.2009).

Тарасов В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. — Л., 1989.

Методика воспитательной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая, Е.А. Шашенкова и др.; под ред.В.П. Сергеевой. – М. Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.

Arizona Academic Standards. Foreign and Native Language. – Adopted by Standards and Assessment Division, 1997. URL: http://www.ade.state.az.us/standards/ProficiencyDistinction/ProfFORLANG.pdf (дата обращения: 01.07.2008).

Leuf B., Cunningham W. The Wiki Way: Quick collaboration on the web. Boston: Addison Wesley, 2001. – 464 p.

Little D. Developing learner autonomy in the foreign language classroom: A social-interactive view of learning and three fundamental pedagogical principles. Revista Canaria De Estudios Ingleses. –1999. – Pp 38, 77-88.

Дополнительная

Бибарцева Т. С. Методика стимулирования творческих способностей игровыми средствами: Учеб. пособие. — СПб., 1995.

Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия: Пер. с англ. — СПб., 2002.

Вербицкий А. А. Игровые формы контекстного обучения. — М., 1983.

Вероятные ситуации: проблемы и решения: Методические разработки для студентов и преподавателей института культуры /Отв. ред. Е. М. Ваханский, А.П.Хачатурян.— Л., 1987.

Гермохова С. Использование методик социально-психологического тренинга в процессе создания коллектива // Общение и деятельность. — Прага, 1981.

Глухое В. В., Кобышев А. Н., Козлов А. В. Ситуационный анализ (деловые игры для менеджмента): Учеб. пособие /Отв. ред. В. В. Глухов. — СПб., 1999.

Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз: Пер. с англ. / Под ред. А. Н.Андреевой. — СПб., 2003.

Деловые игры в учебном процессе: Сб. ст. Вып. 2 / Отв. ред. В. И. Выборнов. — М., 1985.

Деловые, ситуационно-ролевые, поисково-апробационные и проект­ные игры в обучении организаторов досуга: Сб. ст. / Отв. ред. С. В. Перминова. — Л., 1991.

Джексон Пол. Импровизация в тренинге: Пер. с англ. — СПб., 2002.

Дилтс Р. НЛП: навыки эффективной презентации: Пер. с англ. — СПб., 2002.

Дилтс Р. НЛП: управление креативностью: Пер. с англ. — СПб., 2003.

Дружинин А. Е., Замулин А. Л. Тренинг продаж. — СПб., 2002.

Дудненко В. С. Программа инновационной игры. — Таллинн, 1989.

Жуков Р. Ф. Технология обучения в системе повышения квалифика­ции. — Л., 1989.

Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг.— М., 2003.

Захаров В. П. Принципы социально-психологического тренинга парт­нерского общения // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах: Сб. научн. ст. — Л., 1984.

Збаровский В. С, Кравченко Н.Е., Габай Э. В. Педагогические основы построения деловых игр: Учеб. пособие. — Л., 1990.

Зверев С. М., Кондратьев Е. Б., Зверева Г. А. Игровые формы повыше­ния квалификации кадров. — М., 1989.

Иваницкий А. Т. Тренинг личного развития в коллективе образования: Метод. пособие. — СПб., 1998.

Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. — М., 1991.

Имитационные игры для обучения и отработки нововведений / Отв. ред. В. М. Ефимов. — М., 1977.

Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обуче­ния. — М., 1998.

Казанцев А. К., Подлесных В. И., Серова Л. С. Практический менедж­мент: в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учеб. пособие. — М., 1998.

Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений: Пер. с англ. — СПб., 2001.

Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с англ. — М., 1993.

Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических по­исках. — М., 1994.

Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я: Научн.-практ. пособие . - М., 2000.

Котляревский Ю. Л., Шанцер А. С. Искусство моделирования и приро­да игры. — М., 1992.

Кристофер Э., Смит Л. Тренинг в рекруитменте: Пер. с англ. — СПб., 2002.

Ли Д. Практика группового тренинга: Пер. с англ. — СПб., 2001.

Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: Каталог. Ч. 1.-СПб., 1993.

Ментс М. Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге: Пер. с англ. — СПб., 2001.

Микалко М. Тренинг интеллекта: Пер. с англ. — СПб., 2000.

Найт С. Руководство по NLP: Пер. с англ. М. Юркан. — СПб., 2001.

Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров. — М., 1995.

Ньюстром Дж. У., Сканнел Э. Е. Деловые игры и современный бизнес: Пер. с англ. / Отв. ред. Э. С. Минаев. — М., 1997..

Петрова Н. П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Ин­тернет. — СПб., 2002.

Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. - М., 1991.

Рай Л. Развитие навыков тренинга: Пер. с англ. — СПб., 2003.

Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи: Пер. с англ. — СПб., 2002.

Резник С.Д., Игошина И.А. Управление персоналом: Тесты и конкрет­ные ситуации. — Пенза, 2000.

Резник С.Д., Соколов С. Н., Бондаренко В.В. Персональный менедж­мент: Тесты и конкретные ситуации: Учеб. пособие / Под общ. ред. С. Д. Рез­ника. — М., 2003.

Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру: Пер. с англ. — СПб., 2001.

Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб., 2003.

Смит Г. К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности: Пер. с англ. — СПб., 2001.

Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов: Пер. с англ. - СПб., 2002..

Томилов В. В. Культура предпринимательства: деловые игры, практи­кумы, ситуации. — СПб., 2001.

Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера: Пер. с англ. — СПб., 2001.

Торн К., Маккей Д. Полное руководство по тренингу: Пер. с англ. — М., 2002.

Третъяков В. 77. Психологические механизмы эффективности деловых игр //

Управление персоналом. Практикум: ролевые и деловые игры / Под ред. М. Н. Кулапова. — М., 2003.

Приложение

Наши рекомендации