Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. Подготовить презентацию о роли преподобного Сергия Радонежского в истории Руси и российского образования.

2. Раскрыть взаимосвязь между культурой и образованием древнерусского государства и остальной Европы (эссе).

3. Справедливы ли утверждения западных историков, что русские в Средние века в массе своей были невежественными варварами?

4. Согласны ли Вы с тем, что "Домострой" называют "методическим пособием" по авторитарному семейному воспитанию.

Тема 4. Педагогика и образование Нового времени

Цель занятия:сформировать у студентов четкое представление о тенденциях развития педагогики и образования Нового времени и эпохи Просвещения.

Основные понятия:филантропизм, неогуманизм,принцип природосообразности, сентиментальная педагогика, естественное воспитание, грамматическая школа, колледж.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в Новое время.

2. Теория и практика обучения и воспитания в эпоху Просвещения.

3. Педагогика и школа Запада в XIX в.

4. Развитие образования и педагогической мысли в России XVIII века.

Организационная форма занятия:круглый стол.

Методические рекомендации

1. Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в Новое время.

При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление о возникновении новых типов школ (гимназии в Германии, колледжи во Франции, грамматические школы в Англии). Понимать значение систематизации педагогического знания. Формулировать педагогические идеи В. Ратке. Ориентироваться в педагогической системе Я.А. Коменского: содержании образования, принципах, правилах и методах обучения.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012, Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

2. Теория и практика обучения и воспитания в эпоху Просвещения.

При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление об общих тенденциях в теории и практике обучения и воспитания в эпоху Просвещения. Понимать система воспитания джентльмена Д. Локка. Выделять цель, задачи, содержание и методы воспитания. Иметь представление о концепции естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, педагогических идеях К.-А. Гельвеция и Д. Дидро. Ориентироваться в педагогическом наследии классической немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте).

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007., Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 2009.

3. Педагогика и школа Запада в XIX в.

При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление о педагогической системе И.Г. Песталоцци;принципах педагогики;теории элементарного образования; развивающем обучении. Понимать роль И.Ф. Гербарта, А. Дистервега,Ф. Фребеля в контексте развития и совершенствования педагогической науки.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012, Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

4. Развитие образования и педагогической мысли в России XVIII века.

При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление оразвитии государственной системы образования и науки в эпоху Петра I. Знать история зарождения и развития профессионального образования в России. Изучить педагогические взгляды В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Ф.И. Янковича де Мириево, Н.И. Новикова. Анализировать реформаторские идеи И.И. Бецкого. Иметь представления о воспитании и образовании А.Н. Радищева.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007., Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 2009.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012,

2. Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

Дополнительная

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

2. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2009.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – ТЦ «Сфера», 2010.

Интернет-ресурсы

· http://www.eduhmao.ru/info/1/3719/Информационно-просветительский портал

· http://www.edu.ru - Портал «Российское образование»;

· http://pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека;

· http://www.biblioclub.ru/ - ЭБС Университетская библиотека

Наши рекомендации