Советы родителям по привлечению детей к чтению

· Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей. · Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка. · Если Ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на Ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу. · Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить. · Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг для ребенка. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста. · Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее. · Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. · Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п. · Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.). · На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок). · Выделите дома специальное место для чтения (уголок с полками и т.п.). · В доме должна быть детская библиотека. · Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях). · Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм. · По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. · Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать. · Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им. · Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе. · Чаще спрашивайте о том, что дети читают и каково их мнение об этой книге. · Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения. · Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.   Рекомендательные списки для чтения школьников 1. Художественная литература для учащихся младшего школьного возраста Сказки. Приключения. Фантастика. Александрова Г.В. «Приключения домовенка Кузьки» Барри Д.М. «Питер Пэн» Барнфорд Ш.«Невероятное путешествие» Берестов В.Д. «Мастер-Птица» Бессон Л. «Артур» Биник К. «Суперсыщик Освальд» Большакова Ю. «Эсмеральда на Пангалее» Бьерк К. «Приключения Алисы в Оксфорде» Булычев Кир «Драконозавр», «Принцы в башне», «Чулан синей бороды», «Приключения Алисы» Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Маранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка» Вольпин М. «Остров ошибок» Гераскина Л.Б. В «Стране невыученных уроков» Гиков Л. «Мадагаскар» Городецкая Н.Г. «Спящее королевство» Грэм К. «Ветер в ивах» Губарев В.Г. «Королевство кривых зеркал» Дружков Ю.М. «Приключения Карандаша и Самоделкина» Дэвид Э. «Мадагаскар. Рожденный быть свободным» Жуков И.А. «Крокодил, который любил все красивое: сказки про жизнь и любовь царевича Алексея для больших детей и маленьких взрослых», «Марка сказочница, или Опус, Кропус, Флопус» Иванов С.А. «Бюро находок» Каабербол Л. «Опасное наследство» Ким А.А. «Арина» Киплинг Р. «Маугли» Коваль Ю.И. «Приключения Васи Куролесова», «Пять похищенных монахов» Копко Л.Н. «Крах секретного плана дона М.» Коржиков В.Т. «Мореплавание Солнышкина» Коростылев В.Н. «Вовка в тридевятом царстве», «Вовка на планете Ялмез» Кротов В.Г. «Червячок Игнатий и его друзья» Крыжановская Е. «Принцесса Юта и суп с каракатицей» Крюсс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех» Кудрявцев Л. «Космические кочевники» Курляндский А.Е. «Все истории про попугая Кешу», «Прелестно!» Кэрролл Л. «Приключения Алисы в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Лаврова С.А. «Требуется гувернантка для детей волшебника» Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Лагин Л.И. «Старик Хоттабыч» Лари Я.Л. «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Левин Г.К. «Пыльца фей и заколдованный остров» Линдгрен А. «Рони, дочь разбойника», «Пеппи Длинныйчулок», «Повести о Малыше и Карлсоне» Людвиг С. «Мопс и Молли Мендельсон» Маккартни П. «Высоко в облаках» Матюшкина Е. «Ага, попался!», «Лапы вверх!» Медведев В.В. «Баранкин, будь человеком!» Милн А.«Вини-Пух и все-все-все» Мишаткин Ю.И. «Тайное общество «Долой косички!» Мокиенко М.Ю. «Как Бабы-Яги Новый год встречали», «Как Бабы-Яги сказку спасали» Москвина М.Л. «Блохнесское чудовище, или Жизнь и приключения милиционера Караваева» Некрасов А.С. «Приключения капитана Врунгеля» Несбит Э. «Пятеро детей и Оно», «Феникс и ковер» Нортон М. «Помело и волшебная шишечка от кровати» Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» Носов И.П. «Остров Незнайки» Олеша Ю.К. «Три толстяка» Пилки Д. «Приключения капитана Подштанника» Портнов В.В. «Красный колпак, черное перо: сказочная история с невероятными приключениями и удивительными превращениями» Пройслер О. «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной», «Маленькое привидение» Пулман Ф. «Галерея восковых фигур» Распэ Р.Э. «Приключения барона Мюнхаузена» Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» Рода Э. «Волшебное королевство» в 2-х книгах. Родари Д. «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в Стране лжецов», «Путешествие Голубой стрелы» Рэдэ П. «Сделка с драконом», «Ловушка для дракона», «Прогулка с драконом», «Секрет для дракона», «Разговор с драконами» Силверстайн Ш. «Лафкадио: Удивительная история отважного льва, который победил охотников» Сомпер Д. «Вампираты – демоны океана» Тихонова Т.Б. «Праздник длинной колбасы» Токмакова И.П. «Аля, Кляксич и другие» Толкиен Дж.Р.Р. «Хобитт, или Туда и обратно» Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Томин Ю.Г. «Шел по городу волшебник» Трэверс П.Л. «Мэри Поппинс» Тюхтяева И. «Зоки Бада» Успенский Э.Н. «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису» Уэйт Э.Б. «Паутина Шарлоты» Харрис Д.Ч. «Сказки Дядюшки Римуса» Чеповецкий Е.П. «Непоседа, Мякиш и Нетак» Шаров А.И. «Человек-горошина и простак» Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени» Шер А.С. Тридесятые сказки, или Вот такие пирожки» Шульжик В.В. «Фунтик в цирке», «Фунтик и трое с большой дороги», «Фунтик почти попался» Экхольм Я. «Тута Карлсон Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» Элбоз С. «Пригоршня волшебства», «Страна без волшебства», «Дикое волшебство» Янсон Т. «Волшебная зима», «Комета прилетает» О сверстниках. Абеди И. «Приключения Лолы» Алеников В.М. «Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные» Бахревский В.А. «Светка» Бернет Ф. «Маленький лорд Фаунтлерой» Варденбург Д. «Приключения Ульяны Караваевой» Волочилов В.П. «Однажды Витя Репкин» Воскобойников В.М. «Жизнь замечательных детей» Георгиев С.Г. «Забивалка и говорилка» Гернет Н.В. «Катя и крокодил» Гиваргизов А.А. «Тры-тры-тры, мы – автобус и другие», «Записки выдающегося двоечника», «Со шкафом на велосипеде» Голдман Т.Х. «Все мальчишки – дураки! А девчонки – умницы!» Голявкин В.В. «А ты постарайся!», «Болтуны» Давыдычев Л.И. «Жизнь Ивана Семенова», «Лелишна» Дегтева В. «Муза села на варенье» Драгунский В.Ю. «Денискины рассказы» Зощенко М.М. «Рассказы для детей» Каминский Л.Д. «Уроки смеха» Коняхин В.И. «Колючий почтальон: рассказы Вити Теличкина, как он жил в городе и отдыхал в деревне» Крапивин В.П. «Дети синего фламинго», «Чоки-чок, или Рыцарь Прозрачного кота», «Колесо Перепелкина», «Мальчик девочку искал: Тыквогонские приключения», «Оруженосец Кашка» Клайва Р. «И не забывай гладить котенка» Кургузов О.Ф. «По следам Почемучки», «Наш кот – инопланетянин» Линдгрен А. «Суперсыщик Кале Блюмквист» Мало Г. «Без семьи» Махотин С.А. «Вирус ворчания: повесть, в которой что ни глава – то совершенно правдивая, но чаще – невероятная история» Михайлов В.Д. «Про Малеху, Володьку, Андрея, Галочку, Таню, Сашу, Олежика, Фросю, кошку Мурку и других» Носов Н.Н. «Рассказы», «Витя Малеев в школе и дома», «Дневник Коли Синицина» Осеева В.А. «Рассказы», «Динка» Пантелеев Л. «Рассказы и сказки» Пеннак Д. «Глаз волка» Пивоварова И.М. «Рассказы Люси Синициной, ученицы третьего класса» Погодин Р.П. «Книжка про Гришку» Ряховский Б.П. «Как Саушкин ходил за спичками» Сотник Ю.В. ««Архимед» Вовки Грушина», «Машка Самбо и Заноза» Токмакова И.П. «Счастливо, Ивушкин!» Хайне Х. «Трое из Кукалау: друзья, гоночная телега, будильник», «Хорошо, что есть друзья!» Чарская Л.А. «Записки гимназистки» Янышев Р.Р. «Нереальные каникулы»   О животных. Акимушкин И.И. «В мире животных: собаки, кошки, антилопы, обезьяны» Башелхан В. «Медвежонок Бато» Белкина В. «Приключения рыжего котенка и его друзей» Белов В.И. «Рассказы о всякой живности» Бианки В.В. «Рассказы о животных» Бонд М. «Приключения медвежонка Паддингтона» Востоков С. «Остров, одетый в джерси» Дуров В.Л. «Мои звери» Житков Б.С.«Рассказы о животных» Зальтен Ф. «Бемби» Кервуд Д.О. «Гризли» Мильчаков Е.А. «О дворнягах, котах, и не только» Остапчук А.В. «Маленький котенок по имени Лик» Паустовский К.Г. «Похождения жука-носорога», «Растрепанный воробей» Перовская О.В. «Ребята и зверята» Питомцы зоопарка и другие истории о животных Пришвин М.М. «Рассказы о животных» Селиверстова Д.Г. «Озорная обезьяна», Приключения серого слоненка» Сепульведа Л. «Мама-кот, или История про кота, который научил чайку летать» Сказки про животных добрых и хороших, а также коварных и злых Сладков Н.И. «Лесные сказки» Снегирев Г.Я. «Хитрый бурундук» Струев А. «Про тигрят, слонят и нас» Уолл Д. «Блинки Билл, или Приключения упрямого австралийского медвежонка» Хасанов А.Б. Полет пчелы: рассказы о природе зверях и птицах» Чаплина В.В. «Мои питомцы» Чарушин Е.И. «Рассказы о животных» Шим Э.Ю. «Рассказы и сказки» Эрдели Г.С. «Рядом с нами»   Стихи. Барто А.Л. «Стихи» Берестов В.Д. «Стихи» Благинина Е.А. «Стихи» Введенская В. «Стихи для детей» Витковская М.В. «О том, как мальчуган здоровье закалял» Заходер Б.В. «Стихи и сказки» Михалков С.В. «Стихи» Мориц Ю.П. «Стихи» Остер Г.Б. «Вредные советы» Токмакова И.П. «Стихи» Усачев А.А. «Стихи» Хармс Д.И. «Стихи»
Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения
  Советы родителям по привлечению детей к чтению - student2.ru alt Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? «Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность». (Грекова Т. А. «Развитие техники чтения у школьников 1-й ступени»). Запишем дробь. В числителе 40000, в знаменателе 80. 40000 слов – это объем газеты на шести страницах, а 80 слов в минуту – такую скорость имеют некоторые старшеклассники. Советы родителям по привлечению детей к чтению - student2.ru alt Значит, школьник прочитает газету за 500 минут, или за восьмичасовой рабочий день! Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать. Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Первоклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. Как же выйти на этот уровень 120 слов в минуту, какие приемы обучения использовать? Существуют наиболее эффективные резервы обучения чтению! Для начинающих читателей Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные. Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием. Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения: 1) Изучение алфавитных названий букв Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным. 2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов; Неправильный подход при обучении: - М и А будет МА. - побуквенное чтение: М, А, М, А. - прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу. Правильное обучение навыкам чтения Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК. Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно. Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию: Советы родителям по привлечению детей к чтению - student2.ru alt Овладение звуко-буквенными обозначениями На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением. Послоговое чтение На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи. Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания. Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка. Для первоклассников Советы родителям по привлечению детей к чтению - student2.ru alt Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижению результативности в обучении чтению. Рассмотрим их: Алексеева Оксана Юрьевна, учитель начальных классов, советует давать ребенку упражнения следующего вида: Артикуляционная гимнастика. а) разминка вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям. б) упражнения для развития четкости произношения: Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з. в) чтение чистоговорок шепотом и медленно: ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару. г) чтение тихо и умерено: арка арца арта арда арла арча арса аржа д) чтение громко и быстро: гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок
  Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко 1. Водовоз вез воду из-под водопада. 2. Говори, говори, да не заговаривайся. 3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит. 5. Наш дуда и туда и сюда. 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят. 7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. 9. Летят три пичужки через три пусты избушки. 10. В один, Клим, клин колоти. 11. Каково волокно, таково и полотно 12. Клюет курка крупку, курит турка трубку. 13. Либретто “Риголетто”. 14. Полили ли лилию, видели ли Лидию? 15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку. 16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Наши рекомендации