Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. 2 страница

Внимательное отношение к составлению учебных планов для детей, обучающихся в условиях социально-образовательной интеграции, необходимо и на последующих годах пребывания детей в общеобразовательной школе.

В среднем звене намного сложнее выстроить систему работы классов коррекционно-педагогической поддержки из-за нехватки педагогических кадров (как правило, один учитель-предметник на одной параллели 5―9 классов преподает литературу и русский язык, алгебру и геометрию). Основной упор в коррекционно-педагогической работе приходится на индивидуальные коррекционные занятия с педагогами (не менее 4 ч. в неделю).

Приведем примеры составления учебных планов в 5―9 классах для учащихся с ЗПР, апробированные в школе № 73 Челябинска. Вариативная часть учебных планов в 5―8 классах содержит курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (в соответствии с рекомендациями Главного управления образования и науки Челябинской области по использованию типовых учебных планов для С(К)ОУ I ― VIII видов для общеобразовательных учреждений). Увеличено количество часов литературы на один час в 5, 8 классах. Увеличение объема учебных часов позволяет рассматривать глубже и подробнее некоторые темы по основным предметам, включать уроки развития речи и внеклассного чтения. На изучение биологии, в 6 классе добавлен 1 ч. (используется 2-часовая программа Б. В. Пасечника).

На изучение предмета «Химия» в 8 классе добавлен 1ч. Программа курса химии для 8 класса для общеобразовательных учреждений (автор О. С. Габриэлян) предусматривает нагрузку на каждого ученика 3 ч. в неделю. Данная программа способствует формированию прочных знаний по химии, развитию практических навыков, решает валеологические задачи, определенные педагогами школы в рамках изучения данного предмета. Один час в учебном плане выделен дополнительно на изучение алгебры в 7 классе. Для изучения информатики в 5 классе введен 1 ч из вариативной части учебного плана согласно Областному базисному учебному плану (ОБУП) на основании образовательной программы «Информатика».

В инвариантной части учебного плана для обучения детей с ЗПР в 5―9 классах предусмотрено изучение учебных дисциплин «Русский язык», «Литература», «Математика» как в общеобразовательном классе, так и в классах коррекционно-педагогической поддержки. Вариативная часть учебного плана содержит факультативы «Ритмика», «Краеведение», «Русская словесность», «Окружающий мир». Вне сетки учебного расписания проводятся коррекционные занятия 4 раза в неделю. В 5―9 классах коррекционные часы проводят учителя, обучающие детей с задержкой психического развития, педагоги-психологи. Перечень коррекционных занятий определяется индивидуальными потребностями и возможностями данной категории учащихся.

Усвоение предметов «Русский язык», «Литература», «Математика», «Природоведение», «Биология», «История», «География» детьми проходит в условиях общеобразовательного класса и классов коррекционно-педагогической поддержки, а с 7 класса в условиях классов корррекционно-педагогической поддержки детьми с ЗПР изучается черчение.

Примерный учебный план для детей, обучающихся по программе VII вида (5―9 классы)

    Кол-во часов (по классам)
Образовательная область Предмет в неделю в общеобразоват. классе в классе коррекц.-пед. поддержки
   
Инвариантная часть
Филология Русский язык
  Литература - -
  Иностранный язык - - - -
Математика Математика -   - - - - - -
  Алгебра - - - - - -
  Геометрия - -   - - - - -
  География -   - - - -
Обществознание Граждановедение - - - -
  История - - - -
Естествознание Биология - - - -
  Химия - - -   - - - - - -
  Физика - -   - - - - -
  ОБЖ - - -  
Искус ГПК Музыка и пение, МХК            
    ИЗО -              
Физкультура Физкультура - - - -
Технология Трудовое обучение - - -  
Черчение Черчение -     -     - -
Обязательные занятия по выбору Русская словесность - - - -
    Краеведение     -          
    Ритмика - - -     - - - - - - -
    Мой выбор - - - - -   - - - - - -
Макс. нагр. при 6-дневн. раб. неделе
Вариативная часть
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия Математика                  
    Русский язык                  
    Иностранный язык                    
    Химия / Физика                  
    МХК                          

В 9—11 классах инвариантная часть учебного плана содержит 7 образовательных областей, которые представлены предметами, рекомендованными ОБУП. Согласно социальному заказу на образовательные услуги учащихся школы и их родителей, определен перечень факультативных занятий и количество групп. Данные факультативы способствуют развитию интеллектуальных, творческих, физических потребностей школьников и обеспечены учебно-методическими комплектами.

В соответствии с программамидля детей с нарушением интеллекта (С(К)ОУ VIII вида) не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5—9 классах. В это учебное время умственно отсталые школьники посещают уроки трудового обучения и социально-бытовой ориентировки (СБО) в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки. За сетку учебного расписания вынесены факультативные занятия, логопедические занятия.

Примерный учебный план для детей, обучающихся по программе для учреждений VIII вида (5―9 классы)

    Кол-во часов (по классам)
Образовательная область Предмет в неделю в общеобразоват. классе в классе коррекц.-пед. поддержки
   
Инвариантная часть
Филология Чтение и развитие речи
  Письмо и развитие речи
Математика Математика
Естествознание Биология - - - -  
  Природоведение - - - - - - - - - - - -
  География - - - - -
Обществознание История Отечества - -              
  Обществозн-ание - - - - -   - - - - -
Искусство Музыка и пение - -              
  ИЗО - -              
  Физическая культура Физическая культура            
  Технология Профессионально-трудовое обучение  
  Трудовая практика (в днях)              
  Коррекционные курсы СБО            
  Обязательная нагрузка                        
  Вариативная часть    
  Факультат. занятия по выбору              
  Русская словесность                                
  Краеведение                                
  Ритмика                                
  Максимальная нагрузка    
  Логопедические занятия                            
                                                                     

Таким образом, учебные планы образовательного учреждения соответствуют региональному базисному учебному плану и уставу образовательного учреждения при 5-дневной рабочей неделе в первых классах и 6-дневной рабочей неделе во 2―11 классах. Вариативная часть учебных планов обусловливается составом учащихся в интегрированных классах с отклонениями в развитии и продолжительностью их обучения в школе.

Учебные планы готовит заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы совместно с руководителем ПМПк. Планы утверждаются директором школы и согласовываются в районном (а в условиях городского подчинения ― городском) управлении образования в начале каждого учебного года.

На основе учебного плана школы, выбранных программ и разработанных по ним учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам, объединяющее общеобразовательные и специальные (коррекционные образовательные программы). В его составлении участвуют учителя начальных классов, учителя-дефектологи, логопеды. Это обусловлено тем, что количество часов, которые отводятся на изучение учебных дисциплин предметного цикла и содержание образовательной программы следует распределить между изучением их в условиях общеобразовательного класса и на специальных уроках: в классах коррекционно-педагогической поддержки.

Учителя и специалисты коррекционного образования разрабатывают календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе.

Предлагаем алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования.

Алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования:

· Изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ для учреждений соответствующих видов.

· Определение регионального и валеологического компонентов.

· Определение содержания учебно-методического и дидактического комплекта, обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование.

· Соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ.

· Анализ количества часов, рекомендуемых программой для прохождения основных тем.

· Поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному материалу тем по предмету.

· Выделение общих тем программ для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного класса.

· Выделение общих тем программ для изучения их в классах коррекционно-педагогической поддержки.

· Составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым календарным учебным графиком школы.

ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ

пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обучению грамоте

1 класс ― общеобразовательная программа

Календарно-тематическое планирование на учебный год составлено на основании «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4)», (М.: Просвещение, 2000), рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, авт.: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова.

Программа обеспечена учебником «Русская азбука», 1 кл., авт.: В. А. Кирюшкин, В. Г. Горецкий, А. Ф. Шанько (М.: Просвещение, 2000). Для проверки обязательного минимума содержания образования (ОМСО) используются «Контрольные работы (1―3, 1―4)», авт.: В. Г. Горецкий, Л. И. Атикунова (М.: Дрофа, 1996). Для оценки качества знаний учащихся используются методическое письмо МО РФ от 19.11.1998 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» и пособие «Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу» (М.: Дрофа, 2000).

пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обучению грамоте

1 класс ― программы обучения для С(К)ОУ VII вида

Календарно-тематическое планирование на учебный год составлено на основании «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы» (М.: Дрофа, 2000), рекомендованной Департаментом общего среднего образования и Управлением специального образования Министерства образования РФ.

Программа обеспечена учебником «Русская азбука», 1 кл., авт.: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько (М.: Просвещение, 2000).

В планировании три недели отведены на чтение литературных произведений за счет увеличения продолжительности учебного года.

пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обучению грамоте

1 класс - программы для С(К)ОУ VIII вида

Календарно-тематическое планирование на учебный год составлено на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный и 1―4 классы» (М.: Просвещение, 2001), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Программа обеспечена учебником «Букварь», авт.: В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина (М.: Просвещение, 1998) и «Тетрадью по обучению грамоте», авт. В. В. Воронкова (М.: Просвещение, 1992).

КАЛЕНДАРНО—ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

      Тема
  № урока Дата в общеобразоват. кл. (4 ч в неделю, 25 недель - 100 ч) в С(К)ОУ VII вида (4 ч в неделю, 30 недель - 120 ч) в С(К)ОУ VIII вида (5 ч в неделю, 33 недели - 175 ч)
  I четверть (36 ч) Добукварный период (11 ч) Подготовка к обучению грамоте (34 ч) Подготовительный этап (20 ч)
    Знакомство с книгой «Русская азбука» Знакомство с книгой «Русская азбука» Первый день в школе
    Речь устная и письменная Речь устная Ориентировка в ближайшем окружении
    Предложение Речь письменная Школьные вещи. Понятие «слово». Условно-граф. запись
    Предложение Предложение Игрушки. Понятие «слово». Семья. Работа над словом
    Предложение и слово Практическое ознакомление с предложением Предложение состав и анализ
    Предложение и слово Практическое ознакомление с предложением и словом Составление и анализ предложения
    Слог Устные упражнения в составе нераспространенных и распространенных предложений Состав и анализ предложения из трех слов
    Слог Составление предлож., в которых есть предлоги в, на, за Дифференциация сходных по звуку слов. Различение слов, сходных по звукам
    Ударение, ударный слог Составление предл., в которых есть предлоги над, под, перед Понятие «слог»
    Ударение, ударный слог Использование в предлож. сущ. в р. п. мн. числа Деление слов на слоги
    Звуки речи Использование в предлож. сущ. в тв. п. ед. числа Деление слов на слоги и составление слов из отдельных слогов
  II четверть Букварный период (16 ч) Букварный период (16 ч) Составление рассказа
    Гласные и согласные звуки Понижение голоса в конце предложения, пауза Понятие «звук». Выделение звука [а] в начале слова
    Гласные и согласные звуки Выделение предложения из рассказа «Беседа в лесу». Выделение звука [у]
    Гласные и согласные звуки Разделение предлож. на слова, опред. их кол-ва Выделение звука [м]
    Слияние согласного звука с гласным Слог прямой и обратный Рассказывание и работа по содержанию
    Слияние согласного звука с гласным Слоги со стечением согласных в начале слова Рассказ и работа над содерж. — «Колобок». Закрепление — «Репка», «Колобок»
    Буква А, а; звук [а], Слоги со стечением согласных в конце слова Звук и буква А, а
    Буква А, а; звук [а] Ударение Чтение слов с буквой А, а
    Буква О, о; звук [о] Практ. постановка ударения в слове Звук и буква У, у
    Буква О, о; звук [о] Ударение в схеме слова Чтение слов с буквой У, у. Слова ау.уа. Анализ
    Буква И, и; звук [и] Звуки речи Чтение слов по таблице и букварю
    Буква И, и; звук [и] Различение звуков в слове на слух Составление слов из разрезной азбуки
    Буква ы; звук [ы] Артикуляция звука [а] Звук и буква О, о
    Буква ы; звук [ы] Артикуляция звука [о] Чтение слов с буквой О, о; звук и буква М, м
    Буква У, у, звук [у] Артикуляция звука [ы] Обратный слог
    Буква У, у, звук [у] Артикуляция звука [у] Обратные слоги ам, ум
    Закрепление изученных букв Артикуляция звука [и] Составление и чтение прямых слогов ма, му
    Закрепление изученных букв звуки гласные, согласные Сравнительный анализ прямого и обратного слогов. Слоги ом — мо  
    Буква Н,н; звуки н , нь Звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие. Упр. в составлении и чтении слогов, слов и предложений с этим словом.
    Буква С, с; звуки [с]. [с'] Последовательное выделение звуков в односложных словах без стечения согласных. Звук и буква С,с.
  Буква С, с; звуки [с]. [с'] Последоват. выделение звуков, где 1 слог состоит из 1 гласного Слова, которые начинаются с буквы с
  Буква К, к; звуки [к], [к'] Последоват. выделение звуков, где 1 слог состоит из 1 гласного в двусложных словах, состоящих из открытых слогов Слоги и слова с буквой с. Составление и чтение слов из усвоенных слогов.  
    Буква К, к, звуки [к], [к'] Последоват. выделение звуков, где 1 слог состоит из 1 гласного в двусложных и односложных с закрытым и открытым слогом Звук и буква X, х
    Буква Т, т; звуки [т], [т'] Последоват. выделение звуков, где 1 слог состоит из 1 гласного в односложных словах со стечением согласных Чтение слогов и слов с буквой X
    Буква T, т; звуки [т], [т'] Закрепление пройденного Составление предложений
    Закрепление изученных букв Повторение Закрепление пройденного
                       

Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения.Ниже приведена таблица структуры урока при внутренней дифференциации, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.

Наши рекомендации