Уровни выраженности критериев

1. Сформированность эмоционального компонента эмпатийного способа взаимодействия:

- средний уровень с тенденцией к высокому уровню сформированности проявляется в том, что учителя дают эмоциональный отклик на переживания партнера по общению;

- низкий уровень сформированности проявляется в том, что учителя не дают эмоциональный отклик на состояния партнера.

2. Сформированность когнитивного компонента эмпатийного способа взаимодействия:

- высокий уровень развития способности предвосхищать поступки людей проявляется в том, что педагоги умеют предвидеть последствия поведения, способны предвосхищать поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников взаимодействия по общению;

- высокий уровень развития способности к распознанию структуры межличностных ситуаций проявляется в том, что педагоги способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам. Они обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать речевую экспрессию;

- низкий уровень развития способности предвосхищать поступки людей проявляется в том, чтоучителя плохо понимают связь между поведением и его последствием, так как недостаточно владеют языком телодвижений, взглядов и жестов;

- низкий уровень развития способности к распознанию структуры межличностных ситуаций проявляется в том, что педагоги могут часто ошибаться в понимании смыслов слов учащихся, так как не учитывают (или учитывают неправильно) сопровождающие их невербальные реакции. Плохо распознают вербальные сообщения и могут ошибаться в интерпретации слов собеседника.

3. Сформированность поведенческого компонента эмпатийного способа взаимодействия:

- высокий уровень развития способности к адекватному выражению эмпатического ответа проявляется в том, что учителя находят соответствующий тон общения с разными учениками в разных ситуациях и проявляют ролевую пластичность;

- высокий уровень развития способности к распознанию эмоциональных состояний проявляется в том, что педагоги умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия, понимают логику их развития, чувствуют изменения смысла ситуации. Путем логического умозаключения они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как ученик поведет себя в дальнейшем;

- низкий уровень развития способности к адекватному выражению эмпатического ответа проявляется в том, что учителя плохо распознают различные смыслы сообщений, ошибаются в интерпретации слов;

- низкий уровень развития способности к распознанию эмоциональных состояний проявляется в том, что педагоги испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к различным системам взаимоотношений между учащимися и коллегами.

4. Сформированность профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия:

- высокий уровень проявляется в том, что произошлопереструктурирование профессиональных установок на активно-положительную профессиональную установку на эмпатийный способ взаимодействия;

- низкий уровень проявляется в том, что профессиональные установки педагогов на эмпатийный способ взаимодействия учащихся не изменились.

Анализ формирования компонентов профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия осуществлялся с помощью Т-критерия Вилкоксона. При сравнении результатов по формированию эмоционального компонента профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия в экспериментальной группе обнаруживается тенденция возрастания уровня эмоционального отклика на переживания партнера по общению у педагогов (Tэмп=225,5 при p£0,01) после участия в обучающем эксперименте. У педагогов расширился спектр эмоционально-положительных переживаний. Эмоциональный фон взаимодействия педагогов с детьми стал более благоприятным. Повышение данного критерия обусловлено возрастанием самоценности, эмоциональности и открытости педагогов, расширением опыта эмоциональных переживаний. У педагогов контрольной группы, не участвующих в тренинговой программе по формированию профессиональной установки на эмпатийный способ взаимодействия, данная тенденция не обнаруживается.

Анализ результатов формирования профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия осуществлялся с помощью критерия Фишера. Результаты выявления профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия до обучающего эксперимента и после показывают, что после проведения обучающего эксперимента доля педагогов, у которых сформировалась активно-положительная профессиональная установка на эмпатийный способ взаимодействия (φэмп=2,4 при р<0,01), в экспериментальной группе больше (63,3%), чем в контрольной группе (33%).

Таким образом, реализация программы обеспечила изменение типов профессиональных установок на эмпатийный способ взаимодействия. Это дало возможность педагогам воспринимать эмпатийный способ взаимодействия как способ формирования доверительных отношений, проявления элементов сотрудничества, свободного высказывания собственных мыслей и идей учащимися.

Следовательно, профессиональную установку педагога на эмпатийный способ взаимодействия можно развивать при помощи программы через формирование ее психологических компонентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящена проблеме влияния личностного потенциала педагога на диалогическую направленность педагогического общения. Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

1. Проведенное исследование показало, что личностный потенциал педагога имеет трехкомпонентную психологическую структуру. Смысловой потенциал содержательно характеризуется смысловой структурой личности педагога развивающего типа с высокой степенью присвоенности гуманистического и духовного смысловых уровней и минимальной представленностью низших смысловых уровней. Этот компонент обусловливает смысл и мотивы педагогической деятельности, педагогические установки, влияет на выбор средств и стилей педагогического общения. Потенциал свободы включает в себя установки на включенность и принятие риска, толерантность к неопределенности, трансситуационное творчество, ориентацию на настоящее. В потенциал ответственности входят установка на контроль, трансситуационный локус контроля, опора на позитивный прошлый опыт, целеустремленность, настойчивость, ориентация на действие, автономный локус каузальности, осмысленность жизни. Потенциал свободы и потенциал ответственности отвечают за эффективную саморегуляцию педагогической деятельности. Недоразвитие какого-либо компонента влечет за собой нарушение всей системы саморегуляции педагогической деятельности и негативно сказывается на развитии остальных компонентов личностного потенциала педагога.

2. В ходе эмпирического исследования доказано, что личностный потенциал педагога является фактором развития диалогической направленности педагогического общения. На нее влияют следующие параметры личностного потенциала педагога: ориентация на гуманистические и духовные ценности, опора на внутренние критерии в ситуациях выбора, толерантность к неопределенности, жизнестойкость, способность к жизнетворчеству. Влияние компонентов личностного потенциала педагога на диалогическую направленность педагогического общения объясняется механизмами смыслообразования и смыслопорождения.

3. На основании вариантов развития личностного потенциала педагога и ведущего вида направленности педагогического общения выделяются конформный, квазисвободный, квазиответственный, самодетерминированный типы педагогов. Диалогическая направленность является ведущим видом педагогического общения только у педагогов самодетермированного типа.

4. Профессионализация приводит к формированию особых личностных качеств, присущих представителям данной профессии, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления. Развитие и интеграция свойств личности в процессе профессионального становления способствуют формированию системы профессионально важных качеств, определяющих продуктивность взаимодействия. Отечественные и зарубежные исследователи считают, что одним из наиболее значимых профессионально важных личностных качеств является эмпатия. Развитие эмпатии до уровня профессиональной установки приводит к продуктивному педагогическому взаимодействию. Такую профессиональную установку, изменяющую способ взаимодействия, принято обозначать как «профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия».

5. Программа построена на принципе системного подхода, который рассматривает объект как целое, состоящее из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченных и сложноорганизованных. Свойства объекта как целостной системы определяются не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими связями объекта. Профессиональная установка на эмпатийный способ взаимодействия возникает как активность, в которой соединяются элементы ситуации, имеющие системное качество. Сообразно системному подходу педагогу задаются определенные внешние условия, которые способствуют формированию психологических компонентов как подсистем по отношению к системе эмпатийного способа взаимодействия.

Перспективы изучения этой темы связаны с тем, что в целом проблема личностного потенциала является перспективным полем исследований для психологии личности. В рамках педагогической психологии возможно изучение взаимосвязи личностного потенциала педагога с различными характеристиками педагогической деятельности и педагогического общения, например, педагогической успешностью, педагогическим творчеством, педагогическими позициями и т.д. Для психологии труда открываются возможности повышения стрессоустойчивости и эффективности труда через развитие личностного потенциала специалиста. Полученные в ходе исследования данные о влиянии личностного потенциала педагога на направленность педагогического общения представляют интерес для социальной психологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2. Аверин, В.А. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 192 с.

3. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии[Текст] / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. трудов. / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - Вып. 2. – С. 82-90.

4. Александрова, Л.А., Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования [Текст] / Л.А. Александрова, А.А. Лебедева, Д.А. Леонтьев // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы Второй международной научно-практической конференции. – Кисловодск, 2009. – С.11-16.

5. Алексеев, Н.Г., Рефлексивно-методологический анализ проблематики философии образования [Текст] / Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов //Инновационная деятельность в образовании. – 1995. – №2. – С.76-77.

6. Алешина, Е.К. Методика исследования социального интеллекта: Адаптации теста Дж.Гилфорда и М.Салливена. Руководство по исследованию [Текст] / Е.К. Алешина. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1996. – 56 с.

7. Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

8. Асмолов, А.Г. XXI век: психология в век психологии. Образование личности в контексте разных культур как фактор социальной эволюции [Текст] / А.Г. Асмолов // Развитие личности. – 1999. – №1. – С.22-40

9. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

10. Бахтин, М.М. Из жизни идей [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Лабиринт, 1995. – 151 с.

11. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Советская Россия,1979. – 320 с.

12. Бахтин, М.М. Работы 1940-х – начала 1960-х гг. [Текст] / М.М. Бахтин // Собрание сочинений: В 7 т. – М.: Русские словари, 1996. Т. 5. – 731 с.

13. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.

14. Бобкова, М.Г. Формирование профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия: практическое руководство для школьного психолога [Текст] / М.Г. Бобкова. – Тобольск: минитипография ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. – 48 с.

15. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с.

16. Бодалев, А.А. Психология о личности [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 188 с.

17. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. – М.: Мысль, 1983. – 207 с.

18. Борзенко, И.М. Основы современного гуманизма. [Текст] / И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина – М: Российское гуманистическое общество, 2002. – 350 с.

19. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 304 с.

20. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии [Текст] / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. – 1997. – №5. – С.3-19.

21. Братусь, Б.С. Научная психология на фоне Льва Толстого [Текст] / Б.С. Братусь // Психологический журнал. – 1999. – Т.20. – №3. – С. 119-130.

22. Братусь, Б.С. Образ человека в гуманитарной и христианской психологии [Текст] / Б.С. Братусь // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. – М: Смысл, 1997. – С. 67-92.

23. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура [Текст] / Б.С. Братусь. – М.: Роспедагентство, 1994. – 286 с.

24. Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Метод. пособие для школьных психологов [Текст] / С.Л. Братченко. – Псков: Изд-во Псковского обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1997. – 68 с.

25. Братченко, С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии [Текст] / С.Л. Братченко. – М.: Смысл, 1997. – С.201-222.

26. Братченко, С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / С.Л. Братченко. – Л.,1987. – 193 с.

27. Братченко, С.Л. Диалог [Текст] / С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. – 2007. – № 2 (11). – С. 23-28.

28. Братченко, С.Л. Авторитарный стиль педагогического общения – а что дальше? [Текст] / С.Л. Братченко, С.А. Рябченко // Магистр. – 1996. – № 3. – С. 83-90.

29. Бубер, М. Два образа веры [Текст] / М. Бубер. – М: Республика, 1995. – 464 с.

30. Ванек, Д., Ман, Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действия [Текст] / Д. Ванек, Ф. Ман // Вопросы психологии. – 1989. №3. – С. 75-79.

31. Василюк, Ф.Е. На подступах к синергийной психотерапии: история упований [Текст] / Ф.Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал. – 1997. – № 2. – С. 5-24.

32. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления кризисных ситуаций [Текст] / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.

33. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.

34. Габдулина, Л. И. Стиль педагогического общения и его ценностно-смысловые и когнитивные детерминанты [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Л.И. Габдулина. – Ростов-на-Дону, 1999. – 237 c.

35. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 147-158.

36. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога [Текст] / Н. С. Глуханюк . – 2-е изд., доп. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. – 260 с.

37. Глуханюк, Н.С. Я в профессии и профессиональное Я: результаты исследований [Текст] / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. – 172 с.

38. Горянина, В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия [Текст] / В.А. Горянина // Психологический журнал. – 1997. – № 6. – С.73-83.

39. Громыко, Ю.В. Педагогические диалоги / История разработки деятельностного содержания образования: Пособие для учителя [Текст] / Ю.В. Громыко. – М.: Пушкинский институт, 2001. – 416 с.

40. Гусев, А.И. Современный человек существует в мире неопределенности [Электронный ресурс] // http://institut.smysl.ru/article/tolerance.php

41. Давыдова, Г.И. Рефлексивный диалог в образовательном процессе вуза [Текст] : дис. ... д-ра. пед. наук / Г.И. Давыдова. – М., 2009. – 521 с.

42. Дергачева, О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования [Текст] : дис. … канд. психол. наук. – М., 2005. – 162 с.

43. Дьяконов Г.В. Проблема общения и взаимодействия: диалогический подход [Электронный ресурс] // http://hpsy.ru/public/x1677.htm

44. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000. – 257 с.

45. Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности [Текст] / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. – М: Изд-во МГУ, 1980. – 157 с.

46. Зинченко, В.П. Действие и решение [Текст] / В.П. Зинченко // Проблемы организации принятия решения // Труды ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. – М., ВНИИТЭ ГКНТ СССР, 1983. - Вып. 23. – С. 3-11.

47. Калитеевская Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте [Текст] / Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 49-55.

48. Калитеевская, Е.Р. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков [Текст] / Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, И.В. Бородкина // Психологическая диагностика. – 2007. – №1. – C. 68-79.

49. Камю, А. Бунтующий человек [Текст] / А. Камю. – М.: Терра – Книжный клуб; Республика, 1999. – 416 с.

50. Ковалев, Г. А. Проблема интериоризации в психологии [Текст] / Г.А. Ковалев, Л.А. Радзиховский // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 110-120.

51. Ковалев, Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1987. – № 3. – С. 41-49.

52. Копьев, А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации [Текст] / А.Ф. Копьев // Вопросы психологии, 1990. – № 3. – С.17-25.

53. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека [Текст] / Е.Ю. Коржова. – СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, Союз, 2002. – 334 с.

54. Костылева, А.А. Направленность на диалогическое педагогическое общение и ее личностные детерминанты [Текст] / А.А. Костылева // Материалы всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24-27 мая 2010 г. – Екатеринбург, 2010. – С. 118-122.

55. Костылева, А.А. Экзистенциальная тревога как фактор формирования смысловой структуры личности педагога [Текст] / А.А. Костылева // Вторая Международная научно-практическая конференция «Риски современности» в рамках «Дней экзистенциальной психологии в Кемерово» (Кемерово, 17-18 марта, 2010 г) / под ред. О.В.Лукьянова. – Кемерово, 2010. – С. 161-166.

56. Костылева, А.А. Философско-психологические основания эмпирических исследований духовности [Текст] / А.А. Костылева, Е.Н. Костылев // Материалы всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – С. 66-74.

57. Кочюнас, Р. Группа экзистенциального опыта: теоретические принципы и практическая работа [Текст] / Р. Кочюнас // Existentia: психология и психотерапия. – 2009. – № 2. – С.91-121.

58. Ладенко, И.С. Интеллектуальные системы в целевом управлении [Текст] / И.С. Ладенко. – Новосибирск: Наука, 1987. – 196 с.

59. Левин, К. Динамическая психология [Текст] / К. Левин. – М.: Смысл, 2001. – 572 с.

60. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - Изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1977. – 303 с.

61. Леонтьев, Д.А. Восхождение к экзистенциальному миропониманию [Текст] / Д.А. Леонтьев // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. – М.: Смысл, 2007. – С. 3-12.

62. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации [Текст] / Д.А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002.- Вып. 1. – С. 56-65.

63. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности. – 2 изд. – [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М: Смысл, 1997. – 64 с.

64. Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал.- Т. 21. – 2000. – №1. – С.15-25.

65. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.

66. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2006. – 18 с.

67. Леонтьев, Д.А. Три грани смысла [Текст] / Д.А. Леонтьев // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева. – М.: Смысл, 1999. – 429 с.

68. Леонтьев, Д.А. Опыт структурной диагностики личностного потенциала [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Е.Н. Осин, А.В. Плотникова, Е.И. Рассказова // Психологическая диагностика. – 2007. – №1. – С.8-32.

69. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.

70. Липман, М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия [Текст] / М. Липман // Вопросы философии. – 1995. – № 2. – С. 110-121.

71. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 446 с.

72. Луковицкая, Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Е.Г. Луковицкая. – СПб., 1998. – 173 c.

73. Лукьянов, О.В. Психотерапия – это не то, что вы ждете [Текст] / О.В. Лукьянов. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008. – 56 с.

74. Лушин, П.В. Учимся фасилитировать: Методическое пособие для учителей школ, студентов педагогических специальностей, преподавателей [Текст] / П.В. Лушин, З.А. Ржевская, Е.Г. Данникова, Н.А. Колтко, О.А. Миненко. – Кировоград: Имэкс ЛТД, 2003. – 52 с.

75. Мандрикова, Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности [Текст] / Е.Ю. Мандрикова. – М.: Смысл, 2007. – 15 с.

76. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

77. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. – 425 с.

78. Матюшкин, А.М. Основные направления и проблемы исследования мышления и творчества [Текст] / А.М. Матюшкин // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. – М., 1985. – С. 115-122.

79. Минюрова, С. А. Психология саморазвития человека в профессии [Текст] / С. А. Минюрова. – М.: Компания Спутник +, 2008. – 298 с.

80. Мириманова, М.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие [Текст] / М.С. Мириманова, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 88-98.

81. Миронова, М.Н. Личностно-смысловые детерминанты развития профессионализма педагога [Текст] : дис ... канд. психол. наук / М.Н. Миронова. – М., 2002. – 160 с.

82. Миронова, М.Н. Методика изучения смысловых уровней в структуре личности педагога [Текст] / М.Н. Миронова. – Калуга: Принтер, 2000. – 32 с.

83. Миронова, М.Н. О сопряженной доминанте как основе механизма симбиотической связи [Текст] / М.Н. Миронова // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 58-64.

84. Миронова, М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя [Текст] / М.Н. Миронова // Вопросы психологии . – 1998. – № 1. – С. 44-54.

85. Миронова, М.Н. Уровни личности педагога и тип его влияния на ученика [Текст] / М.Н. Миронова, С.А. Варфоломеев // Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук.– Калуга, 2001. – Вып. №2. - С. 263-285.

86. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 320 с.

87. Митина, Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя [Текст] / Л.М. Митина // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 58-64.

88. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы [Текст] / В.Н. Мясищев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. – 426 с.

89. Носенко, Е. Толерантність до невизначеності як системоутворювальний особистісний чинник творчої обдарованності [Текст] / Е. Носенко, М. Шаповал // Психологія суспільства. – 2002. – №1, – с. 97.

90. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Ж. Нюттен. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.

91. Оборина, Д.Б. Стиль общения в системе установок педагога и его формирование в процессе обучения и воспитания будущих учителей [Текст] / Д.Б. Оборина // Системное исследование индивидуальности. – Пермь,1991. – С.109-110.

92. Овчарова, Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: Учебное пособие [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Моск. психол.- социал. ин-та, 2007. – 305 с.

93. Овчарова, Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом [Текст] / Р.В.Овчарова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – 187 с.

94. Орлов, А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека [Текст] / А.Б. Орлов // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999. – С.509-532.

95. Петракова, Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Т.И. Петракова. – М., 1999. – 440 c.

96. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А. Петровский. – Р. - н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

97. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В.А. Петровский. – М.: Горбунок, 1992. – 224 с.

98. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики [Текст] / С.Д. Поляков. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.

99. Проценко, Б.Н. Психотерапия как образ жизни [Текст] / Б.Н. Проценко // Начала христианской психологии. – М.: Наука, 1995. – С. 208-211.

100. Пузырей, А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология: Учебное пособие по курсу общей психологии [Текст] / А.А. Пузерей. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. – 118 с.

101. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. С.309.

102. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.Р. Роджерс. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 480 с.

103. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

104. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

105. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – М.: Наука, 1997. – 190 с.

106. Рябченко, С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения [Текст] : дис... канд. психол. наук / С.А. Рябченко. – СПб., 1995. – 186 с.

107. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии [Текст] / Ж.-П. Сартр. – М.: Республика, 2000. – 638 с.

108. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм? [Текст] / Ж.- . Сартр // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – С.319-344.

109. Семенов, И.Н. Философия гуманизации образования и рефлексивность диалога [Текст] / И.Н. Семенов // Рефлексивные процессы и управление. – 2001. – № 1. – Т. 1. – С. 113-119.

110. Скрипкина, Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ) [Текст] / Т.П. Скрипкина. – Р.-н/Дону: Изд-во РГПУ, 1997. – 250 с.

111. Слободчиков, В.И. Психологические основы личностно-ориентированного образования [Текст] / В.И. Слободчиков // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. – № 4. – С. 63-72.

112. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] / Е.Т. Соколова. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 215 с.

113. Социальная психология. Словарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева [Текст] // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.

114. Степанов, С.Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами [Текст] : дис. ... д-ра. пед. наук / С.Ю. Степанов. – М., 1999. – 535 с.

115. Степанова, И.Н. Духовность как качество личности и проблема ее воспитания [Текст] / И.Н. Степанова, С.М. Шалютин – Курган: КГУ, 2004. – 155 с.

116. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1983. – 284 с.

117. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: Т.1 [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М., Педагогика, 1981. – 639 с.

118. Сухоруков, А.С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / А.С. Сухоруков. – М., 1997. – 150 с.

119. Сырцова, А. Возрастная динамика временной перспективы личности [Текст] : дис ... канд. психол. наук / А. Сырцова. – М., 2008. – 317 с.

120. Сырцова, А., Возрастная динамика временных ориентаций личности [Текст] / А. Сырцова, О.В. Митина // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 41 – 55.

121. Тиллих, П. Мужество быть [Текст] / П. Тиллих // Избранное. Теология культуры. – М.: Юрист, 1995. – С. 7-131.

122. Ухтомский, А.А. Доминанта [Текст] / А.А. Ухтомский. – М.–Л.: Наука, 1966. – с. 335.

123. Ухтомский, А.А. Избранные труды [Текст] / А.А. Ухтомский. – Л.: Наука, 1978. – 358 с.

124. Флоренская, Т.А. Диалог в работе христианского психолога [Текст] / Т.А. Флоренская // Начала христианской психологии. – М.: Наука, 1995. – С. 194-204.

125. Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

126. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер. – СПб: Наука, 2007. – 624 с.

127. Хараш, А.У. Личность в общении [Текст] / А.У. Хараш // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – С. 30-42.

128. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2003. – 860 с.

129. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении [Текст] / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.

130. Шапкин, С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов [Текст] / С.А. Шапкин. – М., Смысл-ИП РАН, 1997. – 144 с.

131. Шеин, С.А. Диалог как основа педагогического общения [Текст] / С.А. Шеин // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 44-53.

132. Шептенко, О.Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности (на материале педагогического труда). [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / О.Б. Шептенко. – Барнаул, 1998. – 150 с.

133. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. – Р.-н/Д.: Феникс, 1998. – 544 с.

134. Шкуратова И.П., Габдулина Л.И. Стили общения: учебное пособие [Текст] / И.П. Шкуратова, Л.И. Габдулина. – Р.-н/Д.: РГУ, 2000. – 37 с.

135. Шкуратова, И.П. Когнитивный стиль как фактор успешности обучения и общения в учебной сфере [Текст] / И.П. Шкуратова // Личность в деятельности и общении. – Ростов-на-Дону,1997. – С.115-128.

136. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования [Текст] / П.Г. Щедровицкий. – М.: Эксперимент, 1993. – 109 с.

137. Эрдынеев, А.Ц. Особенности характера педагогического общения как выражение индивидуального стиля деятельности преподавателя [Текст] / А.Ц. Эрдынеев // Системные исследования индивидуальности. – Пермь, 1991. – С. 126-128.

138. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия [Текст] / И. Ялом. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 576 с.

139. Binswanger, L. Being-in-the-World: Selected Papers of Ludwig Binswanger [Text] / L. Binswanger. – N.Y.: Basic Books, 1963.

140. Buber, M. The Knowledge of Man – Selected Essays [Text] / M. Buber. – N. Y.: Harper and Row, 1965.

141. Frankl, V. Psychotherapy and existentialism [Text] / V. Frankl – New York: Simon and Schuster, 1967. – 246 p.

142. Kuhl, J. Motivation, Konflikt und Handlungskontrolle [Text] / J. Kuhl. Berlin; Heidelberg; N. Y.: Springer, 1983. – 243 р.

143. Maddi, S.R. Hardiness and Mental Health [Text] / S.R. Maddi, D.M. Khoshaba // Journal of Personality Assessment. – 1994. – Oct. – Vol. 63. – N 2. – Р. 265-274.

144. Mehrabian, A. Measure of Emotional Empathy [Text] // Journal of Personality. – 1972. – Vol. 40. – P. 27-36.

145. Ryan, R.M. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being [Text] / R.M. Ryan, E.L. Deci //American psychologist. – 2000. – vol. 55. – № 1. – Р. 68-78.

146. Spinelli, E. Practicing Existential Therapy: The Relational World [Text] / E. Spinelli. – London: Sage, 2007.

147. van Deurzen, E. Existential Counselling and Psychotherapy in Practice [Text] / E. van Deurzen. London: Sage, – 2002.

148. Zimbardo, P.G. Putting time in perspective: A valid, reliable individual – difference metric [Text] / P.G. Zimbardo, J.N. Boyd // Journal of Personal and Social Psychology. – 1999. – V.77. – № 6. – Р. 1271 – 1288.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Модифицированный вариант методики изучения смысловых уровней в структуре личности педагога М.Н.Мироновой

Инструкция. Уважаемый педагог! Вы участвуете в исследовании личностных особенностей педагогов. Ваши полные и искренние ответы помогут создать программу психологической поддержки педагогов в их личностном и профессиональном развитии. Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов о себе. Если вы согласны с утверждением, в бланке для ответов в клеточке с соответствующим номером поставьте знак «+», если не согласны, то – знак «-». Здесь нет правильных или неправильных ответов, нам важно только Ваше мнение. Подолгу над ответами не задумывайтесь. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.

1. Я думаю, что могу заразить окружающих своими эмоциями.

2. Из двух педагогических целей: 1. Научить ребенка вырабатывать свою собственную систему ценностей; 2. Привить ребенку общественно значимые ценности, для меня важнее первая.

3. Мне кажется, что большинство людей в глубине души считают: как хорошо, когда все близкие и знакомые живут ради них.

4. У меня нет времени заниматься своим духовным развитием.

5. Счастье – это когда ты получаешь максимальное удовольствие от жизни.

6. Я не боюсь критики и не испытываю острую эмоциональную реакцию на нее.

7. Из двух утверждений: 1. При выборе профессии нужно ориентироваться на ее престижность (высокая зарплата, карьерный рост, значимость в обществе); 2. Нужно выбирать профессию «по душе», я согласен со вторым.

8. Меня считают сверхответственным человеком.

9. Мне нравится, что сейчас можно самому выбирать, по каким программам и учебникам работать.

10. Я считаю, что иногда полезно выставить плохую оценку в наказание.

11. Часто мне хочется, чтобы меня пожалели.

12. Я испытываю чувство вины, если мне приходится отстаивать свои интересы, делать что-либо для себя.

13. Я считаю, что для достижения благой цели хороши все средства.

14. Сильный педагог – это такой педагог, который хорошо владеет психикой своих учеников.

15. Есть достаточно много людей, рядом с которыми я чувствую себя маленьким ребенком.

16. Если педагог обещает выставить нерадивому ученику двойку в четверти, то часто это действительно помогает.

17. Нельзя использовать чувство вины в качестве педагогического воздействия.

18. У меня высокая работоспособность, мне даже кажется, что чем больше уроков в день, тем больше во мне энергии.

19. Я считаю, что такого в принципе не может быть, чтобы какая-то педагогическая методика, позволяющая достигать хороших учебных успехов, могла негативно повлиять на духовное развитие ребенка.

20. Если в начале рабочего дня у меня бывает упадок сил, то в конце я чувствую подъем.

21. Я думаю, что нет большого греха в том, что иногда люди немного привирают, чтобы добиться своего.

22. Если я пожелаю чего-либо человеку, то еще никогда не было, чтобы это сбылось на самом деле.

23. Тщеславие – необходимое качество педагога, так как оно помогает быть блестящим профессионалом.

24. Я считаю, что духовный человек обязательно должен вести аскетический образ жизни.

25. Учитель имеет право для достижения педагогических целей манипулировать учеником.

26. Искать в жизни какой-то смысл – бесполезное дело.

27. Наша страна находится сейчас в таком бедственном положении, потому что людям необходима твердая рука.

28. Педагог должен уметь подчинять учеников своей воле.

29. Из двух утверждений: 1. Учитель – это садовник, взращивающий ученика; 2. Учитель – это вершитель судьбы ребенка, мне ближе второе.

30. Я думаю, что большинство людей перестали уважать тех, кто живет «ради общества».

31. Без крепкой дисциплины на уроке бесполезно говорить о каких-либо знаниях учеников.

32. Мне нравится управлять учениками на уроке так, словно я дирижер.

33. Я не испытываю дискомфорт, когда мне приходится давать распоряжения.

34. Я думаю, что для большинства учеников авторитетный педагог – это тот, которого побаиваются.

35. Я считаю, что атеист не может быть духовным человеком.

36. Для меня не очень важно выполнять требования педагогической методики, которой я пользуюсь.

37. Я согласен с утверждением, что «природа не храм, а мастерская, и человек – в ней работник».

38. Мне нравятся люди, которые могут так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.

39. Я считаю, что формирование гражданина должно быть главной целью педагога.

40. Из двух утверждений: 1. Наука должна нести моральную ответственность за свои изобретения; 2. Ученого должна заботить только Истина, я согласен со вторым.

41. Авторитарность – негативное качество, даже так называемая позитивная, т.е. добрая авторитарность.

42. Я явно не обладаю даром внушения.

43. Для меня самое главное в жизни – это здоровье.

44. Я стараюсь вести себя так, чтобы мои ученики опасались вызвать мое неудовольствие.

45. Я считаю, что ученики меня побаиваются, потому что очень уважают.

46. Я стремлюсь быть второй родной матерью (отцом) для своих учеников.

47. Педагог – это скульптор, лепящий ученика по своему замыслу.

48. Моя профессиональная цель – успешно выполнять требования программы.

49. Это верно: какова оплата педагога, таково и качество знаний учащихся.

50. Я считаю, что ради общего дела человек обязан пожертвовать своими личными интересами.

51. От норм морали нельзя отходить ни на йоту, даже если это связано с большими трудностями.

52. Есть люди, рядом с которыми я становлюсь глупее, чем я есть на самом деле.

53. Меня раздражают ученики, которые на уроке мешают достижению поставленных мной целей.

54. Я понимаю тех людей, которые считают, что лучше иметь меньше прав, но и меньше ответственности.

55. Если кто-нибудь сделал мне гадость, то мне ясно раз и навсегда, что он плохой человек.

56. Я не думаю, что есть еще люди, живущие ради своего дела.

57. Если ученики успешно сдают экзамены или выполняют контрольные работы, то неважно, какими средствами педагог достиг этого.

58. У меня есть любимчики, которым я доверяю больше, чем остальным ученикам.

59. Если меня несправедливо раскритикует директор или завуч, то я всегда смогу себя защитить.

60. На уроке мне легко поддержать дисциплину.

61. Я думаю, что главнейшая задача педагога – трансляция культурных ценностей.

62. В детстве я не всегда был послушным ребенком.

63. Я чаще подчиняю людей, чем подчиняюсь чужой воле.

64. Некоторые люди меня буквально завораживают.

65. Как правило, я ухожу от ситуаций, в которых нужно сделать что-то по своему собственному выбору, потому что не хочу нести ответственность.

66. Я уже привык к неприятностям. Видимо, таков мой удел.

67. Из двух утверждений: 1. Педагогическая методика в первую очередь должна давать хорошие учебные результаты; 2. Педагогическая методика в первую очередь должна развивать ученика, я согласен со вторым.

68. Я лучше всего делаю что-либо, когда я среди людей, а в одиночестве все валиться из рук.

69. Педагогические методики должны быть как можно более подробно разработаны, чтобы педагог мог использовать их, совершенно не перерабатывая.

70. Я постоянно вступаю во взаимоотношения с людьми, которым я не могу отказать ни в чем.

71. Плохо, что сейчас нет государственной идеологии, определяющей ценностные ориентиры людей.

72. К концу рабочего дня я устаю так, что бываю похож на выжатый лимон.

73. Я думаю, что в наше время многие считают, что лучше всего быть эгоистом.

74. Я хочу, чтобы меня любили мои ученики и готов многое делать ради этого.

75. Я не осуждаю тех людей, которые привыкли говорить неправду даже там, где естественней и проще говорить правду: они вынуждены так поступать.

76. Из двух утверждений: 1. Человек – хозяин своей судьбы; 2. Жизнь человека в основном определяется внешними силами (обществом, Богом, случайными событиями), мне ближе первое.

77. Я считаю, что люди в основном занимаются искусством ради славы и денег.

78. Я считаю, что духовность и практичность несовместимы.

79. Я чаще подчиняюсь, чем подчиняю людей своей воле.

80. Я не верю, что есть люди, которые делают добрые поступки «просто так», не надеясь получить что-то взамен.

81. Первоочередная задача образования – подготовка хороших специалистов, все остальное не так важно.

82. Я не имею привычки откладывать все «на потом».

83. Из двух утверждений: 1. Человек должен постоянно заниматься своим духовным развитием; 2. Духовным развитием можно заниматься только тогда, когда удовлетворены все насущные потребности, я согласен со вторым.

84. Педагог не должен видеть в воспитании коллективизма свою главную задачу.

85. Если педагогическая методика приносит огромную пользу всему коллективу, но при этом ущемляет интересы отдельного ученика, то я откажусь от нее.

86. Я хорошо чувствую себя в одиночестве.

87. Адаптация ребенка в обществе – ошибочная педагогическая цель, так как там, где есть приспособление, нет развития.

88. Из двух утверждений: 1. Закон, в первую очередь, должен защищать интересы отдельного человека; 2. Закон, в первую очередь, должен защищать интересы всего общества, я согласен со вторым.

89. Я считаю, что среди предпринимателей не может быть духовных людей.

90. Если мне приходится выбирать между интересами отдельного ученика и интересами учебного коллектива, то я, как правило, выбираю второе.

91. Это удобно, что теперь неспособные ученики обучаются в коррекционных классах.

92. Высказывание верно: учитель – это скульптор, отсекающий от глыбы мрамора все лишнее и оставляющий все нужное.

93. Если бы мне пришлось выбирать между общественным прогрессом и благополучием отдельного человека, то я выбрал бы второе.

94. Все в жизни должно определяться законами, и если кто-либо их нарушает, то непременно должен понести соответствующее наказание.

95. Правила, моральные и профессиональные нормы не могут полностью регулировать нашу жизнь.

96. Я не могу быть спокойным, пока большинство моих сограждан несчастливы.

97. Уважительное отношение к своим потребностям и здоровью – необходимое качество духовного человека.

98. Моя жизнь во многом утратила свой смысл после того, как наша великая страна превратилась в развалину.

99. Умение жить в соответствии с духовными ценностями – самое необходимое качество педагога.

100. Без очень хорошо организованного контроля над учениками невозможно добиться сколько-нибудь видимых результатов.

101. Из двух утверждений: 1. Школа должна прививать определенные духовные ценности; 2. Человек должен сам выбирать свой духовный путь, я согласен со вторым.

102. Я стремлюсь экономить свои силы и здоровье, чтобы «не сгореть» на работе.

103. Высказывание верно: педагог должен повторять себя в своих учениках.

104. Истинно духовный человек не должен стремиться к достижению «прагматических» целей.

105. Из двух утверждений: 1. Для полноценной духовной жизни обществу в равной степени нужны наука, искусство и религия; 2. Основу духовной жизни общества должна составлять религия, я согласен с первым.

106. Если бы мне пришлось сегодня подводить итог своей жизни, я бы не сказал, что она была осмысленной.

107. Это верно: результат работы педагога должен быть виден проверяющим и администрации.

108. Как показывает мой опыт, нравственность – не самое важное качество в жизни.

109. Такого в принципе не может быть, чтобы учитель посоветовал ученику что-либо плохое.

110. Я думаю, что ставить в пример нерадивому ученику его брата-отличника непедагогично.

111. Я считаю, что не надо показывать свои чувства перед учениками, так как это подрывает авторитет.

112. Из двух зол: 1. Сверхконтроль учителя над учеником; 2. Контроль, организованный плохо, наихудшим, по-моему, является второе.

113. Терпимость к чужой точке зрения часто является признаком слабости.

114. Прежде чем начать какое-либо дело я всегда ставлю четкие цели, которые согласованы с целями всего педагогического коллектива.

115. Свои способности и таланты человек должен использовать с максимальной выгодой для себя.

116. Думаю, что ради пользы общества иногда оправдана небольшая ложь или неразглашение правды.

117. Я всегда могу заставить ученика выучить урок или сделать то, что положено.

118. Я такой опытный педагог, что всегда могу найти способ заставить ученика согласиться со мной.

119. Если моя цель – блестяще давать уроки, то нет ничего плохого в том, что я «использую» учеников для этой цели.

120. Чтобы достигать своих профессиональных целей, педагог должен быть искусным манипулятором.

121. Из двух утверждений: 1. Не нужно корректировать учеников, так как каждый из них уникален; 2. Учеников нужно корректировать в соответствии с возрастными и социальными нормами, верным является второе.

122. Я полагаю, что человек не имеет возможности осуществить свой жизненный выбор по своему усмотрению, независимо от внешних обстоятельств.

123. Для того, чтобы ребенок хорошо учился, его надо постоянно контролировать.

124. Я испытываю упадок сил во время каникул и в выходные дни.

Бланк ответов

Наши рекомендации