Классификация и характеристика средств обучения
В науке нет строгой классификации дидактических средств. Существуют разные подходы к классификации средств обучения. Традиционной является классификация, в которой выделены наглядные (не технические) средства (предметная наглядность, словесно-образная наглядность, объемная и плоскостная изобразительная наглядность, символическая изобразительная наглядность) и технические средства.
Представим классификацию наглядных пособий и технических средств педагогического процесса в виде таблиц (по Г. М. Коджаспировой)
Таблица - Наглядные (не технические) средства педагогического процесса
Предметные наглядные средства | Изобразительные наглядные средства | |||
Реальные или натуральные объекты: минералы, гербарии растений, чучела животных | Образные | Символические: схемы; чертежи таблицы; диаграммы; графики; карты | ||
Словесные: «словесное рисование», литературные образы дидактические материалы (карточки, конспект-схемы опорные сигналы; | Объемные: статические (макеты, муляжи и т. п динамические.); (модели, механизмы | Плоскостные: картины; иллюстрации; репродукции; рисунки; открытки; карты | ||
Технические средства педагогического процесса
Визуальные | Звуковые (аудио) | Аудиовизуальные | Комбинированные |
Диафильмы. Кодоскопы. Слайды. Диапозитивы. Фото и т. п. | Магнитофонные и лазерные записи. Грамзаписи. Радиопередачи. радио. Магнитофоны. Музыкальные инструменты | Кинофильмы. Видеофильмы. Телевидение и т. п. | Лингафонные устройства (кабинеты). Компьютерные системы Замкнутые учебные телевизионные системы |
Ряд педагогов (В. И. Смирнов и другие) условно подразделяют средства педагогического процесса на три группы: «слово» («живое слово», аудиозапись, «печатное слово»); «образ» (иллюстрации, макеты, видеопродукция, натуральные объекты); «орудия и приспособления» (здания, мебель, оборудование, ЭВМ, аудио- и видеотехника, лабораторно-техническое оборудование, материалы, инструменты).
По субъекту деятельностисредства можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. По характеру воздействия –на средства, воздействующие на зрительное восприятие – визуальные(диоскоп, микроскоп, кодоскоп), звуковые – аудиальные(радио, магнитофон, грамзапись) и аудиовизуальные средства – экранозвуковые(звуковые фильмы, телевиденье, видеомагнитофон).
Среди многих типологий дидактических средств простотой отличается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы: 1) природные средства,которые непосредственно представляют саму действительность; 2) технические средства,которые косвенно отображают действительность. К ним относят визуальные(зрительные), аудиальные(слуховые), аудиовизуальные;3)символические средства,которые представляют действительность с помощью соответствующей символики (например, живого и печатного слова, звуков, технических рисунков, графиков).
В классификации польского дидакта Винцетия Оконя средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителяи автоматизировать действия ученика.
Простые средства:
1.Словесные (учебники, печатные тексты).
2.. Визуальные(реальные предметы, модели, картины, карты, диаграммы).
Сложные средства:
1. Механические визуальные приборы (фотоаппарат, диаскоп, кодоскоп, телескоп).
2. Аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио).
3. Аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком (звуковые фильмы, телевиденье, видеомагнитофон).
4. Средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабины, дидактические машины, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
Распространенной является классификация средств обучения П.И. Пидкасистого. По составу объектов все средства обучения он предлагает разделить на материальные и идеальные.
К материальнымсредствам относятся: учебники,учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, модели, средства наглядности, ТСО, лабораторное оборудование, помещения.
В качестве идеальныхсредств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. д.), учебныекомпьютерные программы.
Наглядность –универсальное средство обучения и воспитания, которое одинаково ценно с учащимися разных возрастных групп: чем моложе ученики и воспитанники, тем необходимее и важнее использование наглядности.
Технические средства обучения (ТСО) –совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Они объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Современным универсальным обучающим средством является компьютер. Он может использоваться при изучении всех учебных предметов всеми группами обучаемых. При этом компьютер выступает как средство, повышающее эффективность обучения в целом, так и средство учебной деятельности учащихся, в том числе как объект их изучения.
Выделяют две области применения компьютера. Первая из них — компьютерная поддержка традиционного обучения. В этом случае применение компьютера связано с решением разнообразных задач обучения: 1) предъявление информации в разных формах (словесной, наглядной, экспериментальной); 2) формирование у школьников общеучебных и специальных умений по тем или иным предметам; 3) контроль, оценка и коррекция результатов обучения; 4) организация индивидуального и группового обучения; 5) управление процессом обучения.
Вторая область — это собственно компьютерное обучение, то есть обучение, реализуемое с помощью компьютерных программ разного назначения.
В целом внедрение компьютера в педагогический процесс позволяет решать те же методические задачи, что и традиционные наглядные пособия или технические средства. Вместе с тем только компьютер позволяет осуществить адаптивность учебного материала (учет индивидуальных особенностей учащихся), многотерминальность (одновременная работа группы пользователей), интерактивность (взаимодействие технического средства и учащегося, имитирующее в некоторой степени естественное общение), подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеурочное время. Немаловажно, что интерес учащихся к компьютерной технике приводит к высокой мотивации учебной деятельности с помощью компьютера.
7. Требования, предъявляемые к средствам обучения
В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции. Оптимальным следует считать при изучении трудной темы 4-5 демонстраций на урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля. Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны с последних мест.
Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования в познавательной деятельности учащихся.
Таблицы и плакаты необходимо бережно хранить в подвешенном виде в специальном месте, защищенном от пыли и прямых солнечных лучей.
Применяя средства наглядности в педагогическом процессе, необходимо соблюдать определённые требования:
· наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению;
· осознание педагогом цели, времени, места применения наглядных средств;
· адекватность объекта или его изображения стоящим учебным задачам;
· мера в применении на одном уроке (занятии);
· при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии они должны представляться по мере необходимости и быть закрытыми для восприятия до нужного момента;
· наглядный предмет не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся;
· эстетическое оформление наглядного средства;
· учет уровня развития, обученности и воспитанности учащихся.