Классификация и характеристика средств обучения

В науке нет строгой классификации дидактических средств. Существуют разные подходы к классификации средств обучения. Традиционной является классификация, в которой выделены наглядные (не техни­ческие) средства (предметная наглядность, словесно-образная наглядность, объем­ная и плоскостная изобразительная наглядность, символическая изобразительная наглядность) и технические средства.

Представим классификацию наглядных пособий и технических средств педагоги­ческого процесса в виде таблиц (по Г. М. Коджаспировой)

Таблица - Наглядные (не технические) средства педагогического процесса

Предметные наглядные средства Изобразительные наглядные средства
Реальные или натураль­ные объекты: минералы,   гербарии растений, чучела животных Образные Символические: схемы; чертежи таблицы; диаграммы; графики; карты
Словесные: «словесное рисование», литературные образы дидактические материалы (карточки, конспект-схемы опорные сигналы; Объемные: статические (макеты, муляжи и т. п динамические.); (модели, механизмы Плоскостные: картины; иллюстрации; репродукции; рисунки; открытки; карты
         

Технические средства педагогического процесса

Визуальные Звуковые (аудио) Аудиовизуальные Комбинированные
Диафильмы. Кодоскопы. Слайды. Диапозитивы. Фото и т. п. Магнитофонные и лазерные записи. Грамзаписи. Радиопередачи. радио. Магнитофоны. Музыкальные инструменты Кинофильмы. Видеофильмы. Телевидение и т. п. Лингафонные устройства (кабинеты). Компьютерные системы Замкнутые учебные телевизионные системы

Ряд педагогов (В. И. Смирнов и другие) условно подразделяют средства педагоги­ческого процесса на три группы: «слово» («живое слово», аудиозапись, «печатное слово»); «образ» (иллюстрации, макеты, видеопродукция, натуральные объекты); «орудия и приспособления» (здания, мебель, оборудование, ЭВМ, аудио- и видеотех­ника, лабораторно-техническое оборудование, материалы, инструменты).

По субъекту деятельностисредства можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. По характеру воздействия –на средства, воз­действующие на зрительное восприятие визуальные(диоскоп, микроскоп, кодоскоп), звуковые аудиальные(радио, магни­тофон, грамзапись) и аудиовизуальные средства экранозвуковые(звуковые фильмы, телевиденье, видеомагнитофон).

Среди многих типологий дидактических средств простотой отли­чается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы: 1) природные средства,которые непосредственно представ­ляют саму действительность; 2) технические средства,которые косвенно отображают действительность. К ним относят визуальные(зрительные), аудиальные(слуховые), аудиовизуальные;3)символические средства,которые представляют действи­тельность с помощью соответствующей символики (напри­мер, живого и печатного слова, звуков, технических рисун­ков, графиков).

В классификации польского дидакта Винцетия Оконя средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителяи автоматизировать действия ученика.

Простые средства:

1.Словесные (учебники, печатные тексты).

2.. Визуальные(реальные предметы, модели, картины, карты, диаграммы).

Сложные средства:

1. Механические визуальные приборы (фотоаппарат, диаскоп, кодоскоп, телескоп).

2. Аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио).

3. Аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком (звуковые фильмы, телевиденье, видеомагнитофон).

4. Средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвисти­ческие кабины, дидактические машины, компьютеры, инфор­мационные системы, телекоммуникационные сети).

Распространенной является классификация средств обучения П.И. Пидкасистого. По составу объектов все средства обучения он предлагает разделить на материальные и идеальные.

К материальнымсредствам относятся: учебники,учебные посо­бия, дидактические материалы, книги-первоисточники, модели, средства наглядности, ТСО, лабораторное оборудование, помещения.

В качестве идеальныхсредств обучения выступают общеприня­тые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (пись­менная речь), система условных обозначений различных дисцип­лин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литера­тура), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграм­мы, фото и т. д.), учебныекомпьютерные программы.

Наглядность –универсальное средство обучения и воспитания, которое одинаково ценно с учащимися разных возрастных групп: чем моложе ученики и воспитанники, тем необходимее и важнее ис­пользование наглядности.

Технические средства обучения (ТСО) –совокупность техниче­ских устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Они объединяют два поня­тия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих уст­ройств воспроизводятся.

Современным универсальным обучающим средством является компьютер. Он может использоваться при изучении всех учебных предметов всеми группами обучаемых. При этом компьютер выступает как средство, повышающее эффектив­ность обучения в целом, так и средство учебной деятельности учащихся, в том числе как объект их изучения.

Выделяют две области применения компьютера. Первая из них — компьютерная поддержка традиционного обучения. В этом случае применение компьютера связано с решением разнообразных задач обучения: 1) предъявление информации в разных формах (словесной, наглядной, экспериментальной); 2) формирование у школьни­ков общеучебных и специальных умений по тем или иным предметам; 3) контроль, оценка и коррекция результатов обучения; 4) организация индивидуального и груп­пового обучения; 5) управление процессом обучения.

Вторая область — это собственно компьютерное обучение, то есть обучение, реа­лизуемое с помощью компьютерных программ разного назначения.

В целом внедрение компьютера в педагогический процесс позволяет решать те же методические задачи, что и традиционные наглядные пособия или технические сред­ства. Вместе с тем только компьютер позволяет осуществить адаптивность учебного материала (учет индивидуальных особенностей учащихся), многотерминальность (од­новременная работа группы пользователей), интерактивность (взаимодействие тех­нического средства и учащегося, имитирующее в некоторой степени естественное общение), подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеурочное время. Немаловажно, что интерес учащихся к компьютерной технике приводит к высокой мотивации учебной деятельности с помощью компьютера.

7. Требования, предъявляемые к средствам обучения

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции. Оптимальным следует считать при изучении трудной темы 4-5 демонстраций на урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля. Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны с последних мест.

Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необ­ходимости их использования в познавательной деятельности уча­щихся.

Таблицы и плакаты необходимо бережно хранить в подвешенном виде в специальном месте, защищенном от пыли и прямых солнеч­ных лучей.

Применяя средства наглядности в педагогическом процессе, необходимо соблю­дать определённые требования:

· наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению;

· осознание педагогом цели, времени, места применения наглядных средств;

· адекватность объекта или его изображения стоящим учебным задачам;

· мера в применении на одном уроке (занятии);

· при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии они долж­ны представляться по мере необходимости и быть закрытыми для восприятия до нужного момента;

· наглядный предмет не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся;

· эстетическое оформление наглядного средства;

· учет уровня развития, обученности и воспитанности учащихся.

Наши рекомендации