Глава v. оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью
В программу обследования учащихся 3-4-х классов, наряду с изучением устной речи, письма и чтения, следует включать исследование операциональных компонентов и психических функций, необходимых для развития письменноречевой деятельности. Это позволяет своевременно выявить и предупредить специфические трудности овладения связной письменной речью, которые в полной мере проявляются в старших классах далее у тех учащихся, у которых, казалось бы, преодолены проблемы в устноречевом развитии (Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, О.Е. Грибова и др.).
Успешность овладения навыками изложения собственных мыслей в письменной форме зависит от уровня готовности к самостоятельной письменной речи и предполагает полноценное состояние устноречевых, операциональных и функциональных предпосылок письменноречевой деятельности (Г.В. Чиркина, ' Е.Н. Российская).
Методика оценки потенциальной готовности к овладению навыками письменной речи разработана и апробирована нами под руководством д. пед. н., профессора Г.В. Чиркиной (1999) в рамках ' исследования проблемы обучения письменной речи. Она направ- ! лена на выявление:
резервных возможностей учащихся при овладении навыками изложения собственных мыслей в письменной форме; симптомов нарушения операций и функций, наиболее «ответственных» за развитие письменной речи. Структура методики включает три блока:
1) выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи;
2) определение актуального уровня операциональных компонентов письменноречевой деятельности;
3) диагностику функциональных предпосылок письменной
речи.
Методика предполагает балльно-уровневую систему оценки выполнения заданий, что делает ее использование удобным в| процессе логопедического обследования и составления перспективного плана коррекционной работы, а также при оценке динамики формирования навыков самостоятельной письменной! речи.
ЛурияА.Р, Очерки психофизиологии письма. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
Никишина НА. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ// Вопросы логопедии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Садовникоеа И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие — М.: Владос, 1995.
Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М.: Педагогика, 1969.
Выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи
К числу основных фактов, препятствующих полноценному овладению связной письменной речью, относятся: нарушения звукопроизношения, отражающиеся на письме; нарушения фонематического слуха; нарушения лексико-грамматического строя речи. (См. соответствующие главы данного пособия.)
Оценка состояния устноречевых предпосылок письменной речи осуществляется по двухбалльной системе.
Состояние звукопроизношения:
- отсутствие нарушений звукопроизношения — 2 балла;
- нарушение звукопроизношения, не отражающееся на
письме — 1 балл;
- нарушение произношения, отражающееся на письме — 0 баллов.
- Состояние фонематического слуха:
- отсутствие нарушений фонематического слуха — 2 балла;
- нарушение различения аффрикат и их составляющих —
1 балл;
- нарушение фонематического слуха — 0 баллов.
Состояние лексико-грамматического строя речи:
- отсутствие нарушений лексико-граматического строя
речи — 2 балла;
- нерезко выраженное лексико-грамматическое недоразвитие — 1 балл;
- нарушение лексико-грамматического строя речи — 0 баллов.
Итоговый показатель устноречевой готовности определяется исходя из среднего арифметического (баллы-оценки каждого задания суммируются, и полученная сумма делится на 3 — количество заданий) и соответствует:
2 балла — оптимальному уровню устноречевой готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи;
1 балл — допустимому уровню;
О баллов — критическому.