Занятия в спортивных секциях

Занятия в спортивных секциях – многокомпонентный процесс. Их успех зависит от правильно подобранных упражнений, от реализации задач физической, технической, тактической, психологической, теоретической и интегральной подготовки, а также от умения учителя (преподавателя, тренера) использовать имеющиеся средства и методы в зависимости от контингента занимающихся и условий, в которых проводится тренировка.

Основным средством подготовки спортсменов служат физические упражнения. Их принято группировать по значимости в процессе подготовки. Группирование упражнений в известной мере условно, однако оно способствует лучшему построению учебно-тренировочного процесса, позволяет учителю (преподавателю, тренеру) из всего многообразия упражнений правильно выбрать именно те, которые содействуют решению конкретной задачи обучения.

Спортивная подготовка – это направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), с помощью которых обеспечивается готовность занимающихся к спортивным достижениям.

Условно весь процесс спортивной подготовки можно разделить на обучение и тренировку.

Под обучением принято понимать начальный этап овладения занимающимися определенной системой знаний, умений и навыков. Основное содержание обучения – развитие физических качеств, освоение технических приемов того или иного вида спорта, простейших тактических действий, формирование двигательных навыков.

Тренировка – это дальнейший этап подготовки, направленный на закрепление и совершенствование полученных знаний, умений и навыков. Основное содержание тренировки – совершенствование физических качеств, технических приемов, тактических действий, развитие моральных и волевых качеств.

Обучение и тренировку следует рассматривать как многолетний специально организованный единый педагогический процесс. Между ними не должно существовать резкой грани, поскольку при обучении одновременно тренируют, а тренируя – обучают.

Процесс обучения и тренировки строится с учетом воспитания у занимающихся чувства товарищества и коллективизма. На занятиях особое внимание уделяют становлению спортивного характера. Органически сочетают развитие у спортсменов умений и навыков с привитием им гуманистического отношения к партнёрам и соперникам.

Исходя из этого, основными задачами учебно-тренировочного процесса являются:

1. Воспитание моральных и волевых качеств.

2. Всестороннее ФР и укрепление здоровья.

3. Соответствие требованиям Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

4. Овладение специальными знаниями и навыками.

5. Получение спортивного разряда и дальнейшее повышение спортивной квалификации.

Перечисленные задачи могут быть успешно решены при правильной организации и образцовом проведении учебно-тренировочных занятий. При этом в отдельном занятии целесообразно решать не более 2–3 задач.

Учебно-тренировочные занятия проводятся в форме урока. Каждому уроку предшествует план, позволяющий учителю (преподавателю, тренеру) разместить учебный материал в строгой последовательности, найти рациональную форму организации и наилучшие методы преподавания. Урок-тренировка отвечает тем же дидактическим требованиям, что и уроки по другим предметам. Он должен обогащать занимающихся новыми умениями и навыками, совершенствовать ранее приобретенные знания.

В целях повышения интереса к занятиям в спортивных секциях учителю (преподавателю, тренеру) целесообразно использовать соревновательную форму проведения занятий.

С целью более углубленного усвоения пройденного материала учитель (преподаватель, тренер) дает занимающимся домашние задания по ФП и технике. В число домашних заданий входят упражнения, направленные на развитие физических качеств.

Тактическая подготовка направлена на умение спортсменов организовать свои действия с учетом сложившейся ситуации. В процессе тренировок формируют тактические умения, направленные на победу над соперником.

В процессе тактической подготовки имеют место те же этапы, что и при решении задач технической подготовки. При этом, естественно, учитывается специфика тактики. При изучении тактики в упрощенных условиях сложные тактические действия делят на части, применяют сигналы, ориентиры и т.д.

Теоретическая подготовка является неотъемлемой частью учебно-тренировочной работы. В процессе ее занимающиеся приобретают знания по общим основам спортивной тренировки, физиологии, психологии, анатомии, теории и методики избранного вида спорта; изучают основы техники и тактики, правила и методику судейства. Эти знания помогают им активно усваивать учебный материал, способствуют полноценному использованию техники и тактики.

Психологическая подготовка направлена на воспитание моральных и волевых качеств спортсмена, на приспособление к своеобразным, быстро меняющимся условиям соревнований. В процессе психологической подготовки формируется и совершенствуется воля к победе, происходит адаптация спортсменов к условиям соревнований.

Интегральная подготовка направлена на обучение занимающихся вести спортивную борьбу и добиваться успеха. В процессе интегральной подготовки совершенствуются взаимосвязи всех сторон подготовки, реализуются задачи теоретической, физической, технической и тактической подготовки, повышается работоспособность, достигается стабильность двигательных навыков в сложных условиях соревнований.

Реализация требования постепенного и максимального увеличения тренировочных нагрузок в подготовке спортсменов находит свое конкретное выражение в распределении нагрузок в тренировочных и межигровых циклах при волнообразном характере их возрастания. При этом предусматривается:

– при повышении спортивных нагрузок подготовка организма к восприятию последующей, более высокой нагрузки;

– создание условий для мобилизации возможно больших ресурсов организма при выступлениях в соревнованиях путем использования неспецифических средств тренировки;

– упрочение выработанного режима на фоне высокой интенсивности восстановительных процессов, широкого использования восстановительных упражнений и средств, ускоряющих процесс восстановления.

Требование постепенного и максимального увеличения тренировочных нагрузок опирается на единство работы и восстановления и их органическую взаимосвязь. Использование этого требования в практике – творческий процесс, предусматривающий хорошую теоретическую и практическую подготовку учителя (преподавателя, тренера) нормальные условия для тренировки и строгое соблюдение занимающимися общего и спортивного режима.

Для тренировки спортсменов типичен волнообразный характер нагрузок, позволяющий удерживать высокую спортивную форму продолжительное время за счет соответствующих объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, а также отдыха с учетом взаимодействия процессов утомления и восстановления.

Работа в спортивных секциях организовывается по различным видам спорта, которые сгруппированы и классифицируются как спортивные игры, циклические и ациклические виды спорта.

Детальное рассмотрение основ видов спорта выполнено с расчётом на то, что учитель (преподаватель, тренер), даже не имея опыта в организации работы по спорту, сможет изучить изложенный материал, что позволит ему целенаправленно и профессионально спланировать и проводить занятия в спортивных секциях.

В учреждениях общего среднего образования организовывается работа спортивных секций по видам спорта, включенным в учебную программу «Физическая культура и здоровье», для учащихся при наличии их желания и имеющихся условий.

Планирование занятий в спортивных секциях осуществляется с учетом специфики видов спорта. Они по структуре соревновательных действий подразделяются на:

– группу циклических видов спорта (лыжный спорт, гребля, велосипедный спорт, плавание, легкая атлетика (все виды бега) и др.);

– группу ациклических видов спорта (акробатика, аэробика, гимнастика и др.);

– смешанную группу видов спорта (различные спортивные игры: баскетбол, бадминтон, волейбол, гандбол, настольный теннис, теннис, футбол, хоккей и др.)[189].

Контрольные вопросы и темы для закрепления иатериала:

1. По каким направлениям осуществляется факультативная работа с учащимися в сфере ФК?

2. Каковы задачи физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня?

3. Какие физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня с учащимися проводятся в учреждениях образования?

4. Каковы цель и задачи спортивно-массовой работы с учащимися?

5. В каких формах проводится спортивно-массовая работа с учащимися в учреждениях образования?

6. Особенности занятий в спортивных секциях.

Рекомендуемая литература:

1. www.adu.by

2. www.sporteducation.by

3. Балябо, В.В. Организация и проведение урока футбола (часа футбола) в общеобразовательном учреждении / В.В. Балябо, А.Д. Канищев, В.С. Овчаров. Методические рекомендации. – Минск, 2008. – 12 с.

4. Овчаров, В.С. Играем в футбол. Учебная программа факультативных занятий для 5–11 классов общеобразовательных учреждений / В.С. Овчаров. – Минск: Асар, 2010. – 128 с.

5. Травин, А.В. Атлетическая гимнастика. 7–11 классы. Учебная программа факультативных занятий: пособие для учителя / А.В. Травин. – Минск: Асар, 2010. – 18 с.

Наши рекомендации