Тема I. Феномен педагогики
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра педагогики
Г.Б. Корнетов
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
2-е изд., перераб. и доп.
Допущено Учебно-методическим объединением
по специальностям педагогического образования
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по педагогическим специальностям
(ОПД.Ф.02 – Педагогика)
АСОУ
ББК 74.03
УДК 37.01:37(09)
К 67
Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – АСОУ, 2009. – 296 с.
ISBN 978-5-204-01938-3
Рассматриваются феномены педагогики, образования, воспитания, обучения, образовательной среды, анализируются деструктивные последствия образования, раскрываются смысл и значение дисциплины и свободы в образовании, особенности педагогики авторитета, манипуляции и поддержки, сущность и пути умственного и нравственного образования, характер и особенности образования человека как индивида, личности и индивидуальности, анализируется феномен демократической педагогики.
Пособие представляет собой учебно-методический комплекс, рассчитанный на 54 часа аудиторных занятий. Структурно содержание разделено на девять тем и 27 занятий. К каждому занятию даются программа, список основных понятий, вопросы, литература, материалы к изучению темы и фрагменты из педагогических текстов.
Студентам, изучающим курс "Педагогика", преподавателям педагогическим дисциплин.
ББК 74.03
УДК 37.01:37(09)
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Академии социального управления
Рецензенты:
д-р пед. наук, чл.-корр. РАО В.Г. Безрогов,
канд. пед. наук, доцент Н.Б. Баранникова
ISBN 978-5-204-01938-3 © Корнетов Г.Б., 2009
© АСОУ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............................................................................................... 5
Тема I. Феномен педагогики
Занятие 1. Лекция "Педагогика как наука об искусстве воспитания и обучения человека" 7
Занятие 2. Лекция "Человек как предмет педагогики" ...................................... 14
Занятие 3. Семинар "Как стать педагогом" ........................................................ 25
Тема II. Образование, воспитание, обучение
Занятие 4 Лекция "Феномен образования" ......................................................... 34
Занятие 5. Лекция "Воспитание и обучение как две подсистемы образования" 45
Занятие 6. Семинар "Главное условие педагогической эффективности образования" 54
Тема III. Образовательная среда
Занятие 7. Лекция "Феномен образовательной среды" ..................................... 67
Занятие 8. Лекция "Проектирование образовательной среды" .......................... 76
Занятие 9. Семинар "Воспитание и обучение через образовательную среду" .. 85
Тема IV. Деструктивные последствия образования
Занятие 10. Лекция "Проблемы и противоречия образования" ......................... 95
Занятие 11. Лекция "Образование как принуждение и насилие" ........................ 111
Занятие 12. Семинар "Деформация человека в образовании" ........................... 123
Тема V. Дисциплина и свобода в образовании
Занятие 13. Лекция "Место и роль дисциплины в образовании" ....................... 135
Занятие 14. Лекция "Свобода как ценность, цель, средство и условие образования" 146
Занятие 15. Семинар "Пути и способы поддержания дисциплины и реализация принципа свободы в образовании" 155
Тема VI. Авторитет, манипуляция и поддержка в образовании
Занятие 16. Лекция "Педагогика авторитета" ...................................................... 165
Занятие 17. Лекция "Педагогика манипуляции и педагогика поддержки" ........ 175
Занятие 18. Семинар "Реализация педагогики авторитета, манипуляции и поддержки в образовании" 186
Тема VII. Умственное и нравственное образование человека
Занятие 19. Лекция "Умственное образование" .................................................. 198
Занятие 20. Лекция "Нравственное образование" ............................................... 205
Занятие 21. Семинар "Пути и способы умственного и нравственного образования" 214
Тема VIII. Образование человека как индивида,
личности и индивидуальности
Занятие 22. Лекция "Индивидные свойства человека в образовании" .............. 229
Занятие 23. Лекция "Образование личности человека" ...................................... 239
Занятие 24. Семинар "Образование индивидуальности человека" .................... 244
Тема IX. Горизонты демократической педагогики
Занятие 25. Лекция "Сущность и особенности демократической педагогики" . 254
Занятие 26. Лекция "Образ демократической школы" ....................................... 262
Занятие 27. Семинар "Метод проектов и продуктивное обучение в демократической школе" 274
Литература ................................................................................................... 288
Приложения:
1. Примерное планирование занятий ............................................................... 290
2. Список имен .................................................................................................. 291
Предисловие
Образование так же древне, как и само человечество. Оно возникло одновременно с обществом, развивалось и модифицировалось на протяжении всей его истории. Уже в глубокой древности люди пришли к пониманию огромной роли воспитания и обучения как в жизни отдельного человека, так и в жизни социума. Они пытались осмыслить опыт педагогической деятельности, понять причины удач и неудач в деле воспитания и обучения, сформулировать цели образования, определить оптимальные пути, способы и средства их достижения.
В первобытных общинах каменного века взрослые заботились о воспитании каждого ребенка, а подростки могли стать полноправными членами первобытных коллективов только пройдя цикл обрядов посвящения, составной частью которых было обязательное обучение.
"Полезен для тебя будет даже один день в школе", – внушали учащимся в Древнем Египте. "Наставь юношу при начале пути его; он не уклонится от него, когда и состареет", – говорилось в Библии. "Человек может исполнить свой долг перед предками и выполнить свою священную религиозную обязанность, только родив детей и дав им достойное воспитание, учили "Упанишады" последователей индуизма.
Двадцать пять веков назад в Древнем Китае Конфуций утверждал, что первейшая обязанность мудрого правителя – накормить народ и дать ему достойное образование. На другом конце евразийского континента 100 лет спустя "мудрейший из греков" Сократ убеждал афинян, что лишь посредством образования человека можно сделать добродетельным, а общество справедливым. Его ученик, великий Платон, считал образование важнейшей функций государства, без правильного осуществления которой невозможно построить идеальное общество.
Христианство возникло как великий проект перевоспитания человечества…
На протяжении веков и тысячелетий появлялись все новые педагогические проекты, призванные сделать людей совершенными, добродетельными, счастливыми, а государство и общество – идеальными и совершенными. Целая эпоха получила название "Век Просвещения". Ее идеологи видели в просвещении народа важнейшее условие морального совершенствования человечества, распространения знаний, залог прогрессивного развития общества.
И сегодня в перспективе XXI столетия образование рассматривается как важнейшая движущая сила развития постиндустриальной цивилизации – общества, основанного на знаниях.
Человеческая жизнь устроена таким образом, что каждый из нас постоянно оказывается то в позиции ученика-воспитанника, то в позиции учителя-воспитателя. Искать ответы на вопрос, как вести себя в педагогических ситуациях, приходится и профессиональным учителям, и воспитателям, и тем, кто оказывается таковыми в силу различных жизненных обстоятельств.
В настоящем пособии рассматриваются феномены педагогики, образования, воспитания, обучения, образовательной среды, анализируются деструктивные последствия образования, раскрываются смысл и значение дисциплины и свободы в образовании, особенности педагогики авторитета, манипуляции и поддержки, рассматриваются сущности и пути умственного и нравственного воспитания, характер и особенности образования человека как индивида, личности и индивидуальности, анализируется феномен демократической педагогики.
Тема I