Ситуации затруднений и пути выхода из них.
Выделяют несколько типов проблемных ситуаций:
1) учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос;
2) учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых обстоятельствах, заданных проблемной ситуацией;
3) имеется противоречие между теоретическим путем решения задачи и практической неосуществимостью данного способа;
4) имеется противоречие между практическим результатом выполнения задачи и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Существует несколько способов создания проблемных ситуаций, например, постановка проблемного вопроса, задание, демонстрация опыта и т.д.
Решение проблемной ситуации начинается с вычленения проблемы, заключенной в ней. “Видение” проблемы учащимися, осознание сущности затруднения, противоречия возможно только при правильном учете знаний, имеющихся у учащихся. Если этих знаний недостаточно, то противоречие не будет замечено школьниками, не будет воспринято ими как субъективная проблема, мыслительная деятельность для ее решения не будет активизирована.
Проблемная ситуация не воспримется как содержащая проблему и в том случае, когда учащиеся могут на основе имеющихся знаний, без поиска новых, неизвестных им знаний, решить проблемную ситуацию, объяснить содержащееся в ней противоречие. Субъективно и в этом случае не будет проблемы. Для решения ситуации такого типа необходимо привлечение не механизмов мышления, а механизмов памяти.
В учебной деятельности возможны три варианта выделения проблемы из проблемной ситуации.
1. Учащиеся самостоятельно находят, осознают проблему.
2. Осознание и выделение проблемы происходит с помощью учителя.
3. Учитель показывает учащимся проблему, раскрывает противоречие, которое содержит проблемная ситуация.
Во всех случаях выделение проблемы уже определяет пути ее будущего решения. От того, насколько правильно сформулирована проблема, зависит область поиска данных, необходимых для ее решения.
Процесс решения проблемы включает целый ряд этапов, зависящих от специфики содержания поставленной перед учащимися проблемы и от возможности ее решения:
1) правильная и четкая формулировка проблемы;
2) составление плана решения (выбор вариантов решения);
3) выдвижение предположений и обоснование гипотез;
4) доказательство гипотезы;
5) проверка решения проблемы;
6) повторение и анализ процесса решения.
Ученики должны понять каждый шаг решения, суть допущенных ошибок, неправильных предположений, гипотез.
Рассмотрим подробнее некоторые из этапов решения.
1. Формулировка проблемы, как уже было показано, означает, что ученик понимает возникшую перед ним задачу и в некоторой степени видит возможные пути ее решения. Осознав невозможность решения проблемы ни одним из известных ему способов, ученик начинает сбор информации о признаках и свойствах элементов, составляющих проблемную ситуацию, переработка которых и будет составлять усвоение нового знания.
2. Составление плана решения предполагает определенную степень актуализации прежнего опыта и способов решения. Составление плана зависит от умения ученика предвидеть последующие шаги. Он мысленно забегает вперед, смутно представляя себе результат решения, фиксируя последовательность своих действий на основе опыта решения проблем вообще, на основе интуитивного мышления. В итоге такого мысленного забегания вперед возникает идея решения, предположение о принципе, на котором оно, вероятно, будет построено. Однако предположение не всегда оказывается приемлемым способом решения возникшей проблемы. Часто только одно из многих предположений может создать гипотезу.
3. Гипотезой можно считать только обоснованное предположение. Она определяет направление познавательной деятельности в создавшейся проблемной ситуации. Построение гипотезы возможно только на основе тщательного изучения явлений, фактов, данных учебной задачи.
4. Доказательство гипотезы происходит сразу после ее выдвижения и обоснования. Процесс доказательства осуществляется путем выведения из гипотезы следствий, которые подвергаются практической проверке или сопоставляются с другими понятиями или знаниями.
Для этого необходимо научить школьников анализировать учебный материал, выделять в нем главные и второстепенные элементы, сравнивать, сопоставлять, синтезировать, обобщать и делать выводы. И самое главное – учащиеся должны уметь держать в уме основную нить рассуждений, не теряя цели анализа фактов. Тогда ученик самостоятельно будет искать в различных источниках дополнительные факты, которые могут содержать новые для него знания.
Умение находить в учебном материале новые и нужные факты и приемы для доказательства и практической проверки правильности выдвинутой гипотезы – одно из важнейших условий решения учебных проблем. Выдвижение первичных гипотез о пути решения проблемы, обоснование гипотезы и ее доказательство является процессом творческого усвоения учащимися новых действий, знаний и отношений.
5. Истинность новых знаний проверяется на практике. Этому этапу решения соответствует этап учебной деятельности, в результате которого или практически завершается доказательство выдвинутой гипотезы, или решение одной проблемы перерастает в другую, или добытые знания непосредственно прилагаются к учебно-практической деятельности. В большинстве случаев добытое новое знание, или отношение, или способ действия закрепляются путем его последующего применения в упражнениях и самостоятельных работах.