Виды педагогической практики на руси
Система начального обученияна Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы обществен-но-пед. практики (в семье, мастерами грамоты и др.). Грамотность в Ран-несредневековой Руси была распространена повсеместно.
Педагогическая мысльпредставлена списками Поучений Иоанна Златоуста, сборниками Измарагды и др. Пед. идеи Златоуста и проблемы обучения развивали Кирилл Туровский (ум. 1182) и Кирик Новгородец (Учение ведати человеку числа всех лет, XII в.). Важные сведения о воспитательных ядеалах Древней Руси содержат Поучение Владимира Мономаха, Моление Даниила Заточника, Изречения Исихия и Варнавы, изборник Пчела и др.
Изборник (1076):«Чтение книг... полезно для каждого христианина. Каким человеку следует быть: Пред старцами — молчание, пред мудрыми — послушание, с равными дружбу иметь, с младшими — дружелюбное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным, а святым обмывать ноги».
Поучение ВладимираМономаха: «...Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь... Леность ведь всему мать».
Пчела: Иоанн Богослов. «Безмолвное дело лучше бесполезного совета. Делай сказанное и не говори о сделанном».
Святой Василий: «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим».
Вид практики | Содержание |
Училищная Профессиональная | Связана со сложившимися нормами преподавания и воспитания в системе начальной, средней и высшей школы — системе, разной в разные времена, начиная от первых училищ эпохи крещения Руси и кончая деятельностью Киево-Моги-лянской и Славяно-Греко-Латинской академий. Охватывала сравнительно узкий круг населения допетровской Руси. Вместе с получением трудовых навыков в определенном ремесле в процессе индивидуального и группового обучения у отдельных мастеров, в производственных артелях, в различ- |
Вид практики
Содержание
Приходская
Монастырская
Сословная
Групповая
Бытовая
ных службах, кроме узкой специализации, воспитывалась своеобразная профессиональная этика.
Все христианское население разных возрастов было обязано посещать приходские храмы, где выслушивало проповеди, поучения, наставления клира. Богослужения суточного, недельного и годичного циклов формировали устойчивое мировоззрение — стереотипы и нормы поведения. Вовлечение в обрядовые церемонии, воздействие эстетически организованного церковного искусства, сакрализация основных жизненных ситуаций, начиная с рождения и кончая смертью человека, что обеспечивало большую степень воздействия на всех, без исключения, людей.
Воспитание послушников и монахов соответственно принятому уставу. Наряду с религиозной аскезой включала обучение книжному, иконописному, певческому и другим видам искусства и «рукоделия». Густая сеть монастырей охватывала всю страну. Кроме монашествующих вовлекали в свою орбиту приходскихтрудников (временных работников) и ближайшее население.
Определялась воспитывающим воздействием определенной социальной среды. Иерархическая организация феодального общества формировала также иерархическое представление о мироздании, о душе, обо всем, что окружало человека. Иерархичность, корпоративность, этикетность выступают как всеобщие способы организации эмпирического опыта и как воспитательные принципы. Различные представления о жизненных ценностях у феодалов, монахов, крестьян, ремесленников и торговцев порождались различием их места в социальной пирамиде.
Наряду с общим сословным воздействием существенную роль играло непосредственное вовлечение человека в конкретную социальную группу (сельскую общину, стрелецкий полк, приказную палату, купеческую гильдию), в тот реальный коллектив, который формировал в своей среде данную личность. Принадлежность к привилегированному Посольскому приказу, к богатой гильдии купцов-сурожан или к бедной крестьянской общине какой-нибудь из северных областей России, естественно, создавали разные представления о жизни на основе личного опыта.
Поддерживалась прежде всего семьей,первичной социо-этнической единицей любого общества. Накапливавшиеся в течение многих поколений местные традиции внедрялись в сознание людей, передавались через века путем воспитания подрастающего поколения. Одна из самых устойчивых и консервативных разновидностей воспитательной практики.
58