Формирование организаторских умений
В состав организаторских умений входят:
• умения предъявлять учащимся дисциплинарные требования;
• умения предъявлять учащимся цели предстоящей работы, создавать целевые установки, ставить учебные задачи;
• умения создавать ситуацию, стимулирующую учащихся к самостоятельной постановке учебных задач;
• умения обеспечить внимание учащихся;
• умения выбрать и применить приемы мнемонической деятельности учащихся;
• умения обеспечить условия для успешной самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся (оборудование, разнообразная по содержанию, форме и объему помощь, чистота и порядок в классе и др.);
• умения организовать групповую работу учащихся на уроке;
• умения организовать дискуссию на уроке;
• умения организовать и провести на уроке дидактическую игру;
• умение проинструктировать учащихся в связи с практическим заданием;
• умения оценить ответы учащихся (дать качественную словесную оценку, поставить отметку, прокомментировать оценки и пр.);
• умение стимулировать учащихся к постановке ими вопросов, дополнениям, исправлениям, замечаниям;
• умение организовать взаимопомощь среди учащихся, взаимный контроль выполненной работы;
• умение распределить задания среди учащихся;
• умение объединить детей в группы для выполнения заданий;
• умение совместно с учащимися составить план работы;
• умение своевременно внести коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации;
• умение организовать экскурсию по учебному предмету;
• умение организовать внеклассную работу по учебному предмету;
• умение организовать родителей для оказания помощи своим детям в выполнении учебных заданий.
Упражнения и задания
1. Просмотрите фрагмент урока (видеозапись) и определите, какие действия, приемы были использованы учителем для постановки учебной задачи перед учащимися.
2. Подберите все возможные обращения учителя к учащимся для установления дисциплины в классе. Какие из них вы отнесете к типичным, оригинальным, необычным, экстравагантным, эффективным, оптимальным, удобным и пр.? Приведите примеры ситуаций и предложите наиболее подходящие приемы установления дисциплины.
3. Назовите приемы, с помощью которых учитель может обеспечить внимание детей на уроке: а) в начале урока; б) при изучении новой темы; в) на этапе закрепления нового материала; г) при объяснении домашнего задания; д) при проверке выполнения задания; е) при оценивании работы и ее результатов.
4. Подберите варианты обращений учителя к учащимся: 1) в начале урока, при переходе к каждому следующему этапу этого же урока; 2) в начале каждого урока в течение дня.
5. Назовите возможные способы организации самостоятельной работы учащихся (постановка вопроса, постановка задания, предложение карточек с заданиями, создание проблемной ситуации и др.). При каких условиях названные вами способы окажутся достаточно эффективными?
6. Изобразите схематически расположение записей и оборудования на классной доске, необходимых для изучения новой темы (предмет, тема, класс – по выбору).
7. Для каких случаев записи на доске должны быть заранее сделаны, а для каких их лучше делать одновременно с учащимися? Поясните свои рассуждения на примерах.
8. Назовите способы активизации мыслительной деятельности учащихся. С каких способов следует начинать работу в первом классе? Какие способы целесообразнее применять в третьем классе? Почему?
9. Предложите свои варианты организации работы учащихся по обобщению знаний и умений, полученных на отдельных этапах урока. Каким образом можно подвести детей к выводам?
10. С помощью каких приемов учитель может сделать логический переход от одного этапа урока к другому? Как можно в этом случае предложить учащимся цель предстоящей работы?
11. С помощью каких приемов можно перейти от одного этапа урока к другому, следующему за ним? Какие приемы в каких случаях окажутся более эффективными, целесообразными?
12. Назовите возможные приемы организации этапа подведения итогов урока. Что является главным при подведении итогов?
13. Как можно при подведении итогов урока учить детей самоконтролю? Назовите основные подходы и действия.
14. Какие действия необходимо выполнить для организации экскурсии: 1) определить тему, цели и задачи, объект, место, время проведения экскурсии; 2) составить план экскурсии; 3) определить состав руководителей; 4) разработать или подобрать задания, вопросы для учащихся; 5) определить форму обучения для экскурсии (групповая, индивидуальная, фронтальная); 6) продумать сроки оформления учащимися результатов экскурсии. Какие еще действия необходимы?
15. Предложите свои варианты обращений учителя к учащимся для организации постановки ими вопросов. Что вы предпримете, если учащиеся затрудняются и не могут задать ни одного вопроса?
16. Что предусматривает организация взаимоконтроля среди учащихся? На что необходимо обратить внимание учащихся при проверке ими результатов других учеников?
17. Повторите просьбу ученику (например: «Саша, начинай читать текст!») с разными интонациями.
Задачи
1. Ученик допустил ошибку в вычислении (в написании слова, в ответе и т. п.). Как можно помочь ему? Какие приемы вы применили бы? Почему?
2. Учащиеся допустили ошибки в решении примеров: 1) 40 + 30 = 7; 2) 35 + 20 = 37; 3) 27 + 1 = 29; 4) 35 + 20 = 65; и т. д. С помощью каких вопросов можно направить учеников на выявление ошибок, на их устранение, предупреждение? Предложите приемы работы.
3. Учительница зашла в класс и увидела драку мальчиков. Звонок на урок уже прозвенел, но начать его невозможно. Что следует предпринять? Какие приемы установления дисциплины здесь помогут?
4. Молодая учительница быстро объяснила задание по изготовлению на уроке труда поделки, и дети приступили к работе. Однако сразу же обнаружилось, что почти все учащиеся не знают, как надо выполнять задание. Чего не учла учительница? С какими трудностями столкнулись дети в самом начале работы? Как следовало поступить учительнице?
5. При изучении природных зон страны учитель решил использовать проектную методику. Назовите возможные варианты его действий до урока, во время урока, после урока.
Педагогическая игра
«Постановка учебной задачи».Студентам предлагается подготовить к занятию свой вариант организации учебной деятельности детей на уроке (предмет и тема, класс – любые, на выбор). Задание может выполняться как индивидуально, так и малой группой (2–4 человека). На первом этапе занятия обсуждаются разработанные замыслы организации учебной деятельности, определяется, насколько правильно сформулирована учебная задача, каким образом учитель подведет учащихся к ее постановке (какая ситуация этому предшествует), кто будет первым формулировать учебную задачу: учитель или учащиеся – и др. На следующем этапе занятия проводится ролевая игра. Один из студентов выполняет роль учителя, остальные – учеников, разных по своим учебным возможностям. Три студента выбираются в экспертную комиссию (ее состав может по ходу занятия меняться), которая следит за осуществлением замысла и оценивает действия студентов-учителей. Для этого экспертная комиссия использует, например, такие критерии:
– сумел ли учитель донести со сознания учащихся смысл учебной задачи:
1) очень хорошо подвел к учебной задаче и четко, доступно ее сформулировал;
2) достаточно понятно сформулировал учебную задачу, но не использовал дополнительные пояснения для учащихся, чтобы задача стала понятной всем;
3) смутно, расплывчато передал смысл учебной задачи;
4) не сумел грамотно сформулировать учебную задачу;
– сумел ли учитель подвести учащихся к самостоятельной постановке ими учебной задачи:
1) легко и правильно создал ситуацию, ориентирующую учащихся на постановку учебной задачи;
2) сначала учащиеся не все сумели сориентироваться, но учитель использовал несколько наводящих приемов для достижения своей цели;
3) учитель не совсем удачно пытался действовать в некоторых моментах и вынужден был сам сформулировать учебную задачу;
4) не удалось довести до сознания учащихся смысл учебной задачи.
При обсуждении действий студентов и подведении итогов занятия обращается внимание на типичные недостатки и ошибки будущих учителей, на способы их устранения.