Тема: музыкальное воспитание во внеклассное время

ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ»

Курс методики музыкального воспитания в школе является важнейшим при подготовке будущего учителя-музыканта. Само название курса говори о его содержании, о том, как осуществлять воспитание детей средствами музыки.

Но для того, чтобы владеть методикой музыкального воспитания, нужно ясно понимать, почему в школьную программу вводится музыка, каковы воспитательные возможности музыкального искусства, что представляет из себя объект воспитания – современный школьник.

Для решения сложных и многогранных задач воспитания курс методики широко использует знания, предусмотренные учебным планом музпедфакультета по другим предметам. Освоение содержания историко-теоретического цикла позволяет представить пути приобщения школьников к специфике музыкального искусства, помочь им понять особенности отражения жизни в музыкальных образах, музыкально-выразительные средства. Знание истории музыки, развития основных направлений, стилей, жанров, своеобразия творчества наиболее выдающихся композиторов дает основу для воспитания музыкального вкуса школьников, расширения их кругозора. Каждый исполнительный класс: сольного пения, дирижирования, игры на музыкальном инструменте, не только готовит музыканта, владеющего навыками творческого воссоздания музыкального образа, но и вносит свой вклад в методику работы со школьниками по охране и развитию певческого голоса, управлению хором, показу и разбору музыкальных произведений и т. п. Огромную роль играют психолого-педагогические, методологические дисциплины. Они помогают уяснить задачи, стоящие сегодня перед обществом, требования, предъявляемые к общеобразовательной школе, к учителю-воспитателю, принципы и формы построения учебно-воспитательного процесса, возрастание особенности учащихся разных классов и многое другое, без чего нельзя освещать цели, содержание и структуру музыкального воспитания в школе. Поскольку курс методики читается вслед за практикой наблюдения уроков в школе и параллельно с проведением собственных уроков, в нем обобщается и этот опыт, полученные на практике знания и навыки. Причем очень важно, что эти знания и навыки приводятся в определенную систему – систему работы учителя с I по VIII класс на уроке и во внеклассное время.

Курс методики закладывает те основы, которые необходимы учителю-музыканту для его дальнейшего самообразования, совершенствования мастерства педагога-воспитателя.

Бегло перечисленные особенности и задачи курса фактически заложены в каждом слове-понятии, составляющем вместе его наименование: «Методика», «музыкального», «воспитания», «в школе».

Известно, что методика – это та часть педагогики, которая трактуется как: как на основе дидактических принципов, с помощью каких приемов, способов, методов наиболее целесообразно строить учебно-воспитательный процесс.

Второе слово в названии курса – музыкального (воспитания), т.е. воспитания, осуществляемого средствами музыки, – имеет особо важное значение. Фактически результат всей работы учителя-музыканта зависит от того, как он понимает сущность музыкального искусства, его специфику, содержание, его идеологические функции, познавательные и воспитательные возможности, характер влияния на мысли и чувства учащихся разного возраста.

Третье слово, входящие в название рассматриваемого курса, – воспитание – также имеет глубочайший смысл. Педагогика определяет термин «воспитание» как «развитие духовных и физических сил детей, подростков и юношества, формирование их мировоззрения и приобретение ими знаний, умений и навыков». В отличии от терминов «обучение» и «образование», основу которых составляет приобретение детьми знаний, умений, навыков, воспитание – его сущность, главные задачи – ориентировано прежде всего на формирование качеств личности, ее духовного мира (хотя и в процессе овладения знаниями, умениями, навыками).

И учитель музыки должен постоянно иметь в виду именно этот аспект. В основе проводимого им ознакомления учащихся с музыкой должен лежать общедидактический принцип «воспитывающего обучения».

Четвертый компонент названия курса – в школе – не просто констатирует факт, что речь идет о подрастающем поколении, но именно об учащихся общеобразовательной школы, об учащихся разного возраста – от 7 до 17 лет. И учитель, должен хорошо знать особенности и возможности детей каждом классе. Однако характеристики основных возрастных групп (младшие школьники, подростки, юноши) – подвижны, изменчивы, поскольку изменение социальных условий накладывает на них свой отпечаток. Не столь давно термин «акселерация» фигурировал лишь в научно-педагогической литературе, теперь же общеизвестно, что это явление характерно для современных детей.

Цель преподавания дисциплины Целью учебного курса является профессиональная подготовка учителя, направленная на постижение студентами системы общих принципов и отдельных приемов проведения уроков музыки в общеобразовательной школе. Задачи изучения дисциплины - освоение теоретических знаний в области методики музыкального образования школьников; - формирование и развитие музыкально-педагогических навыков и умений, их закрепление в ходе практических занятий. Ребенок как субъект методики музыкального образования Организация содержания и процесса музыкального образования с учетом возрастных особенностей учащихся. Мотивация учебной и музыкальной деятельности ребенка. Моторная и сенсорно-перцептивная, интеллектуально-волевая и коммуникативная активность ребенка, ее включение в музыкально-художественную и учебную деятельность детей. Ведущая роль эмоционально-эстетической активности ребенка. Рождение творчества в процессе музыкальной деятельности. Особенности «музыкально-психологического облика» учащихся начальной (1-4) школы: сопряжение индивидуального и социального опыта детей в процессе музыкальных занятий. Важная роль художественно-игровых форм общения с музыкой. Потребность в активных формах музицирования и исполнения (музыкальной коммуникации). Организация содержания и процесса музыкального образования в основной (5-9) школе с учетом возрастных особенностей младших (5-6) и старших (7-9) подростков. Ярко выраженный личностный характер художественного общения. Обогащение эмоциональной сферы за счет усвоения духовных ценностей, в том числе искусства. 2.Основы методики преподавания музыки2.1 Содержание музыкального образования: сущность, специфика, комплекснаянаправленность на физическое, эмоционально-чувственное, интеллектуальное, психологическое и духовное развитие личности. Характеристика элементов содержания музыкального образования:а) опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству;б) музыкальные знания, их специфика и функции в развитии музыкальной культуры учащегося;в) музыкальные умения и навыки, их специфика и направленность. Виды музыкальной деятельности учащихся как способы активного творческого приобщения детей к музыкальному искусству:- деятельность учащегося – слушателя музыки. Особая роль тематического построения занятий как системообразующего фактора развития учащегося-слушателя;- деятельность учащегося – исполнителя. Хоровое пение как наиболее распространенный, массовый вид исполнительского музыкального искусства. Взаимосвязь культуры пения и развития эстетического вкуса учащихся;- деятельность учащегося – композитора. От пластического интонирования и элементарного музицирования в ансамбле и индивидуально (на СИ – «звучащие жесты», инструментах МУС, элементарных аккомпанирующих и мелодических инструментах) до внутренне работы, связанной с реальным и мысленным экспериментированием с выразительными средствами, импровизации и попыток сочинения музыки. Осуществление деятельности школьников на уроках музыкального искусства как художественной по содержанию и учебной по форме. Триединство осуществления учащимися деятельности слушателя, исполнителя и композитора при ведущей роли воображения, постигающего музыкального мышления, интуиции и рефлексии. Интегративный подход к преподаванию музыки в опоре на интеграцию художественно-гуманитарных дисциплин и региональный компонент содержания гуманитарного образования «Человек и искусство».Задача становления в мировоззрении детей единой художественной картины мира и выявление:а) общего и особенного в музыке, художественной литературе, изобразительном искусстве;б) общего и особенного в предметах художественно-гуманитарного цикла. Проблематизация содержания музыкального образования как способ приобщения ребенка к искусству, отвечающий природе самого искусства (музыки) и природе самого ребенка (генетически заложенная в нем готовность к опережению уровня своего развития).

РАЗДЕЛ 1. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ»

Лекция 1.

Тема: «Задачи и содержание курса «Методика музыкального воспитания в школе».

План:

1. Задачи и содержание курса «Методика музыкального воспитания в школе».

2. Определение понятия «методика».

3. Методы музыкального обучения и воспитания.

Цель, задачи и общая характеристика курса. Связь курса с философскими, общенаучными, специально-научными и музыкальными дисциплинами. Сущность понятий «методика», «музыкальное образование». Сущность методики музыкального образования в контексте методологии и теории преподавания музыки. Музыкальное образование как единство обучения, воспитания и развития. Оценка состояния музыкального образования на основе трех взаимосвязанных критериев музыкальной культуры: музыкального опыта, музыкального восприятия и музыкально-творческого развития. Методика музыкального образования как совокупность форм, видов, методов и средств, направленных на достижение цели, задач, на усвоение учащимися личностно-значимого, художественно и эстетически направленного содержания музыкального образования.

· Общепедагогические методы преподавания музыки.

· Специальные и инновационные методы музыкального образования. Метод художественно-педагогической драматургии.

1. Методы музыкального образования.1.1. Понятие, функции и специфика методов, методик и технологий музыкальногообразования. Понятие метода: в широком смысле слова как совокупности педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования; в узком смысле как приема, направленного на освоение музыкальных знаний, умений, навыков. Специфика методов и средств музыкального образования, их направленность на развитие личности и творческих способностей учащихся. Различные классификации методов музыкального образования. Характеристика методов по их связи с основными задачами музыкального образования:а) методы, направленные на развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке учащихся;б) методы, направленные на развитие художественно-познавательных способностей учащихся, умения слушать и слышать музыку;в) методы, направленные на развитие самовыражения в музыкальном искусстве.1.2. Общепедагогические методы преподавания музыки: -по источнику знаний: словесные, наглядные (наглядно-слуховые, наглядно-зрительные), практические, работа с литературой, видеометод; -по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применениезнаний, творческой деятельности, закрепление приобретенных знаний; -по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный,репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой; -по дидактическим целям: методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (методы сравнения, обобщения, конструирования, планирования, исследовательские методы и т.д.).1.3. Специальные и инновационные методы музыкального образования: -метод наблюдения за музыкой, метод убеждения и увлечения музыкой, метод импровизации (Б. Асафьев); -метод сопереживания (Н. Ветлугина, Д. Кабалевский); -метод размышления о музыке (Д. Кабалевский); -метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д. Кабалевский) или методперспективы и ретроспективы (Э. Абдуллин) в процессе обучения; -метод создания композиций (Д. Кабалевский, Л. Горюнова); -метод музыкального обобщения (Э. Абдуллин); -метод эмоциональной драматургии (Д. Кабалевский, Л. Предтеченская, Э. Абдуллин); -метод контрастных сопоставлений (О. Радынова); -метод музыкального собеседования (Л. Безбородова); -метод создания художественного контекста (Л. Горюнова); -метод интонационно-стилевого постижения музыки (Б. Асафьев, Д. Кабалевский, В. Медушевский, Е. Критская), как общехудожественный метод, способствующий становлению«пытливого слуха» (Б. Асафьев) в художественно-познавательной деятельности (через методнаведения, интонационно-образные сопоставления); -метод переинтонирования (В. Медушевский, Е. Критская); - метод «сочинения уже сочиненного» (В. Усачева, Л. Школяр), творчество учителя иучащихся на уроке музыки как педагогическая проблема; -методы изучения крупных музыкальных произведений в школе (Д. Кабалевский, М.Красильникова); -метод содержательного анализа инструментальных произведений (В. Школяр) (какпрактическое воплощение принципа моделирования художественно-творческого процесса,диалектико-драматургический в своей основе) и его практические «алгоритмы»; -метод повторного восприятия музыкальных произведений (Д. Кабалевский, Л.Безбородова). Вопросы и задания для самостоятельной работы1. Раскройте связь методики музыкального образования с другими науками и дисциплинами.2. Охарактеризуйте музыкальную культуру школьника как цель музыкального образования.3. В какой иерархии вы выстроили бы задачи музыкального образования, конкретизирующиеего цель?4. Определите функции музыкального искусства и возможности их реализации вмузыкальном образовании. Литература:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. - М. : Академия, 2004. - 333с.

2. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для вузов. - М. : Академия, 2002. - 268с.

3. Урок музики в общеобразовательной школе. Метод. рекомендации по совершенствов. учеб. процесса [Автор-сост. О. А. Ромазан]. – Симферополь : КРП Изд-во «Крымучпедгиз», 2007. – 120 с., нот., ил.

4. Челышева Т. В. Супутник учителя музики / Т. В. Челішева. – М., 1993. – С. 154 5. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений / Л.В. Школяр. – М. : Флинта-Наука, 1999. – 326 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА.

План:

1. Урок музыки в современной школе: характеристика, современные требования.

2. Структура урока.

3. Календарное и поурочное планирование.

Учебный предмет «Музыка» в учреждениях общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи) является единственной дисциплиной музыкального образования, которую осваивают все дети.

В настоящее время этот предмет входит в образовательную область «Искусство» вместе с предметами «Изобразительное искусство» (с I по VIII классы) и «Мировая художественная культура» (в старших классах).

Согласно принятым в стране нормативам, обязательный предмет «Музыка» в учебном плане школы представлен с I по VIII класс одним уроком в неделю, общим объемом 34 (35) час. в год. Область «Искусство» ориентирует преподавателя и учащихся на установление общего и особенного в разных видах искусства, на их связи с жизнью, на развитие ассоциативного мышления, столь важного для художественного осмысления мира, на умения пользоваться методами сравнения, сопоставления, обобщения.

Эффективному развитию системы художественного образования и эстетического воспитания детей мешает недостаточное количество учебных часов, выделяемых на изучение предметов художественно-эстетического цикла в школе. (В большинстве стран мира на эти предметы отводится в несколько раз больше времени). Необходимо значительное (минимум вдвое) увеличение количества часов на занятия искусством, в первую очередь в младшем школьном возрасте, который является особо сензитивным для художественного развития.

Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности.

Результатами занятий должны стать:

  • возрастание интереса и любви к классической, народной, духовной, современной музыке; способность оценить ее красоту;
  • развитие чувства сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства; возникновение музыкально-эстетического отклика на произведения искусства, неутилитарного отношения к нему;
  • постижение закономерностей искусства;
  • развитие музыкально-образного мышления, навыков восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и с другими видами искусств;
  • развитие творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки (импровизации), пластического интонирования, музыкально-ритмического движения;

становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.

Вопросы и задания для самостоятельной работы1. Дать характеристику уроку музыкального искусства в современной школе.2. Структура урока.Литература:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. - М. : Академия, 2004. - 333с.

2. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для вузов. - М. : Академия, 2002. - 268с.

3. Урок музики в общеобразовательной школе. Метод. рекомендации по совершенствов. учеб. процесса [Автор-сост. О. А. Ромазан]. – Симферополь : КРП Изд-во «Крымучпедгиз», 2007. – 120 с., нот., ил.

4. Челышева Т. В. Супутник учителя музики / Т. В. Челішева. – М., 1993. – С. 154 5. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений / Л.В. Школяр. – М. : Флинта-Наука, 1999. – 326 с.

ТЕМА: МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЕ ВРЕМЯ.

План:

  • Раскрыть сущность и значение музыкального воспитания во внеклассное время.
  • Методика проведения массовых форм: лекций-концертов, праздников, конкурсов, смотров.
  • Кружковые формы музыкальной работы. Виды кружков и их организация.
Внеклассная и внешкольная музыкально-воспитательная работа с учащимися. Преемственность внеклассной работы с общей направленностью уроков музыки, целью и ведущими задачами музыкального образования. Массовые формы внеклассной музыкально-воспитательной работы: общешкольные праздники, лекции-концерты, Международный День Музыки (1 октября), детская филармония, музыкальный театр, Неделя Музыки, Неделя искусства родного края,юбилейные музыкальные даты и пр. Связь учителя музыки с деятельностью филармоний, театров, музыкального обществаи организация внешкольной музыкально-воспитательной работы. Участие школьных музыкальных коллективов в смотрах, конкурсах, фестивалях разных уровней. Общие принципы организации занятий в системе школьного дополнительногообразования - музыкальных кружках и студиях:(хор, оркестр, ансамбль, фольклорный коллектив, кружок ритмики, бального танца, музыкально-театральный кружок, детская оперная студия и т.д. Индивидуальный подход к участникам кружка, изучение способностей и возможностей, планирование перспективы их музыкального развития. Составление репертуара кружка, отвечающего интересам детей и сочетающего в себе задачи ближней, средней и дальней перспективы. Развитие общей музыкальной культуры и специальных творческих способностей, связанных с конкретным видом музыкальной деятельности детей. Направленность на достижение одного из главных результатов занятий; ощущение себя (ребенка) Художником, участником творческого процесса. Критерии и показатели состоявшегося художественного коллектива.

Музыкальное воспитание признано неотъемлемой частью содержания работы по форматированию всесторонне развитой личности. Поэтому параллельно с обязательными для всех детей уроками существенное место занимают разнообразные формы внеклассных занятий музыкой. Здесь и работа различных кружков, и музыкальные праздники, фестивали, конкурсы, и посещение концертов и т.д.Все эти формы можно разделить на:

1. массовые;

2. кружковые.

Музыкальное воспитание в школе не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная музыкальная работа. Она должна быть тесно связана с работой групп продленного дня и тщательно спланирована. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет.

Массовые формы внеклассной музыкальной работы – это лекции-концерты для школьников, коллективные посещения театров, музеев, экскурсий, организация и проведение массовых музыкальных праздников, карнавалов, конкурсов, смотров.

В 30-е годы детская массовая художественная самодеятельность особенно расцветает: проводятся многочисленные смотры, конкурсы праздники, олимпиады. Часто музыка объединяется с танцем, включаются элементы театра.

Особое место в массовом музыкальном воспитании принадлежит лекциям-концертам для детей и юношества. Большое участие в разработке их содержания и методики проведения принимала В.Н.Шацкая. Используя эти формы работы ещё до революции, В.Н.Шацкая продолжала её в 30-е – 40-е годы, в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Она подчеркивала огромное значение лекций-концертов, открывающих в связи с их проведением возможности для широкой массовой работы: организации выставок, конференции слушателей, проведение викторин, различных бесед, опросов.

Приобщение школьников к высоким идеям музыкального искусства является важным фактором гуманизации общества, необходимым условием развития музыкальной культуры подростков и молодежи. Таким образом, оно является откликом на потребности современного общества и представляет собой часть работы по формированию общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры.

Концертам-лекциям для учащихся много времени и сил отдаёт Д.Б.Кабалевский. По его инициативе в течение ряда лет проводятся «Вечера ровесников» в Колонном зале Дома Союзов. Циклы бесед на различные связанные с музыкой темы проводят в школах, концертных залах филармонии, по радио, телевидению.

Концерт-лекция, имеет преимущество задействовать широкую массу учащихся: проведение викторин, различных бесед, опросов (устных и письменных – в виде анкет). Беседы по искусству несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства младших школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, то есть непосредственное обращение к чувствам учащихся, шли бы параллельно с размышлением об искусстве. Лекция–концерт требует меньше усилий со стороны учителя, чем музыкальные праздники, так как подготовка к школьному празднику требует продумывание всех деталей (определение его цели, темы, репертуара, декораций). При определении темы лекции–концерта, его содержания, учитывается возраст учащихся, их общее музыкальное развитие, так как свое воспитательное воздействие музыка может осуществлять лишь тогда, когда вызовет эмоциональный отклик, интерес слушателей и их внимание. Для лекции – концерта необходимо подготовить определенный материал:

– информацию (если речь идет о композиторе, то без хронологических дат связанных с жизнью и творчеством композитора, так как они расхолаживают восприятие рассказа). Необходимы лишь даты рождения и смерти, а также, к какой эпохе относится композитор и его современники.[1]

- иллюстрации или презентации, (один из наглядных методов, активизирующих деятельность учащихся на работе музыки). Сюжетные иллюстрации направляют действие урока. Используя данный прием, учитель, строит беседу таким образом, чтобы в кульминационный момент лекции–концерта, разрешить поставленную задачу.

– музыкальные примеры, видео и аудиофайлы. Необходимо, чтобы дети в конце лекции–концерта, могли дать характеристику, музыкального произведения для слушания по данной схеме:

· -Вид (вокальный, инструментальный).

· -Название (жанр, программное название, композитор, страна, век).

· -Настроение (бодрое, грустное, лирическое и т.д.).

· -Характер (песенный, танцевальный, маршевый и т.д.).

· -Характеристика музыкальной речи: тембр, динамика, метр, регистр, лад и т. д.

Посещение театра. Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно может быть живой человек. Это может быть кукла управляемая человеком, или же предмет, которым управляет человек. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.

Театр кукол – это одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временного искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются или обозначаются, как правило, объемными, полу-объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электронными устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание "кукольный театр" является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное "кукольный" ассоциируется с понятием "ненастоящий". Правильно говорить: "театр кукол", так, кстати, называются все профессиональные театры анимации. Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру. Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. Включает в себя следующие моменты музыкального развития: инсценировка песен; театральные этюды; фольклорные праздники; сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Посещение музея. Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Музей в современном обществе – это не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Именно музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями.

Экскурсия – это коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия, поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или развлекательной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них.

Кружковые формы внеклассной работы. До недавнего времени наиболее распространёнными в школе были хоровые кружки. В последние годы их значительно вытеснили вокально-инструментальные ансамбли. Вокально-инструментальные ансамбли в настоящее время являются наиболее популярной среди школьников формой музицирования.

В современной школе чаще встречаются следующие виды кружков:

· Хоровые кружки;

· Вокальные ансамбли;

· Вокально-инструментальные ансамбли;

· Оркестровые коллективы;

· Театральные кружки.

· Кружки индивидуального обучения игре на инструменте;

· Кружки сольного пения

· Фольклорно-этнографический кружок

Хоровой и вокальный кружок.При совпадении основных целей занятий на уроке музыки и во внеклассное время хоровой кружок имеет и свои особенности. Прежде всего, они определяются разновозрастным составом детей. Чаще всего хоры младших классов объединяют учащихся начальной школы (1-4 кл.), подростки составляют либо один хор (5-8 кл.), либо подразделяются на два: 5-6 кл. и 5-8 классы. Интерес детей именно к пению позволяет руководителю хора выдвигать более высокие требования при формировании таких хоровых навыков, как ансамбль, строй, добиваться большей гибкости голосов, их подвижности и кантиленности, необходимых для яркой выразительности исполнения. Огромное значение имеет верно отобранный репертуар, доступный и интересный детям, обогащающий ум и сердце и, кроме того, посильный для исполнения. Очень важно в работе хора выступления перед аудиторией. Они являются хорошим стимулом активизации деятельности коллектива. Выступление должно быть для детей радостью, праздником, к которому они добросовестно готовятся, который венчает их труд. В этом, в частности, также заключается воспитательная значимость деятельности хорового коллектива.

Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)в настоящее время являются наиболее популярной средой школьников формой музицирования. В ряде случаев они становятся центром музыкально-просветительской работы, вызывают активный интерес у слушателей к настоящей музыке, способствуют воспитанию хорошего музыкального вкуса; но очень часто они же способствуют популяризации низкопробных шлягеров, музыки, идеологически чуждой нашему обществу. Поэтому, поддерживая инициативу школьников в создании ВИА, учителю необходимо ненавязчиво, тактично направлять их работу, заинтересовывать исполнением именно такого репертуара, который мог бы положительно влиять на учащихся.

Значительно меньший удельный вес имеют инструментальные кружки: баяна, аккордеона, фортепиано, народные оркестры, поскольку для успешных занятий в них важно иметь собственный инструмент.

Оркестровые коллективы – довольно редкое явление в школе. Там, где есть такие коллективы, их положительное влияние на общий уровень музыкальной культуры школьников несомненно очевиден. Конструктивные особенности русских народных инструментов позволяет школьникам довольно быстро овладевать техникой игры на них, следовательно, включаться в активное музицирование (и сольное и коллективное).

Театральный кружок.Освоение театрального творчества начинается с пропедевтического этапа - специально организованного общения школьников в рамках театрального творчества, который постепенно вводит ребёнка в занимательнейший мир театра. Данное общение осуществляется в форме игрового тренинга, который является способом адаптации ребёнка в новом коллективе; средством выработки у него целенаправленных действий по освоению окружающей реальности; условием для личностного развития и творческого роста ребёнка. Этот вид деятельности помогает проживанию и осознанию детьми той или иной ситуации, активизирует желание детей действовать, развивает готовность к позитивному принятию позиций другого человека, способствует выработке качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе.

У детей формируется :

- навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей, соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие);

- развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые и тактильные анализаторы и умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;

- формируются первоначальные обобщённые представления о понятиях “художественный образ”, “средства создания художественного образа”

- формируются конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами (пантомима, тембры детских музыкальных инструментов);

- закладываются основы сценической речи;

- формируются вокально-хоровые навыки и навыки музыкально-ритмических движений.

Кружки индивидуального обучения игре на инструментеспособствуют решению очень важной задачи: дать возможность учится детям, стремящимся к музыке, по той или иной причине не обучающимся в специальном музыкальном учебном заведении. В школьный кружок может придти любой, независимо от возраста и уровня музыкального развития. Индивидуальные занятия позволяют строить их с каждым кружковцем по специальному плану, учитывающему все его особенности – психические, физические, музыкальные и др. Школьный кружок имеет преимущества по сравнению с домашним обучением музыки в том, что в нем создается определенный коллектив класса, который связан с жизнью школы.

Кружки сольного пения.В кружок сольного пения могут быть зачислены дети всех возрастов, прошедшие отбор. Музыкальные данные одаренных детей фиксируются и на основе их составляется в дальнейшем индивидуальный план работы каждого учащегося по методике и теории искусства. Весь период обучения поникнут не только целями вокального и музыкального развития, но и творчески-продуктивной, самостоятельной деятельностью, для которых организуются необходимые условия. Занятия проводятся ежедневно: для младших (7-11лет)-30 минут, для средних (12-14лет)-35 минут, для старших (15-17лет)-45 минут на каждого ученика

С формированием основных вокальных навыков, развитием звуковысотного слуха, чистоты интонирования и чувства ритма дети, проявляя свои творческие способности, самостоятельно создают сценические образы, сочиняют вариации к песням. Вокальная работа с детьми имеет ряд особенностей. Организм детей окончательно не сформирован и находится на определенной стадии развития в зависимости от возраста. Растущий организм не способен выполнять большие нагрузки, допустимые для взрослых. Педагог сольного пения должен знать природу и специфику развития детского голоса, особенности возрастной физиологии и психологии, чтобы планировать и проводить практическую деятельность на научно обоснованных требованиях к учащемуся. Голоса школьников в процессе развития можно разделить на 3 основные группы: голоса чисто детские, голоса формирующиеся, голоса сформировавшиеся. Изменения связаны с взрослением учащихся, ростом всего их организма и голосового аппарата в частности.

Наши рекомендации