Ключевые особенности Стандартов второго поколения

Практическая работа 2.11

(дать развёрнутый ответ с элементами своих аналитических размышлений на 3 задания по выбору обучаемого)

  1. Раскройте основные причины перехода к новому Стандарту и его ключевые особенности.

Основными причинами перехода к новому Стандарту являются следующие факторы:

А) изменение условий жизни, школа должна соответствовать социальной структуре общества;

Б)школьники не приспособлены к новым требованиям жизни;

В) содержание образования не соответствует требованиям современной экономики.

Ключевые особенности Стандартов второго поколения

1)ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Стандарт не предъявляет требований к содержанию образовательных программ так, как это было раньше. В нём предъявляются требования к результатам образования, к программам образования, к условиям реализации программ:

- по результатам стандарт ориентирован на предметные, метапредметные и личностные результаты
- по структуре - в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками образовательного процесса частей и их соотношение; - определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно); - задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
- по условиям задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровым, финансовым, материально-техническим, информационным, учебно-методическим).

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, плодотворно влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

2)Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Считаю, что причинами перехода к новым Стандартам образования являются

совершенствование, обогащение личности обучающегося, осознанно готовящего себя (на школьном этапе) к выбору профессии. Честно говоря, новые Стандарты не столько пугают учителей, сколько вызывают недоверие и вопросы, которые заставляют задуматься, прежде всего, учителя литературы: будут ли наши ученики, как прежде, читать книги, хотя бы предусмотренные школьной программой? Учителя, готовясь к уроку и в настоящее время, и при переходе на новые Стандарты, выполняют и будут выполнять свой служебный долг. А вот как убедить учеников расширять свой кругозор чтением, не опираясь на краткое содержание, не использовать в своих устных ответах заготовки из Интернета?

11. Раскройте идею сопровождения, её содержательные, организационные и функционально-ролевые последствия.

Сопровождение — это определенная идеология работы учителя совместно со школьным психологом. Существует три основных идеи, в основе которых лежат различные модели психологической деятельности:

1) научно-методическое руководство учебно-воспитательным процессом в школе;

2) оказание помощи детям, испытывающим различные трудности (психологические или социально-психологические), выявление и профилактика этих трудностей;

3) сопровождение ребенка в процессе всего школьного обучения.

Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность практического школьного психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

1) систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения;

2) создание социально-психологических условийдля развития личности учащихся и их успешного обучения;

3) создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Последствия сопровождения
Содержательные происходит отбор содержания конкретных форм работы, определяется социально-психологический статус школьника, который представляет собой систему психологических характеристик ребенка или подростка:
  • особенности школьника ( особенности его психической организации, интересов, стиля общения, отношения к миру и т.п.)
  • различные проблемы или трудности, возникающие у ученика в различных сферах его школьной жизни и внутреннем психологическом самочувствии в школьных ситуациях.
 
Организационные - ежедневная деятельность школьного психолога, - сотрудничество педагога и психолога в вопросах создания условий для успешного обучения и развития школьников, - утверждение важнейших форм психологической работы в качестве официального элемента учебно-воспитательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля за результатами и др.  
Функционально-ролевые - психолог получает возможность профессионально определиться в отношении всех участников школьной системы отношений, построить с ними успешные взаимоотношения; - психолог - часть системы обучения и воспитания детей, все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения.    

Тесный контакт учителя и школьного психолога, который использует специализированные, адаптированные по возрасту опросники, специальные методики и может обеспечить своевременным статистико-фактическим материалом педагогов (в том числе и меня) о состоянии и направлениях коррекции хода реализации образовательных программ через диагностику субъектов воспитательно-образовательного процесса в ОУ, позволяет найти оптимально безопасную и эффективную работу с обучающимися. Считаю, что учителю необходимо делиться с коллегами накопленными результатами и на основе их анализа вовремя вносить коррективы в свою текущую работу. Жизненно важно для педагога искренне желать сохранения, улучшения или исправления ситуации во взаимоотношениях с учениками. Как показывает моя практика работы в школе, чаще всего учителю приходится самостоятельно решать многие проблемы с обучающимися, т.к. формальное отношение некоторых школьных психологов сводится к ведению статистических данных, но не к реальной, практической помощи педагогам.

6. Что понимается под феноменами педагогического взаимодействия? Дайте им характеристику, дополнив её собственными мыслями и рассуждениями.

Различные психологические новообразования личностного и межличностного характера принято называть изменениями или эффектами. В последнее время эти новообразования чаще называют феноменами.

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;

3) воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:

1) познавательной;

2) трудовой;

3) творческой.

В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Я уверена, что взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги и родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Но очень часто этот принцип забывается, и в отношениях с детьми мы, взрослые, используем авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Честно говоря, с возрастом педагогу трудно от них полностью отказаться. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти тонкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство. Трудно в этом признаться, но подобная ситуациях неравных отношений приводит ребенка к ответной реакции: он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитателю. Стараюсь в своей работе с детьми избегать подобных отношений, хотя не всегда это получается. Обучение детей с помощью сотрудничества - основной принцип в моей работе на протяжении многих лет. Данная структура работы с детьми позволяет иметь партнёрские взаимоотношения, но попустительство при этом исключается.

В моей работе очень часто, наверное, присутствует феномен авторитета, доверия и взаимопонимания. Оказывается, такой феномен, как фасилитация, тоже имеет место в практике, когда ученики иногда говорят, что моё объяснение им более понятно, чем у других учителей, а выпускники школы утверждают, что их знания по моим предметам превышают студентов, обучающихся вместе с ними. Приятно, что такие выводы делают не только сильные выпускники, но и те, кто не отличался прилежанием в школе.

.

Наши рекомендации