Старый лес (величествен, величественен).

3. Директор школы (ответствен, ответственен) за каж­дого ученика.

4. Вид этого юноши был (легкомыслен, легкомысленен).

5. Эгог момент был для всех (торжествен, торжест­венен).

Задание 38

Исправьте предложения. Объясните ошибки. 1. Он был горяч, полный жизни.





2. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оста­ваться сама собой.

3. Самый крупнейший город в мире — Мехико.

4. Разработка новой темы становится все более интен­сивнее.

5. Более быстрее развивается машиностроение.

6. Один брат— шумный, другой— тих.

Эта книга плохее, чем та.

Задание 3 9'

Образуйте простые и сложные формы степеней сравне­ния от имен прилагательных и употребите их в контексте.

Крупный, ловкий, здоровый, тонкий, сухой, злой, до­рогой, бойкий, драматичный, искусный, хороший, плохой, горький, деловитый, широкий, мелкий.

Задание 40

Сравните конструкции. Отметьте, различаются ли они се­мантически или стилистически. Употребите их в контексте.

1. Серебряная статуэтка — статуэтка из серебра; дру­жеская помощь — помощь друга; материнское сердце — сердце матери; проездной билет — билет на проезд; му­зыкальные звуки — звуки музыки.

2. Библиотечная книга— книга из библиотеки; командир­ский приказ — приказ командира; отцовский костюм — костюм отца; поэтический язык — язык поэзии; лесничий домик — до­мик лесника.

3. Городское озеро — озеро в городе; речная вода — вода из реки; павлинье перо — перо павлина; отцовская лю­бовь — любовь отца; кирпичная стена — стена из кирпича.

Задание 41

Раскрыв скобки, употребите нужное числительное с дан­ным существительным. Укажите возможные варианты.

(Две, обе) девочки; (пять, пятеро) суток; (три, трое) ножниц; (троими, тремя) ножницами; (семь, семеро) маль­чиков; (десять, десятеро) носков; (пять, пятеро) перчаток.

Задание 42

Раскройте скобки, выберите нужную форму. Укажите се­мантические и стилистические различия между вариантными формами имен числительных.

1. (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительное за­дание.

2. (Два, двое, оба; спортсмен) победили в этих сорев­нованиях.

3. (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку.

4. Олимпиада длилась (три, трое; день).

5. С докладом выступили (четыре, четверо; профессор).

Задание 43

Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Ис­правьте предложения.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

Обои студентки получили наконец стипендию.

3. Четверо аспиранток закончили работу над диссерта­цией.

4. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену.

Для выполнения задания мне не хватило пары часов.

Задание 44

Раскройте скобки, выберите нужную форму местоиме­ния. Объясните свой выбор. Отметьте вариантные и ошибоч­ные употребления местоимений.

1. У (ее, нее) не было той книги, которую я просила.

Благодаря (ей, ней) мы прослушали интересную лекцию.

3. Вокруг (их, них) всегда было много народу.

4. Одноклассник пригласил нас к (себе, нему) в гости.

5. Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой)
станции.

Я пошла в библиотеку взять хоть (какую-либо, какую-то, какую-нибудь, кое-какую) книгу.

7. Все (ихние, их) конспекты лежали на столе.

Задание 45

Укажите стилистические и семантические различия меж­ду синонимическими вариантами выделенных местоимений.

1. Он любит сам себя — он любит самого себя.

2. Увидел кое-что — увидел что-то.

3. В доме поселился некто — в доме поселился кто-то.

4. Я люблю свою работу— я люблю мою работу.

Задание 44

Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, они, она).

Навстречу (я, он, она, они).

Выше (он, она, я).

Благодаря (он, она, они, мы, вы).



100

101

За (он, она, ты, я). К (он, она, они, мы). ч^Х» Из-за (он, она, они, вы, мы). Вслед за (он, она, они, вы).

Задание 47

Найдите ошибки, связанные с употреблением местоиме­ний, объясните их. Исправьте предложения.

1. Он появился со своим секундантом. У него, был лре-красный вид. 2. Витя и Cacj завели^разговор, и он обещал еще прийти. 3. Мне очень нравится своя подруга. 4. Мальчик с его собакой возвратился домой.^^з. Лицо у ней круглое.

5. Она вежливая, добрая, все, что ее попросишь^ она дает.

6. Нога проваливалась в снег почти до колена. Их трудно было вытаскивать. 7. Собака находилась около него.

Задание 48

Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брыз­гать, полоскать.

Задание 49

Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую ха­
рактеристику. ^ рг>

Выброси — выбрось; выйди — выйдь, выдь; выгляни — выглянь; уведоми — уведомь; вылези — вылезь; поезжай — съезди, едь; ля~г — ляжь.

Задание 50

Выберите форму, соответствующую литературной норме.

Машет — махает, пашет — пахает, полощет — полоскает, рыщет — рыскает, хнычет — хныкает, щи'пЛет — щипает, мур­лычет — мурлыкает, мучит — мучает, каплет — капает.

Задание 51

Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую ха­рактеристику.

Вылезти — вылезть, нести — несть, цвести — цвесть, пле­сти — плесть, грести — гресть, везти — везть, весТи — весть.

Задание 52

Дайте функционально-стилистическую характеристику при­веденным глагольным формам.

1. Сох — сохнул, мок — мокнул, вис — виснул, пах — пахнул, сверг — свергнул, воздвиг — воздвигну л, гас — гаснул.

2. Исчез— исчезнул, иссяк— иссякнул, ослеп— ос-лепнул, закис — закиснул, засох — засохнул, намок — на-мокнул, зачах — зачахнул.

Задание 53

Выберите форму, соответствующую литературной нор­ме. Объясните свой выбор.

1. Мокший — мокнувший; промокший — промокнувший.

2. Мерзший— мерзнувший; замерзший— замерз­нувший.

3. Гасший — гаснувший; угасший — угаснувший.

4. Сохший— сохнувший; засохший— засохнувший.

Задание 54

Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую ха­рактеристику.

Дав — давши, написав — написавши, сказав — сказав­ши, купив — купивши, пропев — пропевши, подумав — по­думавши, напомнив — напомнивши.

Задание 55

Употребите приведенные ниже глагольные формы в кон­текстах соответствующей стилистической окраски.

Припевая — припеваючи, поджидая — поджидаючи, умея — умеючи, глядя — глядючи, зная — знаючи.

Задание 54

В отрывках из произведений С. Есенина найдите глаголь­ные формы, находящиеся за пределами современной ли­тературной нормы.

1. Наклонивши лик свой кроткий, Дремлет ряд плакучих ив...

2. Выше, выше, вихорь, тучи подыми!

3. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Их было, 26.

Наши рекомендации