Воспитывающая среда и ее разитие

Все искусство воспитания со­стоит в том, чтобы ставить моло­дых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и доб­родетели.

К. Гельвеции

3.1.Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства

У себя в мыслях, где-то в себе он открывает новый, еще более удивительный мир. А дальше надо отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.

Я. Корчак

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА

Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитываю­щей среды.Именно воспитывающей,

т.е. целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности. С точки зрения философско-педаго-гической понятие «среда»многолико. Это и природная, географическая среда:разные условия для развития ма­ленького человека создаются за Северным полярным кру­гом и в южных субтропиках, по берегам больших рек и озер и в засушливых горных аулах, в больших промыш-ленно-культурных центрах и в сельской глубинке, в раз­личных национальных культурах... Это и широкая соци­альная средакак фактор экономического, политическо­го, социального, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп: семьи, школы, вне­школьных учреждений, неформальных объединений (по­литических, культурно-досуговых, социальных инициа­тив, альтернативного образа жизни...). Свою лепту в фор­мирование личности растущего человека вносят и такие институты общества, как печать, радио, телевидение, видео, клубы, библиотеки, театры, музеи, досуговые цен­тры, различные виды и формы рекламы, внешнее офор­мление улиц и городов... Это и непосредственная среда

обитаниякаждого ребенка — микросреда:дом, семья, ули­ца, ближайшее бытовое окружение, друзья.., т.е. те фак­торы, с которыми растущий человек непосредственно соприкасается, которые оказывают влияние на форми­рование его личности.

Однажды малышу-дошкольнику задали вопрос: «Что нужно, чтобы сочинить сказку?» Он ответил, хорошо по­думав: «Стул... Надо ведь сесть и придумать».

Дети интуитивно понимают и оценивают окружающую среду обитания. И чем старше, тем мудрее и осознаннее.

Практика накопила большой опыт: чем в более ран­нем возрасте человек оказывается в условиях, благопри­ятствующих развитию его любознательности, чем рань­ше он испытывает чувство радости и удовлетворения от саморазвития и самореализации, тем больше у него шан­сов состояться как самоактуализируюшаяся личность.

Маленький Моцарт, как известно, жил в атмосфере музыки и очень рано сам начал музицировать. Лейбниц в 8 лет увлекся картинками книги по истории Ливии. Кни­га была написана на латыни. По картинкам он разгадал значение слов в надписях и затем перечитал несколько раз всю книгу, пока не освоил все ее содержание. Джор­дано Бруно в 12 лет увлекся книгами по богословию, ло­гике и диалектике. Рассказывают, что Ампер, еще не зная цифр, придумал свою систему счета с помощью камеш­ков и желудей. Практически все «состоявшиеся» педагоги в детстве играли «в школу» или «в учительницу».

Значит, окружающая среда — мощный фактор разви­тия и воспитания растущего человека. А поэтому педаго-гизация среды -- насущная задача школы, каждого вос­питателя.

ПОНЯТИЯ «ФАК­ТОР», «УСЛОВИЕ» ВОСПИТАНИЯ, «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО*

Когда мы говорим о влиянии среды, то употребляем понятия «фактор» и «условие». Фактор(от лат. factor — де­лающий, производящий) — движущая сила, причина, существенное обсто­ятельство в каком-либо процессе, яв­лении (Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 645). Условие— обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, .в которой что-либо проис-



Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие

3.1. Социокультурная среда воспитания




ние (А.Н. Лутошкин); соотнесения (Х.Й. Лийметс); успе­ха (В.А. Караковский, О.С. Газман), творчества (В.А. Ка­раковский), ситуация конфликта (у многих педагогов).

ходит (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 685).

Для удобства анализа факторов развития современно­го школьника можно выделить несколько групп условий:

1) глобальные, мировые факторы (проблема войны и ми­
ра, экологические катастрофы, издержки цивилиза­
ции...};

2) социальные (политические, экономические, культур­
ные, медицинские, образовательные...) условия жиз­
ни общества и государства;

3) региональные (факторы, влияющие на развитие в кон­
кретных городах, поселках, микрорайонах...);

4) конкретно-личностные (непосредственно с которыми
соприкасается личность: семья, школа, внешкольные
учреждения, бытовое окружение...);

5) «Я сам», т.е. условия внутреннего духовного развития.
В последнее время в теории воспитания в связи с иде­
ями гуманизации воспитания, признания самоценности
детства появился термин «воспитательное пространство».
Наиболее точное раскрытие его находим у И.Д. Демако-
вой*, которая считает, что «это освоенная среда (при­
родная, культурная, социальная, информационная), при­
способленная для решения воспитательных задач.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ

Существенным для методики воспи­тания является понятие «воспитыва­ющая ситуация». По мнению В.А. Ка-раковского, «это такая совокупность обстоятельств, ко­торая дает возможность увидеть сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно вли­ять на процесс рождения, развития и корректировки этих отношений»**. Он перечисляет описанные в педагогичес­кой литературе варианты различных ситуаций: ситуация авансирования доверия (А.С. Макаренко); свободного вы­бора (О.С. Богданова, Л.И. Катаева); непринужденной при­нудительности (Т.Е. Конникова); эмоционального зараже-

* Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства // Народное обра­зование. 2001, № 4. С. 167-172.

** Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. С. 215.


ВОСПИТАНИЕ И ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Одна из важнейших забот педагога в организуемом процессе воспитания -это помощь школьникам в социальной адаптации к явлениям окружающего мира. Сам по себе фактор среды до­статочно непредсказуемый. Могут всплыть совершенно неожиданные влияния микросреды -- в семье, ближай­шем бытовом окружении, в неформальных объединени­ях молодежи, да и в школе и внешкольных учебно-вос­питательных учреждениях. Вся мудрость в том, что бороться с ними бесполезно. Об этом предупреждал еще А.С. Ма­каренко: «Не думайте при этом, что вы должны трусли­во отгораживать его (ребенка) от влияний отрицатель­ных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуж­дыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы долж­ны выработать у него умение разбираться в них, бороть­ся с ними, узнавать их своевременно. В парниковом вос­питании, в изолированном высаживании нельзя этого выработать. Поэтому совершенно естественно вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду. Детям необходимо вов­ремя помочь, вовремя остановить их, направить».

Под социальной адаптацией современная педагогика по­нимает «способность школьника к социальному, нравствен­ному, бытовому (физическому и коммуникативному) вы­живанию, статусному самоутверждению, сотрудничеству в существующих и в новых, ожидаемых и непредвиден­ных обстоятельствах, готовность выбрать различные спо­собы жизнедеятельности, сохраняя свою индивидуальность. Нередко адаптация -- только приспособление, подчине­ние обстоятельствам, потеря себя, бренное существова­ние. Необходимы же жизненная устойчивость, стремление достичь цели, самореализоваться в культурном, нравствен­но-психологическом, профессиональном отношении»*.

* Вульфов Б.З, Иванов И.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 604—605.


_Глава_Ш. Воспитывающая среда и ее развитие

Именно поэтому помощь детям (подросткам, юноше­ству) в социальной адаптации — одна из важнейших гу­манистических идей воспитания.

На основе этого сформулирована идея адаптивной шко­лы*, которая рассматривается как школа, создающая ус­ловия для самореализации личности ученика и строяща­яся на основе системного, синергетического и диалоги­ческого подходов.

Адаптивная школа приспосабливается к внешней сре­де (географической и социальной) и сама влияет на нее. Она приспосабливается также к рациональной (интеллек­туальной), эмоциональной и поведенческой сферам каж­дого участника педагогического процесса. Определяющий признак ее — развитие способностей личности к само­усовершенствованию на основе учета ее возрастных осо­бенностей, внутренних ресурсов, потенциальных возмож­ностей.

Цельюадаптивной школы является создание условийдля самостоятельного выбора каждой личностью страте­гии своего развития и поведения, способа существова­ния, направлений самореализации и самосовершенство­вания в контексте человеческой культуры.

Назначение,которому отвечает структура учебно-вос­питательного процесса адаптивной школы, предполагает «обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физи­ческого развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей».

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ

Решению проблем адаптации детей к социальным условиям жизни способ­ствует педагогизация среды, т.е. специ­альная забота о создании воспитывающей среды.

Воспитывающая средав отличие от формирующей -это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное раз­витие и содействующих его вхождению в современную культуру. Педагог, используя факторы природной и со-

* Особенности адаптивной школы описаны на основе книги: Капус­тин H.F7. Педагогические технологии адаптивной школы. М, 1999, С. 7—10.

3.1. Социокультурная среда воспитания

циальной ситуации развития ребенка, придает им целе­вую направленность, тем самым создавая позитивную воспитывающую среду.

Возможны как бы два пути создания педагогом вос­питывающей среды. Во-первых, придание педагогической интерпретации природным и социальным факторам с помощью различных педагогических приемов: целенап­равленное обращение внимания детей («Посмотри, сколь гениально природа устроила...»), разъяснения непонят­ных явлений и фактов («Мы можем наблюдать это благо­даря тому, что наука достигла немалого...»), этических и эстетических оценок («Настоящий мужчина поступает в этой ситуации иначе...»), организации наблюдения деть­ми предметов и явлений («Попробуйте пронаблюдать жизнь муравейника, и вы поймете, что не так уж просты эти малюсенькие букашки...») и т.д. Во-вторых, это констру­ирование педагогом специальных.воспитывающих ситуа­ций в природной и социальной среде.

Специальная работа школы и каждого педагога-воспи­тателя по конструированию и развитию воспитывающей сре­ды включает в себя несколько специальных направлений: >- создание в «педагогическом пространстве» ребенка (под­ростка) социокультурной среды развития; 5> педагогическое влияние на семью как фактор воспи­тания; >• создание и развитие ученического коллектива как среды

обитания и самоактуализации ребенка (подростка); >• содействие детскому движению в школе и вне ее, по­мощь в создании и функционировании детско-юношес­ких позитивных организаций и объединений; >- сотрудничество с многопрофильными творческими объ­единениями детей и взрослых клубного типа (в школе и вне школы);

5* взаимодействие с неформальными объединениями мо­лодежи, формирование у школьников адекватного от­ношения к позитивным и негативным (асоциальным и антисоциальным) объединениям;

>• предметная среда воспитания: интерьер школьных по­мещений, наглядные пособия, способы расстановки мебели, цветы и украшения, свет и цветовая гамма, используемые в воспитательной работе предметы...

6. Заказ № 1233.



162_______________ Глава III. Воспитывающая среда и се развитие

ПОНЯТИЕ СОЦИО­КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВОСПИТАНИЯ

Социокультурная среда образования (в широком смысле слова, куда вклю­чается и процесс воспитания) -- это совокупность взаимосвязанных эко­номических, социальных и культур­ных отношений к образованию, наличие и содержание которых... позволяет ему продуктивно действовать и са­моорганизовываться, саморазвиваться, обновляться, из­меняться и, в свою очередь, влиять на социальные про­цессы. Это влияние тем выше, чем выше культура обра­зования и воспитания*.

Социокультурные условия способствуют эффективно­му воспитанию, если они включают**: >• правовое, материальное, экономическое обеспечение функционирования, развитие и постоянное обновле­ние образовательно-воспитательных систем (разнооб­разных, вариативных, мультикультурных); >• наличие в сфере образования инициативных групп и сообществ, способных к самостоятельным культурным акциям, проектам и творческой деятельности; >• наличие открытой образовательной (воспитательной) полисистемы... и ее взаимодействия с системами куль­турных учреждений;

>• осуществление более или менее системной и концеп­туально выраженной политики в сфере образования, исходящей от общества и государства; >* признание обществом и органами управления права школ и других учебно-воспитательных учреждений на автономность и разнообразные культурно-образователь­ные инициативы и обеспечение поддержки нововве­дений;

>* наличие культуры управления;

>• способность самой сферы образования к изменениям и эволюции, а также способность влиять на динамику общества;

>- видимое проявление и развитие культурных тради­ций в жизни детских учебно-воспитательных учреж­дений;


3.1. Социокультурная среда воспитания

>• проявление динамичной, способной к саморазвитию педагогической культуры в разных сообществах. В качестве примеров можно привести социально-про­изводственный педагогический комплекс «Лужники» им. С.Т. Шацкого, многие авторские школы (например, «Школа диалога культур» B.C. Библера, модель «Русская школа» Л.Н. Погодиной в Москве, школа-парк М.А. Ба­лабан, школы адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга в Москве и Б.А. Бройде в Ярославле и др.). Цель обновлен­ной программы Международного детского центра «Артек» определена в таком же ключе: «Создание социокультур­ного пространства для свободного выбора социокультур­ных норм».

ПОНЯТИЯ «НИША» и «стихия» в СОЦИОКУЛЬТУР­НОЙ СРЕДЕ ВОСПИТАНИЯ

Ключевыми понятиями в характери­стике социокультурной среды воспи­тания как фактора развития ребенка (подростка) являются понятия «ниша» и «стихия»*. Ниша — «это определен­ное пространство возможностей, по­зволяющее детям удовлетворять свои потребности. Условно ниши можно подразделить на природные, социальные и культурные». Стихия — «это неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и обще­ственной среде в виде того или иного социального дви­жения, информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, колебаний настроения, возбуждающих импульсов. Педагогический смысл явления «стихия» состоит во власти над детьми. Стихия обладает принуждающей, подчиняющей силой, она детерминирует выбор возможностей саморазвития». В контексте формирования отношения ребенка (подрост­ка) к культурным ценностям это может вылиться во вли­яние культуры, псевдо- (или поп-) культуры и бескуль­турья (отсутствия культурных норм и ценностей в среде обитания детей).

Каждому воспитателю и родителю хорошо знакомы яв­ления последних лет: общение на языке сленга, востор-



* Крылова Н.Б- Культурология образования. М.. 2000. С. 185. **Тамже. С. 187-188.

* См.: Управление воспитательной ситемой школы: проблемы и реше­ния / Пол ред. В.А. Караконекого. М., 1999. С. 47.

6*



Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие

3.1. Социокультурная среда воспитания




женное цитирование банальных слов рекламы; «балдение от пива»; «тусовки» в ночных клубах; ранний секс; мода на дорогую фирменную одежду и презрение к тем, кто. «не такой, как все наши»...

Отсюда возникает стратегическая задача воспитания -создание в школе, классе, в индивидуальном развитии ребенка такой системы воспитания, которая позволила бы регулировать стихийныевоздействия среды и создать нишукультурного развития школьников.

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ДЕТСТВА

Но сделать это невозможно без учета особенностей, сложившихся в совре­менной социокультурной среде вос­питания, характерной для нашего постперестроечного об­щества и меняющейся культуре образования. Их с болью в сердие современные педагоги-практики и ученые, ис­следующие проблемы воспитания, называют современны­ми реалиями детства,выстраивая прямую зависимость: социокультурная среда <=> воспитание детей. Это пробле­ма объективных трудностей и противоречий воспитания.

Самое грустное что на Земле?

Не тишина в лазарете,

Не поминальная скорбь на челе —

Грустные дети...

Нет, не дитя, издающее крик,

Нас беспокоит —

Чадо, притихшее, будто старик,

Чадо людское...

Г. Я. Горбовский

Есть такая точка зрения: «Цивилизация — ужасное ра­стение, которое не растет и не расцветает, пок-а его не польют слезами и кровью» (А. Граф). Увы, но это так: со­циокультурная реальность имеет непосредственное отно­шение к детям, ставит перед ними «недетские» пробле­мы, влияет на процесс их развития и самоактуализации. В качестве примера — стихотворение четырнадцатилетней Ольги Мяловой из т. Оренбурга.

Кончается день. Кончается год. Кончается век.

Закругляется эра.

Бешено мчатся эпохи вперед...

Разрушили разум.

Прервали полет.

Закрыли глаза.

Опорочили веру.

Действует время, убивая, раня,

Уничтожая, грозя изменой.

Кратко охарактеризуем некоторые современные реа­лии, «больно бьющие» по современному детству. Их не­сколько групп.

1. Экономические:имущественное расслоение детей
как следствие имущественного расслоения общества; под­
мена дружеских и товарищеских отношений отношения­
ми купли-продажи и «дикого» рынка в детской среде; раз­
дутые, гипертрофированные потребности в материальной
сфере при отсутствии духовных потребностей и культуры
потребления; материальное закабаление и эксплуатация
одних детей другими (купля-продажа всего, подкуп, взят­
ки, вымогательства, даже рэкет... в детской среде); рост
имущественных правонарушений детей; своеобразное «ре­
кламное мышление» (дети нашпигованы рекламными фра­
зами в ущерб собственному мышлению и оценкам...):
вынужденная работа некоторых детей, даже приносящая
вред здоровью и нравственному развитию личности; ни­
щенство и попрошайничество некоторых детей, попада­
ние в экономическую зависимость детей от «богатых»,
вплоть до преступных элементов...

2. Политические:нестабильность в политике и нечи­
стоплотность отдельных политиков, ошибки и просче­
ты политического курса привели к существованию в
детской среде неуверенности в будущем, отсутствию
всяких политико-экономических ориентиров, «зацик-
ленность на негативном», депрессиям и страхам, про­
тестам в качестве социально-политической защиты,
уходу в неформальные молодежные объединения асо­
циального и антисоциального толка, повышенному кри­
тиканству, самоустраненности от политических и об­
щественных дел, неприкаянности, националистическим
проявлениям, культу жестокости, разборкам «с пози­
ций силы» и др.



Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие

3.1. Социокультурная среда воспитания




3. Социальные:изменения в медицинском обслужива­
нии (платные услуги, отмена обязательной диспансери­
зации...) привели к увеличению числа заболеваний, воз­
рождению некогда исчезнувших заболеваний, увеличение
процента детской смертности и т.д.; изменения в систе­
ме образования (появление платных школ, альтернатив­
ного образования, увеличение числа специализированных
школ с отбором учащихся, появление права школ вы­
бирать учеников и т.д.) привели и к негативным послед­
ствиям, как-то: фактически не действует закон о всеобу­
че, большой процент детей (и до окончания 9-го класса,
а после 9-го особенно) остались за пределами школы,
породив детскую безнадзорность и беспризорность... Пока
слабо решаются проблемы обеспечения малоимущих,
многодетных, неполных семей с детьми в обеспечении
материальной помощью, жильем, отдыхом и т.д.

4. Культурные:засилье молодежной массовой поп-
культуры; дороговизна предметов культуры (книг, посе­
щений музеев, театров, кинотеатров, поездок в другие
города и т.д.); утрата приоритетов русской культуры в уго­
ду американской с культом жестокости, насилия, пор­
нографии, крайнего индивидуализма; разрушение систе­
мы детских внешкольных учреждений и т.д. — привело к
утрате ценностного отношения к культуре, возникнове­
нию различных направлений низкопробной молодежной
субкультуры; недоступность кружков, секций, занятий
спортом и т.д.

5. Моральные (произошла переоценка ценностей): ори­
ентация молодежи на индивидуализм, появление опре­
деленных нравственных понятий типа «новые русские»,
«хозяева жизни», приоритет некоторых сомнительных цен­
ностей типа «кроссовки из Торгограда», «Делай, что хо­
чешь с шоколадом «Vispa», нравственная «раскованность»
вплоть до распущенности и разнузданности, лжедемок­
ратия, этикет как внешние формы культуры поведения,
американизация нравов, повальное увлечение азартны­
ми играми часто безнравственного содержания...

6. И как следствие этого — проявление некоторых не­
гативных явлений,связанных с детством: детская безнад­
зорность и беспризорность имеют тенденцию расшире­
ния; появление детей-беженце в, бездомных детей; рост

преступности несовершеннолетних; появление детской

проституции и проступков, связанных с половой распу­щенностью; новые виды правонарушений детей и под­ростков: рэкет, разборки и т.п.; рост тенденции втягива­ния детей в табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических и токсичных веществ; пропа-гандирование в детско-юношеской среде так называемо­го «безопасного секса»; уход в виртуальную сферу через Интернет, где тиражируются штампованные псевдоцен­ности; межнациональные конфликты у детей и подрост­ков; детский и юношеский суицид и др.

В каждом из названных факторов и тенденций — на­рушения элементарных прав ребенка и прав человека, нуждающихся в воспитании.

Веяние нашего времени — детские страхи.Они тоже результат воздействия окружающей детей среды. Дети 2-го класса школы № 45 боятся: войны, теней, тигров, тем­ноты, пауков, болезней, попасть под машину, лежать в больнице, врачей со шприцами, привидений, ядовитых змей, «руганья», тараканов, опасных животных, пантер; тех, кто бьет слабых; смотреть ужасы, утонуть, злых маль­чишек, вулканов, саранчу, замерзнуть, злобных собак, когда их кто-то хочет обмануть.

В ответах старшеклассников уже более отчетливо про­сматривается боязнь того, что навеяно особенностями нашего времени: атомной катастрофы, неожиданно воз­никающих войн, террористических актов, «меня ограни­чивают в правах», маньяков-преступников, смерти, убий­ства кого-то из близких и друзей, что отец потеряет ра­боту и нам не выжить, поздно вечером ходить по улице, СПИДа, наркомании, бюрократов, жуликов, плохих дел взрослых, болезней, обезличивающего коллектива и др...

Так современные реалии вносят существенный штрих в характеристику школьного детства. И соответственно вно­сят коррективы в организацию и методику воспитания.

СОЗДАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СОЦИОКУЛЬТУР­НОЙ СРЕДЫ

Вот почему создание воспитываю­щей социокультурной среды — одно из главных стратегических направле­ний в организации и методике вос­питания.


168______________ Глава III Воспитывающая среда и ее развитие

Культурная среда — это конкретное, данное каждому ребенку (подростку) социальное пространство, посред­ством которого он включается в культурные связи обще­ства, где он приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности*. Это совокупность различных условий воспитания: в семье, в школе, в культурной среде региона и города, страны в целом. Ребенок (подросток) живет, действует и развивается в многоликой социокуль­турной среде — культурной, но и бескультурной или псев-докулътурной, возвышающей, но и низвергающей лич­ность, стимулирующей культурное саморазвитие и само­актуализацию и нет.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЫ

Возможность реализации программ создания социокультурной среды для выполнения прогрессивных программ связано с педагогической культурой воспитательных уч­реждений и педагогов.

Понятие «педагогическая культура» многогранно: оно имеет отношение к педагогической культуре и обществу в целом с его системой образования, и к конкретной школе, и к личности каждого педагога и родителя.., Если говорить обобщенно, то «педагогическая культура — это некоторая совокупность ценностных отношений к обра­зованию (воспитанию -- Л.М.) и к ребенку, которые предметно и практически реализуются в учебно-воспи­тательном процессе»*. Показателями ее служат состояние и качество, эффективность обучения и воспитания, куль­тура их организации в конкретной школе, личная и пе­дагогическая культура каждого педагога.

Основные идеи современной культуры учителя-воспи­тателя заложены в идеях гуманистической педагогики, которая может быть выражена формулой: «сотрудничество во взросло-детском сообществе + интегрированное зна­ние (общекультурные ценности и отношение к ним) + индивидуальное образование (дичностно-ориенированное воспитание) на основе интересов, потребностей потен­циальных возможностей»**. Воспитание — это целенаправ-

3.1. Социокультурная среда, воспитания

тенное создание условий для самоактуализации личнос­ти на основе ее разностороннего гармоничного развития в условиях личностно-ориентированной коллективной деятельности.

Старые стереотипы («Я тебя воспитываю — ты под­чиняйся», «Воспитатель всегда прав», «Непогрешимость выверенных временем методов и приемов, оправдавших себя организационных форм воспитания» и т.п.) преодо­леваются в педагогических коллективах, где:

- создается атмосфера готовности к педагогическому
творчеству, открытости новым формам воспитания,
терпимости к методическому инакомыслию;

- культивируется рефлексия и конструктивный диалого­
вый стиль педагогического общения в процессе реше­
ния проблем;

- вырабатывается уважение к творческому самоопреде­
лению каждого педагога, его радикальным поискам;

- складывается естественное разнообразие методик и тех­
нологий обучения и воспитания, к которым культи­
вируется отношение как к обогащению, а не как к кон­
куренции;

- происходит естественное становление демократических
норм общения, взаимодействия, самоуправления и
самоорганизации*.

КУЛЬТУРА ДОМА И СЕМЬИ

Культура дома и семьи предполагает заботу взрослых о наполнении интерь­ера и жизнедеятельности семьи куль­турными ценностями. Библиотека — какая? Что читают дети? У В. Лизинского есть афоризм: «Если в доме не чи­тают Пушкина, то дети вырастают дантесами». А если чи­тают лишь авантюрно-приключенческие, детективные, эротические (а то и порнографические) современные ро­маны-однодневки? Как оформлен интерьер дома: мебель, освещение, ценностные (материально и духовно) вещи и предметы, чистота и порядок (для человека или «пока­зуха») и многое, многое другое. А животные: какие есть и каково к ним отношение взрослых и детей? Это очень важно — общение с животными.



h Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 191. **Там же. С. 204-214.

Крылова Н.Б. Там же. С. 210.

170 __ Глава III Bocпитывающая среда и_ее развитие

На вопрос о том, с кем любишь общаться, трудный подросток, вздохнув, отвечает: «С морской свинкой — она меня так хорошо слушает и «улыбается»'мне просто так, ни за что и никогда на меня не ругается». Из сочинения о дружбе третьеклассницы Тани Л.: «Мой лучший друг -собака. Зовут ее Веста. И еще собака Рама. Мне с ними весело, хорошо и спокойно».

А игрушки — какие? Развивающие и воспитывающие с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ? Или дикие и кровожадные «герои» детских боевиков, эротизирован­ные "куклы (одна маленькая девочка сказала: «Мне пода­рили куклу Барби, но я не люблю в нее играть, потому что она не дочка, она — тетя»); или напичканные элек­троникой малопонятные существа и новомодная техни­ка; или игрушечное оружие, по меткому выражению од­ного мальчишки, «все равно для кого — хоть для поли­цейского, хоть для киллера»...

А общение с бытовой техникой — магнитофоном, те-левизором, компьютером? Дети (с 1-го по 11-й класс) в разных опросах о любимых, предпочитаемых занятиях на­зывают их в качестве предпочитаемых. Попробуем себе от­ветить на вопросы: что предпочитают смотреть, слушать, во что играть? На каких сайтах блуждают в Интернете? Как это все соотносится с понятиями «культура», «псев­докультура», «бескультурье»?

А общение со взрослыми: его содержание, насыщен­ность культурными ценностями или суррогаты замены человеческого общения общением с «видиком», «компи-ком», «игрушками»... А то и с асоциальной и антисоци­альной компанией за пределами дома, семьи.

«ДВОРОВАЯ КУЛЬТУРА*

Есть еще понятие «дворовая культу­ра», «культура большого (малого) го­рода, поселка. На ее можно сделать проекцию всего того, что было сказано выше, все имеет отношение к ней как фактор воспитания. Хочется внести еще один акцент, на который обратила внимание жур­налистка С. Кольчик, опубликовавшая полемичную ста­тью «Бескультурные «образованцы»*. Проблема в том, что

Аргументы и факты. 2001. № 31.


3.1. Социокультурная среда воспитания

Москве, где высок образовательный и культурный уро­вень жизни, стали нормой такие мелочи, как: «— заплеванный шелухой от семечек пол в обществен­ных местах;

наступив рядом стоящему пассажиру на ногу в обще­ственном транспорте, не извиниться;

— выгулять на газоне собаку и не убрать за ней;
бросить посреди улицы банку из-под кока-колы, шкур­
ку от банана и прочий мусор;

— говорить в полный голос по мобильному телефону в
театре или кино;

— круглосуточно врубать в кафе, расположенном рядом
с жилыми кварталами, музыку на полную мощность и
так далее».

В поисках культурной ниши от стихийного натиска бес­культурья дети (подростки, юношество) не всегда попа­дают в культуру. Они просто не имеют возможности уз­нать о настоящей культуре, поэтому нередко находят вы­ход (успокоение, расслабление, блаженство, решение про­блем) в химических зависимостях, девиантных группах и даже в суициде. И это все социокультурная среда обита­ния школьника, которую надо сделать воспитывающей.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Возможна ли «педагогика среды»? Если да, то в чем она
состоит? Испытали ли вы на себе ее влияние или, может
быть, наблюдали?

2. В чем суть понятия «воспитывающая среда»?

3. Как понимать педагогическое явление «социокультурная
среда воспитания»? Что в нее входит? Как она влияет на
продуктивность, эффективность воспитания?

4. При каких условиях социокультурная среда воспитания мо­
жет быть позитивной, а при каких — негативной?

5. Понятия «ниша» и «стихия* применительно к теории и ме­
тодике воспитания. Что нужно предпринять воспитателю,
чтобы сделать целенаправленным стихийные воздействия
социокультурной среды и создать культурную нишу для ре­
бенка (подростка)? Что зависит от уровня культурного раз­
вития самого педагога, его личной жизненной позиции?

6. Современные реалии детства: позитивное и негативное.
Как сделать их позитивным фактором воспитания школь­
ников?




Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие

3.2. Семья как фактор воспитания




6. Что значит педагогическая культура школы; дома и семьи; ближайшего непосредственного окружения ребенка (под­ростка)? Как на нее влиять с целью придания ей воспита­тельного смысла?

Рекомендуемая литература

Битинас Б.П., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся Ростов н/Д, 1993.

Бодалев А.А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности. Моделирование воспитатель­ных систем. М., 1995.

Боронеев О.А., Смирнов Л.И. Россия и русские. Характер на­рода и судьбы страны. СПб., 1992.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 7. Педагогика среды: идеи и реальность.

Дети улицы. Растущая трагедия городов (Доклад для неза­висимой комиссии ло международным гуманитарным вопро­сам)., 1990.

Воспитание через среду // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В А. Карков-ского и др. М., 1999. Ч. I. § 5.

Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999. Кон И.С. Ребенок и общество (историке-этнографическая перспектива). М., 1988.

Крылова И.Б. Культурология образования. М., 2000. Крылова Я.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., J994. Культурная и мультикультурная среда. № 4 в серии «Новые ценности образования». М., 1996.

КураеваЛ.Г. Детство: социокультурная реальность. Саратов, 1997.

Мудрик А,В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979.

Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на ру­беже тысячелетий. М., 2000.

О положении детей в Российской Федераций. 1995: Госу­дарственный доклад. М., 1996.

Писарский П.С., Собин B.C. Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры. М., 1997.

Подросток: проблемы социальной адаптации. М., 1995. Развитие личности школьника в воспитательном простран­стве: проблемы управления / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 2001.

Рыбинский Е.М. Детство в России: реальности и проблемы. М., 1996.

Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993. Флэйк-Хобсон К.Е., Робинсон Б,, Скин П. Мир входящему. Раз­витие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.

Наши рекомендации