Тема 9. Дидактическое
мастерство вузовского преподавателя

Понятие о дидактическом мастерстве преподавателя.

Содержание дидактического мастерства преподавателя. Соотношение дидактического

мастерства и дидактической культуры. Методический компонент дидактического мастерства

преподавателя. Понятие о лекторском мастерстве и искусстве лектора в условиях

образовательного учреждения. Слагаемые лекторского мастерства и лекторского

искусства. Этапы подготовки лекции.

Требования к построению содержания, формам и приемам подачи лекционного

материала. Показатели качественной лекции и лекторского мастерства.

Организационные, содержательные и методические

требования к проведению практического (семинарского) занятия. Дидактическое мастерство преподавателя в ходе

проведения практического занятия. Показатели качественного практического

(семинарского) занятия и дидактического мастерства преподавателя.

Непрерывное профессиональное образование преподавателя

высшей школы, его профессионально-педагогическая и методическая подготовка. Технологии

обучения в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы как область

его практической подготовки и показатель дидактического мастерства.

Тема 10.
Профессионально-педагогическая культура вузовского преподавателя

Понятие о профессиональной, педагогической и

профессионально-педагогической культуре. Место и роль

профессионально-педагогической культуры в совокупности профессионально значимых

качеств личности преподавателя. Содержание и структура

профессионально-педагогической культуры. Педагогические ценности в структуре

профессионально-педагогической культуры. Ценности профессиональной деятельности

преподавателя.

Технология педагогической деятельности как компонент

профессионально-педагогической культуры. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической

культуры. Творческая самореализация в структуре профессионально-педагогической

культуры преподавателя. Творческий поиск молодого преподавателя в профессиональной

деятельности.

Критерии, показатели и уровни развития личности

преподавателя как субъекта профессионально-педагогической культуры. Пути

саморазвития преподавателя в пространстве профессионально-педагогической

культуры. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза.

Основы коммуникативной культуры преподавателя.

Установки преподавателей и стили общения со студентами. Психологические барьеры

общения и способы их преодоления.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

Формой итогового контроля знаний и уровня овладения

профессиональными компетенциями по дисциплине «Педагогика высшей школы» является

экзамен, который проводится в устной форме. Экзамен состоит из устного ответа

студента на один теоретический вопрос и решения предложенной практико-ориентированной

задачи или выполнения задания.

В ходе теоретической части экзамена выявляется уровень

владения понятийным аппаратом педагогики

высшей школы, ее ведущими теоретическими положениями.Оценивается глубина и осознанность знаний, самостоятельность и

критичность мышления, широта использования научно-теоретических работ по

проблемам современного высшего профессионального образования. В ходе собеседования с преподавателем при

ответе на вопрос и при решении задачи студенту следует продемонстрировать аналитические, проектировочные и конструктивные

умения, умение применять теоретические знания на практике.

Практическая часть экзамена нацелена на диагностику и

оценку уровня сформированности конкретной компетенции с помощью специальных

заданий (задач). При этом часть заданий будет предложена студентам до экзамена

для того, чтобы студенты смогли более обдуманно подойти к их выполнению.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие о педагогике высшей школы как науке.

Объект, предмет и задачи педагогики высшей школы.

2. Методологические основы педагогики высшей школы.

Личностно-деятельностный подход в теории и практике высшего образования.

3. Методологические основы педагогики высшей школы.

Культурологический подход в теории и практике высшего образования.

4. Методологические основы педагогики высшей школы.

Аксиологический подход в теории и практике высшего образования.

5. Методологические основы педагогики высшей школы.

Компетентностный подход в теории и практике высшего образования.

6. Технологический уровень методологии педагогики

высшей школы. Методы исследования проблем педагогики высшей школы.

7. Понятие о профессиограмме преподавателя высшей

школы. Содержание профессиограммы преподавателя высшей школы. Требования к специальным,

психологическим знаниям и умениям преподавателя.

8. Содержание деятельности преподавателя высшей школы.

9. Понятие о дидактике высшей школы. Теоретические

основы дидактики высшей школы.

10. Принципы обучения в высшей школе, их

содержательная характеристика.

11. Цели обучения в высшей школе, их характеристика.

12. Проблема содержания высшего профессионального

образования. Понятие о многоуровневом высшем образовании, его содержательная

характеристика.

13. Методы обучения в вузе, их классификация и

характеристика.

14. Технологии обучения в вузе, их классификация и

характеристика.

15. Формы обучения в вузе, их характеристика.

16. Методические требования к подготовке и организации

лекционного занятия.

17. Методические требования к подготовке и организации

семинарского (практического) занятия.

18. Цель, задачи и направления воспитательной работы в

вузе. Характеристика компонентов воспитательной системы вуза.

19. Цель, задачи, содержание, формы и методы

воспитательной деятельности куратора студенческой группы.

20. Понятие об адаптации студентов, ее виды и

характеристика. Управление процессом адаптации студентов младших курсов.

21. Понятие о педагогическом мастерстве преподавателя.

Слагаемые педагогического мастерства, их характеристика.

22. Понятие о профессионально-педагогической культуре

преподавателя. Слагаемые профессионально-педагогической культуры, их

характеристика.

23. Представить аннотацию на статью по проблеме

высшего образования.

24. Представить алгоритм подготовки преподавателя к

проведению лекционного занятия.

25. Представить алгоритм проведения практического

(семинарского) занятия с применением активных методов обучения.

26. Защита плана-конспекта лекционного (семинарского)

занятия.

27. Защита плана-конспекта воспитательного мероприятия

со студентами младших курсов.

28. Мультимедийная презентация темы учебной

дисциплины.

29. Отчет-анализ посещенного учебного занятия

преподавателя университета.

30. Решение предложенной

профессионально-ориентированной задачи или ситуации.

Наши рекомендации