Условия, необходимые для реализации программы
Программа
Деятельности районной союз детской общественной организации
«Алые паруса»
«Добрая дорога детства».
Срок реализации: 1 лет
Возраст детей: с 10 лет
Выполнила:
Зиннатуллина Л.М.
методист по детскому движению
Паспорт программы.
Наименование программы | Программа деятельности районной союз детской организации «Алые паруса» Кайбицкого муниципального района на 2015-2016г.г. |
Основание для разработки программы | · Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год) · Федеральный закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании» (в ред. от 7.08.2000г. № 122-ФЗ) · Закон Российской Федерации от 14.04.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» · Федеральный закон РФ от 26.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». · Письмо Министерства образования РФ от 11.02.2000г. №101/28-16 «О направлении методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях». · Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 № 2419 «О реализации решения коллегии от 29.05.2001г. №11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных организаций». · «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001г. №1756-Р (п.2). · Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др. |
Заказчик программы | Отдел образования администрации Кайбицкого района |
Основные разработчики | Зиннатуллина Лилия Мустакимовна. |
Цель программы | Создание условий для содействия формированию духовно – нравственной личности, способной к активной общественно полезной деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию, самореализации, саморазвитию и самоутверждению. |
Задачи программы | Обучающие: · Обучение членов районной организации планированию, приемам организаторской работы, анализу коллективной деятельности, самостоятельному применению знаний, умений и навыков. Воспитательные: · Воспитание ответственности за порученное дело, умение доводить дело до конца. · Воспитание чувства коллективизма, уважения друг другу. · Воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени. Развивающие: · Развитие эмоциональной, интеллектуальной сферы детей, их коммуникативных умений и навыков. · Развитие личной активности детей, их творческого потенциала, умения самостоятельной деятельности. · Развитие, самосовершенствование лидерских качеств, организаторских умений и навыков детей. Социально – педагогические: · Создание условий для дальнейшей поддержки и развития детского движения на территории района в интересах детей, подростков и общества в целом. · Повышение социальной и нравственной значимости общественно-полезной деятельности членов районной организации |
Сроки реализации программы | 2015 - 2016 г. |
Исполнители основных мероприятий | МБОУ ДО ЦВР «ЭКО»( Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центра внешкольной работы "Экология, культура, образования")Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан |
Ожидаемые результаты реализации программы | · Привлечение внимания общественности к проблемам воспитания подрастающего поколения. · Удовлетворение интересов и потребностей детей в различных видах деятельности. · Формирование группы лидеров – организаторов, способных приобрести опыт общения, получить и передать знания и практические навыки организации различных дел, мероприятий. · Формирование социально – активной личности, ориентированной на лидерскую позицию, общечеловеческие ценности и общественно-значимую деятельность. · Повышения уровня культуры во взаимоотношениях детей. · Развитие положительной мотивации к творческой деятельности и активности в решении практических задач. · Обобщение интересного опыта в деятельности детских объединений. · Активизация работы детских первичных объединений, входящих в состав районной детской общественной организации «Алые паруса». |
Ожидаемые эффекты от реализации программы: | На уровне личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания: положительная динамика личностного роста по характеру отношений школьника: к семье; Отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку как Другому, человеку как Иному, к своему телесному Я, к своему внутреннему миру, к своему душевному Я, к своему духовному Я. Усвоение и освоение культуры, общечеловеческих ценностей, выстраивание отношений с окружающим миром и реализация себя в этой системе. |
Содержание:
1. Пояснительная записка программы
2. Учебно-тематический план образовательного направления.
2.1. Учебно-тематический план «Лидерское мастерство».
2.2. Учебно-тематический план «Школы активного гражданина».
Первый год обучения.
3. Содержание программы.
3.1. Содержание направления «Милосердие».
3.2. Содержание экологического направления.
3.3. Содержание досугового направления.
3.4. Содержание лидерского направления.
4. План реализации программы.
5.1.План реализации программы на 2016 - 2017 учебный год.
5. Список литературы.
6. Опыт взаимодействия районной союз детской организации «Алые паруса» с различными социальными структурами.
7. Структура районной союз детской организации «Алые паруса»
Пояснительная записка.
«Все начинается с детства»…- это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. В детских годах – истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Детство – фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.
Задача социального становления личности ребенка является важной и актуальной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, направленных на создание условий для формирования социальной активной личности ребенка. Среди этих институтов особое место занимают детские общественные организации, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы, общественной активности, удовлетворение своих потребностей в общении. Именно детские организации справляются с данной задачей наиболее эффективно.
Дети объединяются в детскую организацию тогда, когда видят перспективу интересной жизни. Здесь происходит их самосознание, саморазвитие и самореализация. Активно участвуя в делах детской организации, дети реализуют свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, приобретают социальный опыт, тем самым формируется их гражданское самосознание, личная жизненная позиция.
Особенность представляемой программы в том, что она объединяет разные виды деятельности детей одной эмоционально – нравственной установкой и способствует созданию условий в формировании собственных представлений о самом себе, окружающем мире, возможностей полнее раскрыть свои личностные качества.
Развитие в себе лидерских качеств, индивидуальных способностей, организаторских навыков, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
Детское общественное движение Княгининского района представляет собой работу вожатского отряда «Огни будущего», которая реализуется через районную программу «Вместе мы – сила» и деятельность районной союз детской организации «Алые паруса», осуществляющая свою деятельность через районную программу «Добрая дорога детства».
Районной союз детской организации «Алые паруса», в дальнейшем именуемая «Организация», создана детьми и взрослыми на общем Сборе 11 ноября 2015 года. Основу Организации составляют 17 первичных детских общественных объединений (на 2015-2016 учеб.год) созданных на базе Центра внешкольной работы "ЭКО" Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан
На современном этапе количество членов, охваченных детским общественным движением, составляет 71 % от общего числа школьников района. Количество детей, подростков и юношей, которые входят в районную организацию «Алые паруса», составляет 1103детей от общего количества учащихся ОУ.
Взаимоотношения детей и взрослых в рамках детской организации строятся на основе сотрудничества, дети и взрослые во всех делах участвуют наравне. Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной деятельности – путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений.
Дети имеют возможность реализовать любую, созвучную душе, программу (несколько программ), разрабатывать свои программы.
Вариативно – программный подход не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные.
Основными формами работы являются:
· Социально – значимые дела, полезные для детей и общества
· Коллективно – творческие дела
· Социальные и творческие проекты
· Культурно – досуговые программы.
Основу деятельности Организации составляют следующие традиционные дела и мероприятия:
· Социально – значимая деятельность
· Организация районных КТД
· Благотворительные акции и социальные проекты
· Тимуровская работа
· Прием в Организацию СНТ «Алые паруса»
· День рождение районной организации «Алые паруса»
· Конкурс «Вожатый года»
· Эстафета памяти.
Цели районной союз детской организации «Алые паруса»:
Помочь каждому ребенку познавать и улучшать окружающий мир, утверждать себя среди людей и для людей, учиться делать добро, расти достойным гражданином своего Отечества.
· Создание условий для развития детского движения на территории района в интересах детей, подростков и общества в целом.
Содержание деятельности способствует развитию социальной активности детей и имеет два аспекта:
· Познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, развивая его творческие способности в различных видах деятельности
· Воспитательный, т.е. те формы общения и отношения с людьми, которые следует привить детям
Обоснование актуальности программы.
Развитие детского общественного движения это не цель, средство, благодаря которому ребенок вместе с взрослым может проявить себя в деятельности, самореализоваться. Это возможно лишь при поддержке настоящих мастеров своего дела – старших вожатых.
Эффективность процесса включения детей и подростков в совместную деятельность на благо себе и другим во многом определяется желанием и педагогической позицией находящегося рядом вожатого. Эта позиция значительно отличается от позиции учителя. Здесь гораздо важнее межличностные отношения, содружество, сотворчество, сопереживание, сообщество детей и взрослых. В связи с этим очень важна роль вожатого, члена детского объединения, лидера, руководителя детской организации.
«Старший вожатый – друг и советчик» - такова его педагогическая позиция в районной детской общественной организации «Алые паруса».
В современных условиях самая большая опасность, которая подстерегает общество, – это моральное, духовное разрушение личности. Дефицит нравственности – одна из первопричин многих негативных явлений современного социума. Как сберечь человеческое в человеке? Как в сегодняшней неправедной жизни духовно спасти наших детей?
Человек высокой души – это личность, обладающая глубоким умом, возвышенными чувствами, внутренним благородством; это человек умеющий сострадать и сопереживать, прощать, жалеть и любить, быть терпимым и милосердным. Милосердие! Вот что поможет нравственному возрождению общества. И если у наших детей будет сформировано чувство милосердия и нормой для них станет помогать ближнему, в стране вырастет новое поколение с высокой духовностью и нравственностью.
Милосердие и экология взаимосвязаны между собой. Человек, посадивший дерево, выходивший раненую птицу, никогда не сможет причинить боль какому – либо живому существу. Постоянное и доброе общение с природой необходимо каждому и должно стать важнейшей потребностью. И только милосердный человек будет относиться с любовью ко всему живому. Поэтому экологическая работа стала одним из направлений деятельности районной организации.
Большая часть детей и молодежи имеет пассивное отношение к происходящим и будущим переменам в обществе. Одним из путей решения этой проблемы видится развитие лидерской позиции в подростковом возрасте, которая проявляется как средство самоутверждения и самоопределения личности. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к деятельности социально значимых делах. Детская общественная организация способна оказать существенное влияние на развитие личности ребенка, прежде всего, его организаторского опыта, опыта организации деятельности других. Поэтому лидерское направление - это еще одно из направлений деятельности программы.
Для удовлетворения потребностей детей и подростков в общении, в установлении товарищеских контактов, в развитии творческого потенциала, в приобщении к миру прекрасного в программу включено досуговое направление.
Образовательное направление программы – учеба актива - способствует формированию активной жизненной позиции, развитию лидерских качеств, вырабатывает стремление к дальнейшему личностному росту.
Формы и режим занятий.
Продолжительность образовательного цикла – один год.
Реализация программы проходит через 2 направления:
1. Лидерское мастерство.
2. Школа активного гражданина.
Первый блок программы предусматривает становление и развитие лидерских и организаторских качеств на занятиях «Лидерское мастерство», которое проводятся один раз в месяц для всего актива районной детской общественной организации «Алые паруса». Продолжительность занятия 3 часа. Занятия проводятся только первый год реализации программы с целью выявления лидеров, развития лидерских качеством и сплочения районного актива для дальнейшей работы над программой.
Занятия в «Школе активного гражданина» проводятся один раз в месяц для всего актива районной организации. Полученные в ходе реализации программы знания, умения и навыки обобщаются и углубляются, реализуются на практике. Продолжительность занятия 3 часа.
Формы занятий: беседы, игры, КТД, тренинги, творческие задания, учебное занятие, групповая работа.
Данная программа обеспечивает ребятам широкий выбор форм разнообразной деятельности. Здесь всегда есть место общению, игре, поиску, творчеству, фантазиям, открытиям.
Цель программы.
Создание условий для содействия формированию духовно – нравственной личности, способной к активной общественно полезной деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию, самореализации, саморазвитию и самоутверждению.
Задачи программы:
Обучающие:
· Обучение членов районной организации планированию, приемам организаторской работы, методике организации КТД, анализу коллективной деятельности, самостоятельному применению знаний, умений и навыков.
Воспитательные:
· Воспитание ответственности за порученное дело, умение доводить дело до конца.
· Воспитание чувства коллективизма, уважения друг другу.
· Воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени.
Развивающие:
· Развитие эмоциональной, интеллектуальной сферы детей, их коммуникативных умений и навыков.
· Развитие личной активности детей, их творческого потенциала, умения самостоятельной деятельности.
· Развитие, самосовершенствование лидерских качеств, организаторских умений и навыков детей.
Социально – педагогические:
· Создание условий для дальнейшей поддержки и развития детского движения на территории района в интересах детей, подростков и общества в целом.
· Повышение социальной и нравственной значимости общественно-полезной деятельности членов районной организации «Млечный путь»
· Формирование общественной активности личности, способной реализовать себя в социуме.
Принципы деятельности.
Принцип системного подхода, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При всем многообразии выбранных направлений первичными детскими объединениями, все они составляют единую систему детского движения.
Принцип личностного подхода утверждает представление о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании естественный процесс саморазвития творческого потенциала, создание для этого соответствующих условий. Развитие лидерских качеств личности, ее творческого потенциала в условиях творческой, социально значимой деятельности.
Принцип деятельностного подхода включает положение, что деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, которое требует специальной работы по выбору и организации ее деятельности. Это, в свою очередь, предполагает обучение личности выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. Творческие и деловые игры позволяют реализовать данный подход, участие в различных акциях и конкурсах формируют способность к творческому преобразованию окружающего мира.
Принцип вариативности заключается в возможности моделировать содержание программы, ее направления и временные рамки.
Принцип демократичности позволяет каждому первичному детскому объединению осуществлять свободу выбора деятельности, пути движения внутри программы.
Принцип сплочения детского коллектива –только единый детский коллектив может стабильно развиваться, расти, добиваться новых, высоких результатов.
Содержание деятельности программы «Добрая дорога детства» реализуется через ряд направлений, которые в комплексе составляют систему работы.
· Образовательное направление «Лидерское мастерство» и «Школа активного гражданина» - учеба районного актива
· Милосердие «Зов беспокойного сердца»
· Экологическое направление «Дом, в котором мы живем»
· Досуговое направление «Мир творчества и детства»
· Лидерское направление «Движение навстречу детству».
Программа ориентирована на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, обогащение навыками общения и умения совместной деятельности при освоении программы.
По направленности данная программа – социально – педагогическая. Программа является комплексной, так как объединяет в целое несколько направлений на основе единства задач воспитания, обучения и развития. Программа осуществляется с 2015 года, рассчитана на старших вожатых ОУ Кайбицкого района и на детей разного возраста – с 10 лет. Такой подход к возрастному составу способствует созданию хорошего микроклимата в коллективе, где каждый ребенок чувствует себя комфортно. Старшие во всем помогают младшим. В результате постоянной совместной деятельности дети учатся работать и жить в коллективе, радоваться за успехи своих друзей. При реализации программы дети и взрослые поставлены в условия творческой работы, делового и эмоционального взаимодействия на равных позициях.
Программа находится в состоянии непрерывного развития, подвергается корректировке, изменяется с учетом особенностей детской организации, временными параметрами осуществления деятельности. Мы постоянно совершенствуемся сами и совершенствуем свою деятельность, ищем новые формы работы, пробуждаем инициативу, будим сомнения, но никого не оставляем равнодушными.
Условия, необходимые для реализации программы.
Немаловажным условием для реализации программы является личность педагога, имеющего жизненную позицию, определенный уровень знаний, умений и навыков, способного к творчеству, к созданию доброжелательной атмосферы в работе с детьми, умеющего заинтересовать ребенка и побудить его на собственное творчество.
Кадры программы.
· Методист по детскому движению
· Совет РСДО «Алые паруса»
· Заместители директоров по учебно-воспитательной работе.
· Педагоги – организаторы ОУ Кайбицкого района
Информационно – методическое обеспечение.
· Устав РСДО «Алые паруса».
· Устав Организации и Положения детских общественных объединений ОУ
· Нормативно-правовая база деятельности Организации и детских объединений (пакет документов обеспечения деятельности районной детской организации и детских объединений, а также старшего вожатого).
· Пакет методик по изучению эффективности воспитательного процесса
· Организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров для руководителей первичных детских объединений по вопросам реализации программы; обмен опытом работы по данным направлениям – обобщение и внедрение наиболее интересного опыта
· Создание банка разработок по реализации программы:
ü проектов, положений, сценариев мероприятий
ü методических рекомендаций по данным направлениям в помощь педагогам
ü наглядной агитации (стенды, плакаты, стенгазеты, оформление мероприятий и др.)
ü выставочных экспозиций (выставки методической литературы, выставки работ детей и др.)
· Информирование о деятельности Организации и детских объединений, а также о реализации программы в местной печати.
· Анализ и обобщение итогов работы по программе деятельности Организации и детских объединений.
Материально – техническое обеспечение.
· Кабинеты ДДТ, комнаты старших вожатых
· Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон, видеомагнитофон; доски: информационная, передвижная, магнитная и др.
· Видео-, аудио - материалы.
Финансовое обеспечение.
· Собственные средства
· Бюджетные средства ОУ
· Спонсорские разовые взносы
· Другие