При образовании согласных звуков

Звуки Б, П. Губы плотно сомкнуты. Язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов; при звуках П и Б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки Б и П. При звуке Б голосовые связки вибрируют.

при образовании согласных звуков - student2.ru при образовании согласных звуков - student2.ru

Рис. 9. Артикуляция П, Б: а — снаружи; б — внутри.

Звуки В, Ф. Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних зубов, нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно — кончик у нижних передних, зубов. Продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки В и Ф. При звуке В связки вибрируют.

при образовании согласных звуков - student2.ru при образовании согласных звуков - student2.ru

Рис. 10. Артикуляция Ф, В: а — снаружи; б — внутри.

Звуки Д, Т, Н. Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам. При звуке Д и Н связки вибрируют, при звуке Д и Т нёбная занавеска поднята; при звуке Н нёбная занавеска опущена.

при образовании согласных звуков - student2.ru при образовании согласных звуков - student2.ru

Рис. 11. Артикуляция Д, Т, Н: а — снаружи; б — внутри.

Опущенное нёбо при Н.

Звуки К, Г, X. При звуках К и Г сильно выгнутая спинка языка касается твердого нёба. Нёбная занавеска поднята. Вы­дыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом, от этого образуются взрывные звуки К и Г, если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук X. Нёбная занавеска при образовании звуков К, Г, X поднята. При звуке Г голосовые связки вибрируют.

при образовании согласных звуков - student2.ru при образовании согласных звуков - student2.ru

Рис. 12. Артикуляция К, Г, X: а — снаружи; б — внутри.

Звук Р.Образование звуков Р и Р мягкого вызывается час­тыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха. При твердом звуке Р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов. При Р мягком кончик языка колеблется у передних верхних зубов. Голосовые связки вибри­руют.

при образовании согласных звуков - student2.ru Рис. 13. Артикуляция К в сочетании с разными гласными

при образовании согласных звуков - student2.ru Рис. 14. Артикуляция Р (внутри)

Звук М. Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при звуке А; выдыхаемый воздух проходит через нос.

при образовании согласных звуков - student2.ru

Рис. 15. Артикуляция М Рис. 16. Артикуляция Л

(снаружи) (снаружи)

Звук Л. Кончик языка прикасается к верхним передним зу­бам, корень языка приподнят, нёбная занавеска поднята, го­лосовые связи вибрируют.

При звуке Л мягком кончик языка прикасается к верхним альвеолам, весь язык более напряжен, чем при звуке Л твердом.

Звуки З, С.Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних десен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верх­ним деснам и образует с ними узкую щель. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки 3 и С. Рот слегка раскрыт (на три миллиметра), нёбная занавеска поднята; при звуке 3 голосовые связки виб­рируют. При мягких 3 и С средняя часть спинки языка больше приближается к твердому нёбу, в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона.

при образовании согласных звуков - student2.ru при образовании согласных звуков - student2.ru

Рис. 17. Артикуляция 3, С:

а — снаружи; б — внутри

Звуки Ж, Ш. Широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам, почти к краю альвеол, но не касается твердого нёба. Между языком и твердым нёбом образуется щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке создается впадина (ее иначе называют «ковшиком» или «чашечкой»). Зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед. При звуке Ж связки вибрируют.

при образовании согласных звуков - student2.ru при образовании согласных звуков - student2.ru

Рис. 18. Артикуляция Ш, Ж: а — снаружи; б — внутри

Составные согласные.

Звук Ц состоит из звуков Т и С, причем Т произносится без взрыва и плавно переходит в звук С.

при образовании согласных звуков - student2.ru при образовании согласных звуков - student2.ru

Рис. 19. Артикуляция Ц: а, — снаружи; б — внутри.

Пунктир — второй момент артикуляции.

Звук Ч состоит из звуков ТЬ и ШЬ, которые произносятся без заметного взрыва.

при образовании согласных звуков - student2.ru при образовании согласных звуков - student2.ru

Рис. 20. Артикуляция Ч: а — снаружи; б — внутри.

Пунктир — второй момент артикуляции.

Звук Щ — это удлиненный мягкий звук ШЬШЬ. Кончик языка при Щ несколько больше подвинут к передним зубам, чем при Ш.

Мягкие согласные.

Все согласные могут звучать твердо и мягко, за исключе­нием звуков Ж, Ш и Ц, которые никогда не смягчаются, и Ч и Щ, которые всегда произносятся мягко[3].

Мягкость согласных всегда вызывает существенные измене­ния в положении частей речевого аппарата. При образовании мягких Д, Т и Н положение частей речевого аппарата будет несколько иным, чем при произнесении твердых Д, Т и Н.

При звуках ТЬ, ДЬ и НЬ кончик языка находится у нижних зубов, а передняя часть спинки языка плотно касается альвеол и передней части нёба. При ДЬ и НЬ связки вибрируют, при ТЬ голосовые связки спокойны.

IV. РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ.

Дикция, как мы уже говорили,— это четкость произношения.

Приводимые далее в пособии высказывания К. С. Стани­славского о сценической речи из его книги «Работа актера над собой» (часть II, «Работа над собой в творческом процессе во­площения», глава «Голос и речь») помогут разобраться в том, что следует исправлять и чего добиваться, работая над своей дикцией.

Индивидуальные качества речи каждого учащегося опреде­ляют выбор предлагаемых в пособии упражнений, их последо­вательность и длительность работы над тем или иным упраж­нением.

Тем, у кого имеются речевые недостатки (неверное произно­шение отдельных звуков), необходимо вначале заниматься исправлением каждого звука отдельно и в слогах, чтобы через правильную артикуляцию добиться верного звучания. Для этого в учебнике даны специальные упражнения.

Затем правильно поставленный звук отрабатывается на сло­вах, и здесь внимание учащегося должно быть направлено не только на четкое произношение звуков, составляющих слово, но и на передачу конкретного образного содержания его (ви­дения).

Следующий этап работы над дикцией — слово во фразе. В тренировочной работе над фразами нужно добиваться четкой передачи мысли. Так как все разделы курса (дикция, орфоэ­пия, постановка голоса и дыхания, а также логика речи) изу­чаются параллельно и взаимосвязанно, то уже на первых этапах своих занятий сценической речью учащиеся получают необходи­мые знания не только по дикции, но и по всем этим разделам. Поэтому в задания практической работы по дикции над фра­зами включены требования орфоэпической и логической гра­мотности.

В дикционной тренировке над фразами следует обращать особое внимание на четкое произнесение слов при их слиянии друг с другом. Например: «Моя одежда», «Она актриса», «Без умной головы работы не поправишь». Эти фразы при слиянии слов в небрежной речи могут прозвучать следующим образом: «Моя дежда», «Она ктриса», «Безумно головы работы не по­правишь».

В предложенных для упражнений стихах требуется уже творческое осмысление текстов. Работу по технике (выработке четкого верного произнесения) следует сочетать с выявлением образно-смыслового содержания тренировочного материала. Та­кой принцип тренировки дает наиболее положительный резуль­тат, и этим объясняется разнообразие тренировочных текстов, предлагаемых в учебнике: материал русского фольклора, об­разцы классической и современной литературы.

Наши рекомендации