Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
Форма послевузовского образования | Задачи, решаемые специалистом | Продолжи-тельность обучения |
Курсы повышения квалификации в институте развития образования | Углубление и коррекция знаний, расширение профессионального кругозора, обмен опытом с коллегами, ознакомление с новинками теории и методики обучения ФК. | 50-250 часов 1 раз в 1-3 года |
Специализации переподготовки в вузе | Переподготовка для перехода на новую работу, для повышения конкурентоспособности на рынке труда, расширение профессиональных знаний. | 500-1000 часов |
Магистратура в вузе | Решение прикладных проблем, возникающих в практике работы специалистов по ФК. | 500-1000 часов |
Аспирантура в вузе | Решение научно-практических проблем, важных для теории науки и для работы многих специалистов по ФК. | 3-5 лет |
Докторантура | Решение фундаментальных научно-практических проблем. | До завершения научного исследования |
Специалисты физкультурно-педагогического образования могут осваивать и другие специализации, например: «Аэробика и фитнес в образовательных учреждениях разных типов», «Единоборства и активная самооборона», «Спортивная экономика», «Специальный психолог», «Спортивный психолог», «Туристическая деятельность», «Массаж и лечебная физкультура в медицинских и санаторных учреждениях» и др. Это расширяет спектр их профессиональной деятельности, обеспечивает их социальную защищенность.
Если специалист имеет квалификацию «Бакалавр» то ему необходимо закончить магистратуру, при этом он приобретает законченное высшее образование повышенного уровня. Если он имеет квалификацию «Специалист», то в этом случае необходимость получения квалификации «Магистр» отсутствует и для повышения квалификации по вертикали, он может поступить в аспирантуру, после завершения которой, и написания кандидатской диссертации он приобретает ученую степень кандидата соответствующих наук.
Если деятельность научного работника с ученой степенью кандидата наук будет плодотворной, то он может продолжить свое образование в докторантуре. Проведение фундаментальных исследований, написание и защита докторской диссертации позволяет специалисту получить ученую степень доктора наук.
Роль специалистов в области физической культуры и спорта в современном социуме велика и неуклонно возрастает. Сферы приложения их профессиональных сил многообразны – от разных образовательных учреждений, до учреждений, спорта, медицины, туризма (Обоснуйте необходимость постоянного самообразования и непрерывного образования специалиста в области физической культуры).
Направления реформирования физкультурно-педагогического
образования
Социально-экономические условия современного российского общества требуют реформирования в области образования, в том числе и физкультурно-педагогического. Они отражены в Федеральных законах «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и новом «Законе об образовании».
В связи с этим в структуре высшего физкультурно-педагогического образования необходимо решить задачи:
1. Формирование новых подходов и условий развития системы высшего образования на основе современного социального заказа;
2. Совершенствование существующей образовательной системы.
Решением первой задачи является интеграция профессионального образования в сфере физкультурно-педагогического образования мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Оно осуществляется через «Болонский процесс», который позволяет обеспечить следующие свойства единого общеевропейского образовательного пространства:
1. Упрощение мобильности граждан в пределах Европы;
2. Сохранение автономии и разнообразия университетов, и национальных систем высшего образования;
3. Признание всеми странами Болонского процесса трех общеевропейских уровней квалификации специалистов в системе высшего образования: бакалавр, специалист, магистр;
4. Введение единой системы оценки учебной трудоемкости – кредитов (зачетных единиц);
5. Введение образовательных программ общеевропейского содержания;
6. Повышение качества обучения;
7. Вовлечение студентов и студенческих организаций в схему управления университетами;
8. Развитие системы дистанционного обучения
9. Развитие системы непрерывного обучения.
В области физической культуры реформирование образования рассматривают в двух плоскостях: а) формирование физически культурного человека; б) профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта, целью которого является подготовка специалистов (Почему необходим Болонский процесс и в чем его сущность?).
При реформировании высшего физкультурно-педагогического образования вводят вариативные способы профессиональной подготовки, учитывающие склонности и способности студентов, позволяющие раскрываться творческому потенциалу личности (введение новых интегрированных форм обучения и т.д.). К таким формам можно отнести «техникум физической культуры – вуз» (специальности «Физическая культура и спорт», «Физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и т.д.) и др.
Включение в учебный процесс профессиональных программ (специализаций) с присвоением дополнительной квалификации открыли новые возможности для осуществления межпредметных связей в учебном процессе на новом уровне. Все это расширяет возможности успешного трудоустройства выпускников факультетов физической культуры.