Народные промыслы и ремесла украинцев
Гончарство– один из древнейших видов народного ремесла. Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетическом вкусе давних гончаров, их высоком мастерстве. Гончарство несет в себе ценную информацию об этнографических особенностях быта древнейших племён и народов, которые заселяли нашу землю в прошлом. Имея сведения о геомагнитном поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким в течение многих столетий).
Керамика (гр. keramos – глина) во времена средневековья испытала технологические нововведения: применение ножного гончарного круга, производство плитки и т.п. В XVII в. в Украине распространилась одна из разновидностей керамики – майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя центры её изготовления были лишь в Киеве, Нежине, Ичне, а позднее – в Опошне (Полтавщина), Косове (Ивано-Франковщина), Славянске (Донетчина). Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью и расписанные в народном стиле, и ныне украшают дома современных украинцев. Популярна сегодня и керамическая пластика: игрушка и скульптура. Среди керамических изделий – миски, кувшины, горшки, макитры, кружки, бочонки. Изделия керамической пластики – львы, кони, олени, птицы, сюжетные наборы скульптурок.
Резьба – одна из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье и Буковине технику плоской резьбы очень часто объединяют с инкрустацией – орнаментальным обрамлением кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и т.п.
Для художественного декорирования дерева издавна использовали росписи разной краской, которые потом покрывали лаком.
Гутничество – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине свыше тысячи лет назад. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских погребениях уже находят ожерелья из стекла с добавлением разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "гута", что означает стекловарную печь.
Изделия из стекла были не будничными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это была не только посуда, но и декоративные игрушки, а также разные подсвечники, ожерелья. Сегодня гутнические промыслы – редчайшее явление в Украине. Известны только три его центра: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.
Ткачество – один из древнейших и самых важных элементов национальной культуры украинского народа. О наличии ткацкого производства на восточнославянских землях в древнейшие времена свидетельствуют археологические находки периода ранних неолитических культур. Практическая потребность человека в тканях для одежды и хозяйственных нужд обусловила массовое их изготовление в домашних условиях. Решетиловка (Полтавщина) – один из центров украинского народного ткачества, ковроделия, вышивки и кушнирства. Решетиловские ковры отличаются неповторимым цветочным орнаментом, каждая веточка, каждый цветочек которого – словно гимн красоте природы.
Вышивка – один из давних и наиболее распространенных видов народного декоративно-прикладного искусства. Она возникла очень давно и передавалась от поколения к поколению. Ныне вышивкой занимаются на всей территории Украины. Основная функция вышивки – обрамление одежды и тканей для обустройства жилья. Вышивание одежды – давняя восточнославянская традиция.
Декоративная роспись.Петриковская роспись – визитная карточка Украины. Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Петриковку основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х гг. ХХ в. Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статев. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую мастерицу Татьяну Пату. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.
Бондарство – вид деревообрабатывающего промысла, связанный с изготовлением ёмкостей – бочек, кадок, вёдер и т.п. По сравнению с плотничеством и другими деревообрабатывающими промыслами бондарство в Украине распространилось позднее. Это ремесло требовало особого мастерства, поскольку связано со сложными техническими операциями. Бондари владели началами геометрии: в частности радиус дна кадки вычисляли путем деления величины ее окружности на шесть.
Кузнечество – обработка металлов способом горячей ковки. Процесс ковки происходил так: кузнец разогревал докрасна кусок металла в горне, где горел древесный уголь (горение усиливалось раздуванием пламени), потом брал клещами железо, бил по нему молотом, придавая нужной формы. Часто кузнецу помогал помощник – обычно подросток, который исполнял обязанности молотобойца. Выковав предмет, его бросали в корыто с водой для закала. Важными видами кузнечества были подковка коней, а также оковка телег и особенно натягивание железных шин на колеса. С большим почетом и вместе с тем с определенной предубежденностью относились к кузнецам как к волшебникам, которые владеют сложным и таинственным искусством преобразования металла в те или другие вещи. В них видели защитников от нечистой силы, "кузнецов человеческих судьб". Кузница на селе по обыкновению была местом собрания мужчин, своеобразным клубом. Сегодня наибольшим центром кузнечества является Донетчина.
6.1.2. Народные ремёсла и промыслы в России
Русские народные промыслы
В России известны такие центры народных промыслов:
v Хохлома
v Жостово
v Ростов
v Тула
v Гжель
v Палех
v Городец
v Филимоново
v Федоскино
v Дымково
v Борок
v Мезень
v Гусь-Хрустальный и др.
Хохлома
Хохлома – один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в ХVІІ в. близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, где причудливо переплетены травные узоры из ярко-алых ягод и золотых листьев на чёрном фоне.
Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие краски: красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Жостовская роспись
В начале ХІХ в. в деревне Жостово Мытищинского района Московской области жили братья Вишняковы, которые занимались росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках.
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией является роспись.
Ростовская финифть
На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали – "финифть" – происходит от греческого "фингитис", что переводится как "светлый, блестящий камень".
Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.
Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно "вошедшие" в современную моду – не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в ХVІІ в. в Вологодской области.
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его вытесняла однотонная финифть: белая, синяя и зелёная. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.
Тульский самовар
В 1760-х г. оружейник Федор Иванович Лисицын создал в Туле свое частное, или, как тогда говорили, "партикулярное" предприятие, выпускавшее не только кастрюли, но и "приборы для нагревания воды". Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками и др.
В начале XIX в. известность приобретает фабрика "Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле", основанная в 1812 г. На крышках самоваров гравировали надпись: "Василый Iван Ломовъ въ Туле".
За высокое качество самовары Ломовых одними из первых имели право носить государственный российский герб как высшую награду. И сейчас самовары, сделанные руками тульских мастеров, – это подлинные произведения искусства и непременный атрибут чаепития в России.
Гжель
В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой.
Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики.
На самом деле, никто не знает, когда возник этот промысел, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 г.
На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы домашнего обихода, посуду, изразцы, черепицу.
Со второй половины XVIII в. Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX в. наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной.
Палехская миниатюра
Это народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области.
Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы.Палехская миниатюра – это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.
Городецкая роспись
Городецкая роспись возникла в середине ХІХ в. в городе Городец. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой; украшает прялки, мебель, ставни, двери.
Филимоновская игрушка
По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. Возраст филимоновской игрушки достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи глиняной игрушки пришло в одоевские края Тулы из далекого верхнего палеолита. А при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.
Красота и сила филимоновской игрушки – в языческой древности. Главное в игрушке – свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень изображал удачный брак, тепло и плодородие. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей – монолитные, скупые на детали, они близки к древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. После лепки игрушки сушат, а затем обжигают при температуре 950 градусов. После обжига приступают к росписи. Основные ее элементы – это ёлочки и солнце.