Представители работников и работодателей
Трудовой коллектив как субъект трудового права выступает главным образом на государственном, муниципальном, а также коллективном производстве.
Российское трудовое законодательство в ряде нормативных актов предусматривает определенные права трудовых коллективов. Само понятие «трудовой коллектив» отсутствует как в Конституции РФ,так и в ТК РФ.
Трудовой коллективпредставляет собой объединение граждан, участвующих своим трудом в деятельности организации на основе трудового договора с ней. Помимо работников в его состав входят должностные лица, главной обязанностью которых является управление процессом труда и руководство производственно-хозяйственной деятельностью.
Трудовые коллективы действуют на уровне организации в целом, а также на вне цехов, производств, отделов и иных структурных подразделений. Ти-«чной организационной формой деятельности этих коллективов является об-е собрание (конференция). Для выполнения полномочий трудового коллектива выбираются его представители.
Независимо от организационно-правовой формы организации трудовой коллектив наделен следующими полномочиями: _ решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект; _ рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом организации;
- определяет перечень и порядок предоставления работникам организации социальных льгот из фондов трудового коллектива;
- определяет и регулирует формы и условия деятельности организации;
- решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором.
На основании ст. 30 Конституции РФ для защиты своих прав и представительства интересов работники могут создавать профессиональные союзы.
Конвенция МОТ от 9 июля 1948 г. «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию»12 определяет, что трудящиеся без каких бы то ни было ограничений, имеют право создавать по своему выбору организации, а также право вступать в такие организации с целью выдвижения и защиты своих интересов.
Конституционная норма и положения международных правовых актов о праве создавать профсоюзы нашли развитие в Законе о профсоюзах. Этот закон дает определение профсоюзам и закрепляет за ними целый ряд прав и гарантий.
Профсоюз- это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ч. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах). Под первичной профсоюзной организациейпонимается добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза (ч. 1 ст. 3 Закона о профсоюзах).
СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума ВС СССР от 06.07.1956 г.). Конвенция вступила в силу *" СССР Ю.08.1957 г.
14. Понятие и порядок ведения коллективных переговоров.
Поскольку Трудовой кодекс РФ не дает понятия коллективных переговоров, можно воспользоваться международно-правовыми нормами. Так, Конвенция Международной организации труда № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.) определяет коллективные переговорыкак все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой, в целях:
- определения условий труда и занятости;
- и (или) регулирования отношений между работодателями и работниками;
- и (или) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.
Коллективные переговоры, являясь одной из форм социального партнерства, предназначены для подготовки, заключения или изменения коллективного договора либо соглашения. Их целью также может быть продление действия прежнего коллективного договора при реорганизации или смене формы собственности организации.
Указанные переговоры могут вестись на всех уровнях социального партнерства соответствующими полномочными представителями работников и работодателей и имеют инициативный характер. Последнее означает, что законодательство о труде предоставляет социальным партнерам полную свободу выбора - заключать или не заключать коллективный договор и соглашения и, следовательно, вступать в коллективные переговоры либо нет.
Основным звеном во всей многоуровневой системе, в рамках которой могут проводиться коллективные переговоры, является организация (это уровень конкретного работодателя), в рамках которой заключается коллективный договор и принимаются иные локальные нормативные акты. Только на этом уровне возможно представительство интересов работников не через профессиональные союзы, а в иных формах. За пределами организации при заключении соглашений в коллективных переговорах могут принимать участие только профессиональные союзы.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
В соответствии с установленным порядком ведения коллективных переговоров их участники и другие лица, связанные с их ведением, обязаны не разглашать ставшие им известными сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне - государственной, служебной, коммерческой и иной.
Ведение коллективных переговоров невозможно без полной и достоверной информации представителей сторон о финансово-экономическом положении организации, отрасли, региона и т.д., о перспективах их развития, положении работников, условиях их труда.
Поэтому ст. 37 ТК РФ обязывает стороны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Каждая сторона запрашивает (в письменном виде) необходимую ей информацию. Другая сторона не позднее 2 недель со дня получения запроса должна эту информацию предоставить.
Организационные вопросы (сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров) определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров.
15. Коллективный договор: понятие и содержание.
Коллективный договор- это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТКРФ).
Коллективный договор заключается на срок не более 3-х лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более 3-х лет. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.
В соответствии со ст. 43 ТК РФ, коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации органи-заДии в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации. При смене формы собственности организации кол-ктивный договор сохраняет свое действие в течение 3-х месяцев со дня переда прав собственности. При реорганизации организации, а также в случае ли-иДации организации коллективный договор сохраняет свое действие в тече-е всего срока реорганизации (ликвидации). При реорганизации или смене 'Рмы собственности любая из сторон вправе направить другой стороне пред-ение о заключении нового коллективного договора или продлении действия пРе«него на срок до 3-х лет.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В ст. 41 ТК РФ дается примерный перечень вопросов, по которым в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства сторон:
- формы, системы и размеры оплаты труда;
- выплата пособий, компенсаций;
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников;
- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
- оздоровление и отдых работников и членов их семей;
- частичная или полная оплата питания работников;
- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
- другие вопросы, определенные сторонами.
16. Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения.
Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта договора в течение 3-х месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с процедурами, определенными законодательством для разрешения коллективных трудовых споров.
После подписания сторонами коллективный договор в течение 7-ми дней направляется работодателем или его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Однако вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации выявляют условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщают об этом представителям сторон, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.
Орган по труду не вправе отказать в регистрации или предъявлять какие-либо требования сторонам, например об изменении тех или иных положений коллективного договора. Единый порядок уведомительной регистрации как коллективных договоров, так и соглашений на федеральном уровне не установлен, поэтому в каждом регионе он определяется или главой исполнительной
власти субъекта РФ, или соответствующим органом по труду. После регистрации сведения о коллективных договорах и соглашениях заносятся в специальный регистр в порядке, утвержденном постановлением Минтруда России13.
Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном самим договором.
17. Соглашение: понятие, виды, содержание.
Соглашение- это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на соответствующих уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть как двусторонними, так и трехсторонними. Третья сторона (органы государственной власти и органы местного самоуправления) выступает в качестве посредника между двумя основными участниками и гаранта достигнутых ими договоренностей, но очень часто также берет на себя определенные обязательства.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений:
генеральное - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне;
межрегиональное - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ;
региональное - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ;
отраслевое (межотраслевое) - устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей);
теРРиториальное - устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования;
иные - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне с°Циального партнерства.
енеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с уча-СТИем Правительства РФ14.
ujj ■—--------------- __
и колл Новление Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 68 «Об утверждении положения о регистре соглашений
" Harm договоров» // Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. - 2003 .-№10.
мер, Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийски-
Содержание соглашения, его структуру определяют его стороны. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
- оплата труда;
- условия и охрана труда;
- режимы труда и отдыха;
- развитие социального партнерства;
- иные вопросы, определенные сторонами (ст. 46 ТК РФ).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном ТК РФ либо самим соглашением.