В каком ряду буква и пишется во всех словах?

а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;

б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;

в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;

г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.

8. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с приставкой при-, во вторую - с приставкой пре-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

9. Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

10. Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

Обманчивый лес

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние.

Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что ...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно ...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как ...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу.

(По А. Куприну)

11. Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и при-.

Превратить, презирать, преодолеть, претворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, превратиться.

12. Замените обороты словами с приставками пре- и при-.

Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.

13. Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре-, при-)

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, , пр_строить, , знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию; пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты – пр_зор; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ.

Содержание отчёта:

выполненные задания.

Контрольные вопросы:

- Как образуются сложные слова?

- Когда сложные слова пишутся слитно, а когда через дефис?

- По таблицам в учебнике на стр. 136-138 рассказать о правописании корней с чередующимися гласными а-о, е-и.

- Какова роль знания морфем в правописании?

Литература:

1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования [Текст]/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева, - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 120 – 140.

2. Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст]/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005. – 350с.

3. http://www.studfiles.ru/preview/1771880/page:4/

4. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200701903

5. Словообразовательные и орфографические словари.

Практическая работа 12

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами

(наименование практического занятия)

Цель практической работы:

студент должен уметь:

- проводить морфемный, словообразовательный, этимологический анализ;

- извлекать необходимую информацию из морфемного, словообразовательного, этимологического и орфографического словарей.

Дидактическое оснащение практической работы:

настоящие методические рекомендации по выполнению практических работ, учебник [1].

Задания:

1. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.

Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуж­даться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

2. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.

Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.

3. Запишите несколько примеров слов, образованных:

а) приставочным способом;

б) суффиксальным способом;

в) приставочно-суффиксальным способом;

г) способом сложения;

д) бессуффиксным способом;

е) морфолого-синтаксическим способом;

ж) лексико-семантическим способом;

з) лексико-синтаксическим способом.

4. Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно , почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского , а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, - язык, который сам по себе уже поэт. (Н.В. Гоголь)

Из выделенной части сложного предложения выпишите:

а) слова, не имеющие окончания;

б) слова с нулевым окончанием;

в) слова с формально выраженным окончанием.

Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.

Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.

Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

5. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Раскройте скобки. Сделайте полный морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

На площ..ди около фактории дымила п..левая кухня, снятая с колёс. Зд..ровенный (дик..) браз – поп..рёк себя шире – в грязном белом фартуке поверх грязной серой формы в..рочал в котле ч..рпаком на длинной ручке. По-моему, от этого котла главным образом и шёл непр..ятный запах по всей д..ревне.

Мы под..шли, и Гепард, зад..ржавшись, спросил, где к..мандир. Это животное даже не об..рнулось – буркнул что (то) в своё варево. По..дал я ему, он живо об..рнулся, увидел нашу форму и сразу стал как п..ложено.
– Так где у вас тут к..мандир? – снова спрашивает Гепард, упёршись ему в шею под двойным подборо..ком.

– Виноват, г..сподин старший наставник… Г..сподин (штаб) капитан на п..зициях… Извольте прямо по этой ул..це… прямо на окраине…
Да, вовремя мы под..спели. Всего-то я троих видел, и уже мне ясно, что такая вот, изв..ните за выр..жение, воинская часть, из тыловых ск..лоченная, да ещё наспех, да ещё (кое) как, все эти п..лковые пекари, бригадные сапожники, инт..нданты – никудышные бойцы, ходячее уд..брение, сма..ка для штыка. Имперские (брон..) ходы прошли бы скво..ь них и даже не заметили бы, что тут кто (то) есть.

Тут нас окликнули. Слева, между двумя домами, был натянут м..скировочный тент и висела (бело) зелёная тряпка на шесте. (Мед) пункт. Ещё двое (дик..) бразов неторопливо к..пались в зелёных в..юках с медикаментами, а на ц..новках, брошенных прямо на землю, лежали раненые. Всего раненых было трое; один, с забинтованной головой, пр..поднявшись на локте, смотрел на нас. На раненом не было видно никаких знаков различия, был он в драном, обг..ревшем к..мбин..зоне, ра..стёгнутом на голой волосатой груди, но по лицу его, по бешеным глазам с оп..лённымиресницами я сразу понял, что это-то не (дик..) браз, ребята, нет, это – из настоящих (А. Стругацкий, Б. Стругацкий).

6. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Раскройте скобки. Сделайте полный морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

Нак..нец д..клад окончился, и Квашнин вышел на пл..щадку, устроенную в виде пр..сторного ст..клянного п..вил..она ..зади в..гон..а.

Это был м..мент, для ув..ковечения которого, как подумал Бобров, не хватало только х..рошего (фот..) а..пар..ата. Квашнин почему (то) медлил сх..дить вни.. и ст..ял за ст..клянной стеной, в..звышаясь своей ма..сивной ф..гур..ой над т..снящейся около в..гон..а гру..пой, с широко ра..ставленными ногами и бр..згливой миной на лице, п..хожий на японского идола грубой работы. Эта неп..движность п..трона, оч..видно, к..робила в..тречающих: на их губах застыли, сморщив их, заранее пр..готовленныеулы..ки, между тем как глаза, устр..млённые в..ерх, см..трели на Квашнина с подоб..страстием, поч..ти с и..пугом. По ст..ронам дверцы застыли в с..лдатских позах моло..цеватые к..ндуктора (А.Куприн).

7. Прочитайте следующий материал.

Цель этимологического анализа слова - выяснение первоначальной морфемной структуры слова, определение характера и причин изменений морфемной структуры, произошедших в процессе исторического развития языка. Для проведения этимологического анализа необходимо установить современный морфемный состав и словообразовательные связи слова, а затем сопоставить с первоначальным строением этого слова. При выполнении разбора необходимо обращаться к синхронным словообразовательным словарям и к словарям этимологическим.

Порядок этимологического анализа

По толковому словарю определить лексическое значение слова в современном русском языке.

При помощи этимологического словаря выяснить первоначальную морфемно-словообразовательную структуру слова.

Установить современную морфемно-словообразовательную структуру слова.

Сопоставить историческую и современную структуру и определить характер исторических изменений.

Указать причину исторических изменений.

Образец этимологического анализа

НЕЛЬЗЯ

1) Нельзя -

нет возможности; не разрешено, запрещается, не следует;

Исконно русское.

2) Исторически в слове выделяется приставка не- и корень -льз- (слово образовано от формы дательного падежа единственного числа существительного льга - льзЂ).

3) В современном русском языке слово не членится на морфемы, основа является непроизводной.

4) В слове произошло опрощение морфемной структуры - основа, первоначально членимая на морфемы, стала нечленимой.

5) Причина - исчезновение производящего слова.

8. Решите лингвистическую задачу.

– Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова «К истокам слова».

Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.

– Попробуйте догадаться, что означают детские слова:

тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк.

9. В переводе с латинского «терра» - значит «земля», «порте» - «носить», «авис» - «птица». Подумайте и запишите как можно больше слов с указанными латинскими корнями».

10. Выпишите в левый столбик слова, состав и способ образования которых вы можете объяснить, а в правый – слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь.

Завязывать, дворняжка, кольцо, пасынок, настольный, горница, опилки, девятнадцать, подберезовик, ловить, корова.

11. Пользуясь этимологическим словарем, подготовьте устное выступление на одну из данных тем: «История слова «джинсы» (1 группа), «История слова «работа» (2 группа), «История слова «привередливый» (3 группа), «История слова «обворожить» (для желающих)».
(Выступает один студент от каждой группы).

Содержание отчёта:

выполненные задания.

Контрольные вопросы:

- Теоретически и практически знать порядок морфемного и словообразовательного разборов.

- Знать определения всех терминов указанных разделов языка.

- Уметь работать со всеми видами лингвистических словарей.

Литература:

1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования [Текст]/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева, - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 120 – 140.

2. Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст]/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005. – 350с.

3. Диброва, Е. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц [Текст]/ Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина ; под ред. Е. И. Дибровой. - М., 2002.

4. Николина, Н. А. Словообразование современного русского языка [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Николина, Е.А. Фролова, М. М. Литвинова. - М., 2005. - С. 55-56.

5. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка [Текст] : в 2 т. / А. Н. Тихонов. - М., 2003.

6. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка [Текст]: в 4 т. / М. Фасмер. - М., 1964-1973.

7. Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка[Текст]: Происхождение слов. 5-е изд. / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. - М., 2002.

8. http://ffre.ru/ujgatypolotrpolpol.html

Название раздела по программе:

Морфология и орфография

Практическая работа 13

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора

(наименование практического занятия)

Цели работы:

студент должен уметь:

- опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;

- проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;

- извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

- отработать навык анализа текста с целью обнаружения грамматических категорий; выведение алгоритма морфологического разбора.

Дидактическое оснащение практической работы:

распечатанные тексты для анализа.

Задания:

1. Продолжите предложения:

– Морфология – раздел науки о языке, …

– Самостоятельные части речи – это … . Например:

– Служебные части речи – это … . Например.

2. Что такое словоформа?

3. Назовите начальную форму имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, причастия. У каких частей речи мы не выделяем начальную форму? Почему?

4. Что такое морфологические признаки? На какие две группы делятся морфологические признаки?

5. Что такое синтаксические признаки? Какие части речи обладают этим признаком?

6. Прочитайте текст и выполните задание после текста:

В то время книга стояла у меня над жизнью, а не жизнь над книгой. Нужно было наполнить себя жизнью до самых краёв.

Поняв это, я совершенно бросил писать – на десять лет – и, как говорил Горький, «ушёл в люди», начал скитаться по России, менять профессии и общаться с самыми разными людьми.

Но это не была искусственно созданная жизнь. Я не был профессиональным наблюдателем или сборщиком фактов.

Нет! Я просто жил, не стараясь хоть что–нибудь записывать или запоминать для будущих книг.

Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно – что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости, но я начну писать, вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому, что литература была для меня самым великолепным явлением в мире.

(К. Паустовский)

Распределите слова из текста в таблицу по графам: именные части речи, глагол и его особые формы, наречие, слова категории состояния, служебные части речи. Объясните на примерах из таблицы, чем вы руководствовались, распределяя слова как части речи.

Самостоятельные части речи Служебные части речи
Именные части речи Глагол Причастие Деепричастие Наречие Предлог Союз Частица   Имя существительное Имя прилагательное
Имя числительноеМестоимение                    
                     

Содержание отчета:

ответы на вопросы, выполненные задания

Наши рекомендации