Просвещение и педагогические традиции в Русском государстве XIV- XVII вв
Развитие культуры славян из-за монголо-татарского нашествия затор- мозилось. Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но и сре- ди князей и бояр, даже среди духовенства. В силу отсутствия училищ ча- сто священниками ставили малограмотных, а то и почти неграмотных лю- дей.
Вся Русь оказалась отрезанной: татарами – от Византии, Польшей, Литвой и Ливонией – от Европы. В результате она все больше усваивала черты азиатских нравов.
Для стран Западной Европы этого периода в силу действия комплекса экономических и идеологических факторов было характерно развитие об- разования, увеличение количества школ и университетов. На Руси полити- ко-экономическое развитие не вызывало потребности в образованных лю- дях, поэтому не оказывало существенного влияния на систему образова- ния, не требовало введения школьного обучения. Исходя из этого, подго- товка ребенка к взрослой жизни осуществлялась вне школы. Обучение гра- моте, чтению, счету происходило в семье, у грамотного родственника либо у «мастера грамоты». Учителями становились светские лица – мелкие слу- жители канцелярий, приказных изб и т.д., а также представители низшего духовенства.
Начиная с XV в. начинаются все более решительно осуществляться попытки выхода Руси из невежественного застоя, а в середине XVI в. опре- деленные меры в этом направлении стали приниматься на уровне государ- ственной власти. При царе Иване Васильевиче в 1551 г. на Стоглавом со- боре было принято решение:
- по всем городам ставить грамотных и нравственно-благонадежных священников и дьяконов, у которых в домах и завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение: читать, писать, знать церковное пение и получать правильное воспитание;
- завести грамотных писцов, дурные списки книг отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.
К сожалению, решения собора во многом оказались благими пожела- ниями. Однако усилия по развитию образования давали свои результаты. В 1553 г. впервые в России была открыта типография. В 1574 г. печатни- ком Иваном Федоровым была создана первая печатная азбука, которая явилась усовершенствованной системой обучения грамоте.
Укреплялась связь между образованием и церковью. Грамота по- прежнему изучалась прежде всего ради возможности читать церковные книги, чтению и письму обучали по Псалтыри, Часослову, Евангелию. Формировалось представление, и не без основания, о том, что школа есть
«церковный угол».
Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена в первую очередь на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе, фор- мах воспитания содержатся в ряде письменных памятников, таких, как
«Пчела» (XIV-XV вв.), «Домострой» (XV-XVI вв.) и др. Так, «Домо- строй» был одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в. Он являлся сводом нравственных норм и правил российского право- славного общества. Обращаясь к родителям, «Домострой» требовал воспи- тывать детей в строгости и страхе божьем. В то же время он призывал лю- бить детей, заботиться об их росте и развитии, воспитывать мужествен- ность, трудолюбие, бережливость, вежливое обращение. Истины, заложен- ные в «Домострое», способствовали, по мнению исследователей, утвер- ждению в обществе согласия и миролюбия, осознанию необходимости тру- диться, заботиться о близких, родных, слабых.
Если в целом оценивать состояние системы образования, то следует отметить, что существовавшие тогда способы обучения вполне соответ- ствовали потребностям государства и общества, какая-либо новая органи- зация образования казалась ненужной, и не случайно вплоть до XVII в. го- сударственных школ в России не было.
В XVII вв. образование в России начинает выходить на новый уровень развития. Это было связано с тем, что после Смутного времени начались позитивные социально-экономические и политические изменения. Совер- шенствовалась системы государственного управления, менялась социаль- ная роль дворянства. Страна постепенно включалась в европейскую поли- тику, расширялись дипломатические и торгово-экономические связи с за- рубежными странами. Как следствие – возникала потребность государства
в большом количестве людей, обладавших широким кругозором, различ- ными специальными знаниями.
В начальном обучении не произошло каких-либо значительных пере- мен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, у «мастера грамоты», при монастырях и церквях. Однако у пред- ставителей высших сословий, особенно со второй половины XVII в., наме- тилось стремление давать своим детям повышенное образование, обучать их иностранным языкам. При различных монастырях стали появляться та- кого рода учебные заведения. Первая же государственная школа повышен- ного образования - Типографское училище – была основана в 1681 г. в Москве по инициативе царя Федора Алексеевича.
Появление школ повышенного образования вызвало в обществе острую полемику относительно содержания обучения, осуществляемого в них. Это было не случайным, поскольку данная проблема являлась состав- ной частью глобального вопроса о путях развития страны, который неиз- бежно вставал перед Россией. Борьба развернулась между сторонниками греческого (византийского) и латинского (западноевропейского) вариантов образования. Представители «грекофильского» направления полагали, что ориентация на греческую культуру послужит укреплению православия, и выступали против изучения латыни как транслятора еретических взглядов. Идеологи «латинофильского» направления видели в латыни источник светской культуры и образованности Запада.
Своеобразной попыткой объединить эти два направления оказалась деятельность греческих монахов, выпускников Падуанского университета в Италии братьев Иоаникия и Сафрония Лихудов. В 1685 г. же году они открыли школу в Москве в Богоявленском монастыре. В 1687 г. школа Ли- худов была переведена в новое специально отстроенное здание. Так было основано учебное заведение нового типа – Славяно-греко-латинская ака- демия. Ряд исследователей склонны считать ее первым высшим учебным заведением в России. Однако это не так. По своему уровню она далеко не соответствовала европейскому университету. Академия скорее напомина- ла западноевропейскую школу повышенного образования. Согласно уста- ву, она должна была готовить православных священников, государствен- ных служащих, преподавателей. Здесь достаточно серьезно изучалось не только богословие, но и светские науки. В результате только четверть уча- щихся получала подготовку, необходимую для принятия духовного сана.
Таким образом, для России второй половины XVII в. было характерно появление образовательных учреждений, построенных с учетом опыта западноевропейских средневековых школ. В самой Европе школы такого рода постепенно уходили в прошлое, уступая место новым тенденциям в воспитании и обучении. Однако, благодаря созданию школ нового типа, произошел поворот русского общества в сторону европейской образован-
ности. Россия начала приобщаться к миру европейской культуры, усили- лось внимание к светскому знанию.
Следует признать, что эти тенденции многими воспринимались отри- цательно. В них видели опасность проникновения вместе с западной об- разованностью религиозных «ересей». Утверждалось, что Россия имеет свой, сложившийся естественным путем на протяжении веков, наилучший для нее тип образования – церковно-религиозный.
Вопросы и задания
1. Дайте характеристику процесса воспитания у восточных славян.
2. Почему принятие христианства стало важнейшим событием, в значи- тельной степени определившим развитие образования на Руси?
3. Сформулируйте нравственные принципы, педагогические идеалы, заложенные в «Поучении Владимира Мономаха», выдержка из кото- рого приведена ниже.
«Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Бо- жия не лишиться: покаянием, слезами и милостынею. Не тяжкая это заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел … .