Международный Красный Крест
Международный Красный Крест — это гуманитарное движение, насчитывающее миллионы членов, представляющих все расы и религии, все социальные слои населения.
Цель деятельности движения — помочь без какой-либо дискриминации всем, кто страдает. Эта цель реализуется через многочисленные и разнообразные задачи:
• забота о раненых во время войны;
• помощь людям с умственными и физическими недостатками;
• помощь заключенным;
• помощь жертвам землетрясений;
• организация донорства;
• защита населения на оккупированных территориях;
• воссоединение разлученных семей.
Вот далеко не полный перечень задач, стоящих перед Движением Красный Крест, основанным более ста лет назад.
Инициатором создания общества «Красный Крест» является швейцарский общественный деятель Анри Дюнан (1828 - 1920). Идея создания Красного Креста возникла у него под впечатлением страшной картины оставленных раненых на поле боя близ Сольферино в Ломбардии в 1859 году. Анри Дюнан организовывает спасательные работы, а позже он рассказывает о том, что ему довелось увидеть на поле боя в своей книге «Воспоминание о Сольферино», которая потрясла всю Европу.
При поддержке военных, врачей, общественных деятелей Анри Дюнан организовывает Международный Комитет помощи раненым — будущий Международный Комитет Красного Креста. По призыву вновь созданного Международного комитета в октябре 1863 года в Женеве собираются эксперты 16 стран и принимают 10 резолюций, которые явились прообразом Устава Красного Креста, определив задачи и методы работы комитетов помощи раненым, созданных по замыслу Дюнана. Так родилось Движение Красного Креста.
В 1864 году была созвана дипломатическая конференция, в которой участвовали уже 12 стран, включая США. Был принят договор, который получил название «Женевская конвенция об участи раненых и больных в действующих армиях». Этот договор стал важной вехой в истории, поскольку он определил правовые нормы, регламентирующие поведение участников боевых действий. С этих пор санитарные повозки, военные госпитали и медицинский персонал должны были «признаваться нейтральными и в качестве таковых иметь право на защиту и уважаться воюющими сторонами, раненые и больные бойцы, к какой бы они стороне ни принадлежали, должны подбираться и обеспечиваться уходом».
Кроме того, на конференции была принята эмблема — красный крест на белом фоне. Вторая эмблема — красный полумесяц — появилась спустя несколько лет. Хотя красный крест и не нес никакой религиозной символики, во время турецкой войны, в 1976 году, Оттоманское Общество помощи раненым все-таки заменило его полумесяцем. Эта эмблема с тех пор была принята рядом стран исламского мира. Она признана равноправной с эмблемой красного креста на белом фоне.
В течение первых десяти лет было создано 22 национальных общества Красного Креста в европейских странах. Сегодня они есть почти во всех государствах мира. Национальные общества очень быстро расширяли свою деятельность, предлагая свою помощь в других сферах деятельно-сти. Так, Красный Крест сыграл большую роль в строительстве больниц, подготовке медицинского персонала, просвещении в области гигиены, оказания помощи пожилым и инвалидам, проведении спасательных операций, осуществлении программ переливания крови. После второй мировой войны областью деятельности национальных организаций Красного Креста стала борьба с детскими заболеваниями, проведение массовых прививок, очистка воды, работа с беженцами. Это далеко не полный перечень видов деятельности движения.
Толчком к развитию Движения послужило создание Лиги обществ Красного Креста, объединяющей все национальные организации. С 1991 года она именуется как Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Ее штаб-квартира находится в Женеве. Наглядной стороной ее деятельности является организация мероприятий во время стихийных бедствий, катастроф, эпидемий.
Итак, слова «Международный Красный Крест» обозначают совокупность трех составных частей Движения, созданного Анри Дюнаном более века назад:
1. Международного Комитета Красного Креста — учредителя движения;
2. Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
3. Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного полумесяца.
За время своего существования Движение приобрело широкий размах, что обусловило необходимость создания структур и органов, координирующих его деятельность, а также создания правовой и юридической базы. В 1928 году был принят Устав, кроме него — Постоянная комиссия Международного Красного Креста, занимающаяся подготовкой Международных конференций. Устав в последующие годы изменялся с целью усовершенствования правовой базы Движения на Международном уровне. В 1952 году название «Международный Красный Крест» было заменено названием «Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца», что, по мнению большинства, точнее отражает сегодняшние реальности.
В заключении перечислим основополагающие семь принципов деятельности Международного Красного Креста и Красного Полумесяца.
Гуманность. Движение, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя, старается при любых обстоятельствах, как на международном, так и на национальном уровне предотвращать т облегчать страдания человека.
Беспристрастность. Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических убеждений.
Нейтральность. Движение не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера.
Независимость. Движение независимо. Национальные общества, оказывая помощь и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы действовать в соответствии с принципами Движения.
Добровольность. В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не стремится к получению выгоды.
Единство. В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открытым для всех и должно осуществлять свою деятельность по всей территории страны.
Универсальность. Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.
3.3. Социальная работа в разных сферах жизнедеятельности людей
3.3.1. Социальная работа в общине
Что такое община? Существуют разные трактовки этого понятия, которые зависят от того, какие специалисты его используют. Самый простой взгляд на общину — с географической точки зрения: концентрация людей на определенной территории и в пределах определенного пространства (микрорайон, город, муниципалитет). С точки зрения социально-психологического подхода община — это объединение людей, основанное на общих интересах, потребностях, ценностях, дея-тельности. В некоторых учебных пособиях дается определение общины, объединяющее эти два подхода. Например, Доуэл Марк и Шадлоу Стивен в книге «Практика социальной работы» понимают под общиной «группу людей с общими интересами и проживающих в одном районе». Существуют и другие подходы к характеристике общины кроме тех, которые мы отметили выше. Например, демографы рассматривают общину как группу людей с такими характеристиками как смерть, рождение, различные изменения с течением времени.
Социальные работники, по мнению ученых, должны использовать системную модель, поскольку община всегда представляет собой определенную социальную систему. Система, в том числе и социальная, - это всегда совокупность определенных элементов. Основное значение в системе имеют связи этих элементов. Уоррен (США) считает, что общину характеризуют горизонтальные и вертикальные связи. Как горизонтальная система, община привязана к местному уровню, Как вертикальная — она функционально связана с внешними по отношению к ней элементами на региональном и национальном уровнях. Община по Уоррену — это, прежде всего, организация социальных отношений, позволяющих людям принимать участие в деятельности, необходимой для развития и выживания.
Как любая социальная система, община стремиться к стабильности, которая может оказаться непрочной, например, из-за ошибок местных властей, в результате неоправданного использования имеющихся ресурсов, плохого функционирования общинных коммуникаций, недостатка информации. Эти моменты, по мнению авторов, являются основными, на которые должен обратить внимание социальный работник.
Участие населения — основная цель и форма деятельности в общине. Это участие имеет социальное, психологическое, административное, политическое значение. Во многих странах это участие оформлено законодательно, например, в США законодательство на федеральном уровне и на уровне штатов дает право гражданам на участие во многих сферах государственной деятельности на уровне общины — от чисто формального присутствия до членства в административных органах и совместной выработки политики. Органы и агентства могут привлекать отдельных членов для выработки и контроля отдельных программ.
В Европейских странах, в частности, в Дании, общины является важным органом управления, они традиционно обладают большой самостоятельностью. Общины могут вводить налоги и управляться Советом, избираемым населением.
Один из примеров социальной работы в городской общине - организация досуга, в частности, организация спортивно-массовой работы.
На селе социальные работники в своей деятельности основываются на сохранившихся традициях, неформальных видах помощи, организуя, например, детские сады на общественных началах или на принципах взаимопомощи.
Работая в общине, социальный работник выполняет много ролей. Например, содействуя организации спортивных и культурных мероприятий или клубов по интересам, социальный работник выступает в качестве фасилитатора, преследуя цель активизировать социальное участие людей в жизни общины, предупредить асоциальное поведение подростков и взрослых.
Такие же цели преследует социальный работник, организующий группы самопомощи. В этом случае он, скорее всего, является не лидером-организатором, а источником социальных ресурсов, профессиональных знаний о социальной жизни сообщества людей и его ресурсах.
Деятельность в общине, естественно, требует от специалиста знаний о человеке, групповом поведении, структуре общины, ее внутренних связях и, конечно же, наличия творческого подхода к работе.
Понимание общины, ее познание — сложный процесс. По мнению, авторов, здесь социальный работник сталкивается с двумя трудностями. Первая заключается в определении самой системы, которая весьма изменчива. Трудно найти и границы общины, поскольку они расплывчаты и непостоянны (маленький городок, поселок, соседская общность в городе). Вторая трудность заключается в информации об общине. Невозможно получить исчерпывающую информацию. Необходимо постоянно анализировать поступающие сведения, домысливать их. Особенно трудно получить данные об отношениях людей, проживающих в общине, связях между системами, в ней существующими. Сведения о нормах, правилах, ценностях, господствующих в определенной общине, можно получить, лишь окунувшись в ее жизнь, став ее членом. Исследователи считают, что для работы в общине необходимо иметь следующие сведения о ней:окружение, история, демография;
1. экономическая система;
2. политическая система;
3. образовательная система;
4. социально-культурная система;
5. система гуманитарной помощи;
6. организационные проблемы.
Очень важным направлением действий социальных работников в общине является организация групп самопомощи. Социальные работники помогают группам самопомощи получить необходимое помещение, оборудование, защищают их интересы в административных органах, предоставляют профессиональные услуги, являются инициаторами создания новых групп. Контактируя с группами самопомощи, социальные работники тем самым способствуют развитию неформальной системы помощи, необходимой для нормального функционирования гражданского общества. В США более 15 миллионов человек являются участниками групп самопомощи, в Испании — свыше 5 миллионов. Самая известная группа самопомощи — «Анонимные Алкоголики». Во многих странах действуют группы самопомощи для неизлечимо больных людей, оказывающие специфическую медицинскую и психосоциальную помощь. Деятельность групп самопомощи традиционно наиболее активна среди представителей этнических меньшинств в многонациональных странах.
В целом, участие в делах общины является традиционным для профессиональных социальных работников в зарубежных странах.