Принцип продуктивности и надежности обучения
Организационно-методическим принципом является и принцип продуктивности и надежности обучения. Он исходит из достаточно очевидного положения о том, что если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости. Вот почему обучение должно быть, прежде всего, продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект. В свою очередь, это обязывает каждого учителя (преподавателя) заботиться о надежности обучения, т.е. о прочности, основательности и гарантированности достижений обуваемых.
Прочность обучения связана с созданием условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей деятельности обучаемых знаний, овладения способами выполнения действий. Однако поскольку человеческая память не в состоянии удержать всю информацию, то педагог должен исходить из того, что учащимся следует запомнить прочно, а с чем достаточно только ознакомиться. Не требует прочного усвоения вспомогательный материал, используемый для решения более общих задач обучения. Не следует перегружать память конкретными датами, имеющими ситуативное значение.
Методы обучения и их классификация
Метод обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, напрвленные на решение задач обучения, т.е.дидак.задач.Они хар-ся 2 признаками: цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Распространенной явл-ся классификация по источнику получения знаний: словесные мет., наглядные и практические. Словесные подразделяются на след.виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Рассказ – это монолог по форме, изложения яркого, красочного, достаточно краткого и эмоционально насыщенного.3 задачи имеет:1-вызвать ‘+’ нравств. чувства.2-раскрыть содержание нравств. понятий и норм поведения. 3-преставить образ нравст.поведения и стремление подражать ‘+’ примеру. Объяснение это монолог по форме, истолкование закономерностей, существенных св-в изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.Лекция-это монолог воспитателя, содержащий достаточно объемную, сложную, логически выстроенную инф-ю.Беседа – диалог, с целью выяснения мнений, суждений партнеров по определенному ?. М.б. индивидуальной или групповой. Цель – подвести к заранее продуманному педагогом выводу. Дискуссия(диспут) – цель-убедить другого чел. в чем-л. Обмен суждениями. Работа с книгой: конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование,аннотирование, рецензирование, составление справки, состав. формально-логич.модели, составление тематич.тезауруса, составление матрицы идей. Наглядные:мет.иллюстраций(показ плакатов, таблиц, картин)и мет.демонстраций(дем.приборов, опытов, кинофильмов).Практические:упраж.(выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения кач-ва),лаборат(проведение по заданию учителя опытов с use приборов, применением инструментов и др.тех.приспособл.,практ.работы.
Выбор методов обучения
Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание (см. работы А.Н.Алексюка, Ю.К.Бабанского, М.И.Махмутова, Н.М.Мочаловой, И.Я.Курамшина). Рассмотрим факторы, от которых зависит правильный выбор метода обучения. Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1) соответствие целям и задачам обучения и развития;
2) соответствие содержанию темы урока;
3) соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;
4) соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
5) соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.
Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоречивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с возрастными особенностями школьников.
44. Содержание образования. Характеристика учебных программ, планов, учебников.