Методы научных исследованийв педагогике и психологии

Часто о методах говорят, что это способ применения старого знания для получения нового, орудие получения научных фактов. В каждой науке учебные пытаются создавать классификации методов исследования, наиболее полно и логично отражающих основные черты исследований, учитывающих объект и предмет науки, сложившиеся направления и характер дифференциации знаний. В зависимости от этого многие мыслительные операции и действия, раскрывающие предмет науки, приемы изучения эмпирической действительности, способы обработки и интерпретации полученных данных в одной науке могут называться методом исследования, в другой – являться лишь приемом или способом применения метода. Чем шире предметная область знания, тем чаще методами называют философские принципы, подходы, чем уже предмет науки, тем дифференцированнее методы частнонаучные.Кроме того, те или иные действия в исследовании, независимо от его предметной принадлежности, могут быть изложены как именно отдельные действия или операции, но могут стать и самостоятельным методом, отличающимся от других. Так, сравнение может быть логической операцией в том или ином исследовании, а может приобрести все черты самостоятельного метода, становясь во многом методом эмпирическим. Сравнительный метод широко применяется в социологии, истории, психологии, педагогике. Совокупность приемов, порядок действий, содержание исследовательских процедур могут стать методом тогда, когда они могут использоваться на разных этапах исследования, но имеют одно, присущее им свойство.

В педагогике и психологии, несмотря на общность объекта и некоторое пересечение предметов, в каждой из наук также осуществлялись и осуществляются попытки создать собственные автономные классификации методов, причем даже само понятие метода рассматривалось по-разному.

В психологии стремление к «академичности» всегда приводило к попыткам построить классификацию методов не только включенных в общую логику научного познания, но и полностью исчерпывающую все возможные методы.

Активные способы изучения психики и одновременного влияния не нее разрабатывались Л.С. Выготским, который говорил о экспериментально-генетическом методе, как о способе искусственно вызвать и создать генетический процесс психического развития: «Попытка подобного эксперимента заключается в том, чтобы расплавить каждую застывшую и окаменевшую психологическую форму, превратить ее в движущийся, текущий поток отдельных заменяющих друг друга моментов… Задача подобного анализа сводится к тому, чтобы экспериментально представить всякую высшую форму поведения не как вещь, а как процесс, взять ее в движении, к тому, чтобы идти не от вещи к ее частям, а от процесса к его отдельным моментам» [19, с. 95].

В.А. Артемов, например, называл методами собственно исследовательские техники и приемы. Так, методами для исследования ощущения и восприятия, по его мнению, являются метод дрессуры на выбор, метод оптических обманов, метод абстрагирования формы и цвета, метод срисовывания [9, 15-17], а для исследования мышления и речи – метод поисков, метод отыскания причин и следствий, метод лабиринтов Портеуса и др. [9, с. 207].

Б. Г. Ананьев, опираясь на подходы болгарского психолога Г.Д. Пырьова выделявшего: собственно методы (наблюдение, эксперимент и пр.), методические приемы и методические подходы, предложил делить методы исследования на организационные, эмпирические, методы обработки данных, и интерпретационные методы.

· К организационным он отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы,

· к эмпирическим – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, моделированиеи биографический метод.

· В группу методов обработки данных вошли методы математико-статистического анализа данных и методы качественного описания.

· К четвертой группе принадлежат генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

Сегодня в нашей стране широко известна классификация С.Л. Рубинштейна, выделявшего в качестве главных психологических методов наблюдение и эксперимент, а в качестве приемов исследования – изучение продуктов деятельности, беседу и анкету.

Те или иные действия в исследовании могут быть изложены как именно отдельные действия или операции, но могут стать и самостоятельным методом, отличающимся от других. Так, сравнение может быть логической операцией в том или ином исследовании, а может приобрести все черты самостоятельного метода, становясь во многом методом эмпирическим. Сравнительный метод широко применяется в социологии, истории, психологии, педагогике. В социологии он играет значительную роль, его исследуют и совершенствуют.

Иногда методами называют и способы аппаратного измерения различных показателей, прежде всего, физиологических проявлений, связанных с психической деятельностью: пульса, дыхания, «выброса» гормонов и пр. Эффективными в силу своей тесной связи с психической деятельностью являются аппаратные измерения мозговой деятельности, именно они, на наш взгляд, и могут называться методами. Сегодня они чрезвычайно разнообразны (заметим: и дороги, в силу чего недоступны многим психологам). Это, в первую очередь, регистрация импульсной активности нервных клеток с помощью микроэлектродов методом электроэнцефалографии (ЭЭГ) – регистрации электрических импульсов мозга с поверхности черепа между двумя точками: монополярный способ – измерение разности потенциалов между различными точками по отношению к индифферентной точке, биполярный – измерение разности потенциалов между двумя активными электродами. Выявляются ритмические колебания (альфа-ритм, бета-ритм, Мю-ритм, Каппа-ритм, гамма-ритм и т.д.). Используется и магнитоэнцефалография – регистрация магнитных полей бесконтактным способом с помощью магнетометра. Она особенно плодотворна при сравнении с электроэнецефалографией. Сложным и эффективным является метод позитронно-эмиссионной томографии мозга (ПЭТ): в кровь вводят изотоп в виде соединения с другими молекулами. Голова испытуемого – в ПЭТ-камере, где улавливаются протоны, испускаемые при столкновении позитронов и электронов, что дает возможность получать срез изображение мозга на регистрируемом уровне. В западной психологии исследования с применением таких методов сегодня чрезвычайно распространены.

В педагогике методы исследования чаще всего выделялись на основе характеристик действий исследователя, причем здесь всегда подчеркивалось их включение в учебно-воспитательный процесс. Так, основатель экспериментальной педагогики Э. Мейман выделял следующие средства и методы экспериментального педагогического исследования:

1. Постановка в воображении себя на место ребенка. В качестве примера Мейман ссылается на «Эмиля» Ж.Ж. Руссо, и отмечает, что Руссо «никогда серьезно не наблюдал детей в процессе их развития», и что такой метод недостаточен для изучения ребенка, хотя и полезен для понимания «его своеобразной душевной жизни» [63, с. 16].

2. Собирание воспоминаний о собственном детстве. Хотя воспоминания и могут оказаться ложными, «эту ошибку можно компенсировать, если собрать воспоминания в очень большом числе».

3. Сравнительно-эволюционный метод. «Посредством сравнения духовного развития всех органических существ, в особенности же животных и людей, и далее посредством сравнения развития детей разных народов и стран этот метод старается установить для ребенка общие законы развития».

4. Метод собирания детских произведений: «Для исследования общего духовного развития ребенка мы собираем всевозможные продукты умственной и психофизической работы ребенка и посредством сравнительной их обработки стараемся установить у ребенка духовный прогресс». Мейман называет в качестве таких продуктов рисунки, модели, письма, и перечисляет признаки, по которым проводится сравнение: точность, тщательность, чистота исполнения.

5. Наблюдения за ребенком, которые «собственно нужно называть группой методов»: метод опросных листов (задаются несколько вопросов о развитии детей, сами листы рассылаются «большому кругу заинтересованных лиц», исследователь их «статистически обрабатывает»); метод ведения дневника (наблюдение статистику появления и частоты наблюдаемых психических процессов); составление характеристик в школе по определенной схеме; составление психограмм для отдельного человека.

6. Эксперимент, который идет «дальше наблюдения», создавая определенные явления. Мейман называет такие виды эксперимента, как прямой педагогический, дидактический и воспитательный, который является синтетическим.

7. Расширение экспериментально-педагогической работы через институты и лаборатории экспериментальной педагогики и психологии.

8. Логические основы эмпирического и экспериментального исследования: распределение фактов, их обобщение, формулировка законов[63, с. 17].

В одном из первых учебников по педагогике в нашей стране – учебнике Пистрака перечисляются следующие методы научно-педагогического исследования: обследование работы школы; наблюдение; анкета; изучение документации; педагогический эксперимент; статистический метод [78, С. 21-29]. В учебнике педагогики, изданном в 1939 г., в качестве методов исследования называются только наблюдение, педагогический эксперимент, изучение школьных документов, обследование школ [74, с. 46-49].

Сегодня в качестве эмпирических методов исследования в педагогике чаще всего называются изучение (анализ) литературы, наблюдение, анкетирование, опрос, метод экспертных оценок, изучение результатов деятельности, обследование, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, педагогический эксперимент и др.

В силу общего для педагогики и психологии «набора» методов их можно рассматривать, не разделяя по дисциплинам, а только указывая на специфику применения метода в каждой науке. При этом в данном учебном пособии описание методов исследования расположено в порядке, нарушающем строгое следование единой логической систематизации. Поскольку начинающий исследователь слабо знаком с классификационными основами и характеристиками методов, мы в начале описываем теоретические методы (они используются с начала и до конца исследования), затем – эмпирические (используются при реализации эмпирической части исследования и обработке его результатов), интерпретационные (используются в основном при интерпретации результатов, однако это требует зачастую и определенных условий и приемов получения данных).Отдельно описываются методы качественные, имеющие собственные содержание, форму, название, специфику в постановке целей, процедурах выполнения, организации получения и интерпретации данных; та часть методов, которая может относиться (при некоторых модификациях) и к эмпирическим, и к теоретическим, и к интерпретационным методам, рассматривается в соответствующих разделах. Таким образом, не следует предложенный порядок изложения рассматривать как классификацию методов исследования.

Теоретические методы

Теоретические методы – умственная переработка информации, – обычно особо не выделяются в планировании исследования («везет» только анализу), но в имманентной форме применяются в любых рассуждениях, разработке научных новшеств, выводах. Отдельно выделяются и могут включаться в задачи (но не в цель!) исследования такие методы, как идеализация и моделирование.

Логические методы

Все логические методы представляют собой способы рассуждений, в которых рациональным, а не опытным путем устанавливаются связи и отношения изучаемых объектов, они «всепроникаемы», часто их использование обнаруживается только при выявлении ошибок в рассуждениях и выводах. Нужно помнить, что в формальной логике все описанные способы рассуждений (не именуемые методами) разработаны с достаточной полнотой, и если исследователь сомневается в правильности своих рассуждений, нужно обратиться к литературе по логике.

Анализ и синтез

Анализ – это расчленение, разложение изучаемого объекта на составляющие его части, а синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта в единое целое. Это взаимодополняющие методы мысленного рассмотрения явления: при анализе требуется удержание представления о качествах целостности рассматриваемого, а при синтезе – сохранения представления о структурных его компонентах. В аналитических и синтезирующих суждениях выявляется сходство или различие свойств, качеств объектов.

Спецификой применения методов анализа и синтеза в гуманитарных науках является необходимость сущностного, содержательного анализа. Л.С. Выготский обосновывал необходимость такого целостного метода исследования, который опирается на анализ, разлагающий целое на элементы, каждый из которых не содержит свойства, присущие целому, а на анализ, разлагающий целое на единицы, каждая из которых есть «такая часть целого, в которой содержатся хотя бы в зачаточном виде, все основные свойства, присущие целому» [20, с. 35].Он указывал на два свойства такого анализа: во-первых, анализ, разлагающий на единицы, выделяет «такие части целого, которые не утратили свойств, присущих этому целому», а во вторых, такой анализ «не обобщение, как химический анализ, он не относится ко всей природе данного явления в целом, а он может быть анализом, разложением для объяснения различных свойств отдельных сторон какого-то сложного целого» (там же, С. 35-36). Выготский для объяснения своей мысли приводит следующие примеры: «Если мы возьмем биохимическую формулу какого-либо органического вещества, то это будет анализ, разлагающий на элементы, а если будем изучать жизнь, физиологию живой клетки организма, это будет единица, потому что живая клетка сохраняет в себе основные свойства, присущие целому организму, она в основном есть живая клетка, т.е. она рождается, питается, ей присущ обмен веществ, умирает, изменяется, может болеть и т.д. Иначе говоря, в клеточке мы имеем дело не с элементом, а с единицей» (там же, с. 35)

Наши рекомендации