Методология прикладных юридико-педагогических исследований в МВД
Методология — теория познания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем. Она воплощает опыт десятилетий и столетий познания человеком мира и его явлений. Методология включает основополагающие положения, принципы, процедуры познания и преобразования явлений реальной действительности. Знание методологии нужно не только исследователю, но и практику, ибо позволяет в трудных ситуациях находить пути правильного выхода из них. Пренебрежение рекомендациями методологии или промахи в их использовании порождают самые грубые научные и практические ошибки.
Юридическая педагогика в МВД опирается на методологию юридической педагогики. Междисциплинарное положение юридической педагогики определяет специфику и интегральный характер ее основополагающих подходов к исследованию и объяснению проблем, поиску и критериям оценки разрабатываемых практических рекомендаций. Она представляет собой совокупность основных научных положений, воплощающих главные выводы, уроки опыта познания и педагогической действительности в правовой сфере. В своей как бы «юридической части» юридическая педагогика исходит из правовых реалий (задач построения правового государства, существующей правовой системы, состояния правопорядка и законности, целей, задач и проблем их совершенствования, нормативно-правовой основы правоохранительной деятельности и др.), а в «педагогической части» подходит к ним с позиций общей педагогики, конкретизируя и дополняя их в связи со спецификой юридико-педагогической действительности.
Юридическая педагогики опирается на общие методологические принципы педагогической науки:
1) принцип объективности — обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, исключать субъективизм (придумывание знаний и рекомендаций);
2) принцип детерминизма (причинности, каузальности) — отражает объективно существующие в мире причинно-следственные связи и предписывает обнаруживать причины тех или иных юридико-педагогических явлений, а также рассматривать их и как причины педагогических и юридических следствий;
3) принцип взаимосвязи и взаимодействия — не признает научным изучение отдельных явлений в отрыве от других; исходит из факта существования явлений в окружении других явлений, с которыми они находятся в определенных отношениях и изменяются в ходе этих отношений;
4) принцип системности — развивает положения предыдущего принципа исходя из общенаучной теории систем, которая рассматривает явления в качестве элементов (подсистем) целостных систем, которые подчиняют функционирование элементов законам целостности;
5) принцип развития — отражает факт постоянных изменений в окружающем мире и людях. Поэтому то, что мы обнаруживаем в данное время в изучаемых юридико-педагогических явлениях, надо рассматривать как мгновенный срез на пути их непрерывного изменения с тенденциями, идущими из прошлого в будущее. Важно раскрыть тенденции, понять их движущие силы, найти при необходимости способы их практического учета и изменений. Принцип развития — основа педагогического оптимизма, веры в возможность целенаправленного достижения прогресса в работе с людьми.