XI. Что такое обучаемость?

1. Это способность учащихся овладеть содержанием об­
разования.

2. Это потенциальные возможности обучаемых.

3. Это общие умственные способности к усвоению знаний,
умений.

4. Это восприимчивость, податливость обучению.

5. Это учебная тренированность, обобщенные способы
овладения содержанием обучения.

XII. Диагностирование обучаемости направлено на:

1) определение темпов усвоения знаний (Ту);

2) установление темпов продвижения в обучении (77?);

3) установление темпов прироста результатов (Тр);

4) определение потенциальных возможностей обучаемых;

5) определение фонда действенных знаний.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Контрольный тест

1. Что такое диагностирование обученности?

2. Что такое контроль знаний, умений?

3. Что такое проверка знаний, умений?

4. Что такое оценивание и оценка?

5. На каких принципах основывается диагностирование, кон­
троль и проверка знаний?

6. Назовите функции контроля.

7. Охарактеризуйте звенья проверки знаний, умений.

8. Какие типовые недостатки выявлены в массовой практике
контроля, проверки, оценки знаний?

9. Что вы знаете о новых поисках в области контроля и провер­
ки знаний?

10. Что из зарубежного опыта контролирования вам импонирует ? П. Какие недостатки имеет пятибалльная система знаний?

12. Какую шкалу оценок вы отстаиваете и почему?

13. Что такое тестирование обученности, достижений, развития?

14. Какие критерии существуют для оценки диагностических
тестов?

15. Какие формы тестового контроля вы знаете?

16. Какие правила необходимо соблюдать при составлении диа­
гностических тестов?

17. В чем особенности программированного, компьютерного тес­
тирования?

18. Что такое обучаемость?

19. Как диагностируется обучаемость учащихся ?

20. Для каких целей используются результаты диагностирования
обучаемости?



Вопросы I II III IV V
Ответы 1,2.5,6,8,9,11, 0.7 (70%) 2,3,4
      12, 13, 15, 16, 17    
      18,21,22,23    
Вопросы VI VII VIII IX X XI XII
Ответы Все тесты 1—5 1—5 1,2, 1-4 1—5 1—5
  неправиль-     6,7,8      
  ные            
                     

Щ1 Литература для самообразования

Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. — М., 1984.

Бардин К.В. Как научить детей учиться. — М., 1987.

ГузикН.П. Учить учиться. — М., 1981.

Полонский В.М. Оценка знаний школьников. — М., 1982.

Розенберг Н.М. Измерения в дидактике. — Киев, 1985.

Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учи­телю.—М., 1985.



ОГЛАВЛЕНИЕ

К студентам.

Часть 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ

Тема 1.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ........................................... 9

Педагогика — наука о воспитании................................................ 10

Возникновение и развитие педагогики......................................... 13

Основные категории педагогики..................................................... 24

Педагогическая наука и педагогическая практика................... 32

Система педагогических наук......................................................... 37

Тема 2. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.................. 43

Педагогическая действительность и ее изучение...................... 44

Традиционно-педагогические методы.......................................... 49

Педагогический эксперимент........................................................... 53

Педагогическое тестирование......................................................... 59

Методы изучения коллективных явлений.................................... 61

Количественные методы в педагогике.......................................... 64

Тема 3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ.................................. 71

Процесс развития личности........................................... 72

Наследственность и развитие......................................... 76

Влияние среды на развитие личности........................................... 83

Развитие и воспитание....................................................................... 87

Деятельность как фактор развития................................................. 90

Диагностика развития.................................................... 93

Тема 4. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ.......................................................... 99

Возрастная периодизация.............................................................. 100

Акселерация........................................................................................ 103

Неравномерность развития............................................................ 106

Особенности воспитания обучаемых различных

возрастных групп......................................................................... 111

Учет индивидуальных особенностей.......................................... 121

Тема 5.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ..................................................................... 127

Цели воспитания............................................................................... 128

Цели воспитания в современной школе...................................... 136

Задачи воспитания........................................................................... 139

Современные зарубежные педагогические концепции.......... 145

Цели воспитания в зарубежной педагогике.............................. 154

Тема 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС".................................................. 161

Педагогический процесс как система.......................................... 162

Целостность педагогического процесса..................................... 169

Закономерности педагогического процесса.............................. 171

Этапы педагогического процесса................................................. 173

Тема 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ............................................. 179

Сущность и направленность нововведений.............................. 181

Инновационная педагогика............................................................ 192

Инновационные учебные заведения............................................ 209

Оптимизация педагогической системы....................................... 219

Тема 8. УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ......................................... 229

Функции учителя............................................................................... 230

Требования к учителю..................................................................... 240

Профессиональный потенциал педагога................................... 253

Мастерство учителя......................................................................... 262

Педагогическая квалиметрия......................................................... 273

Аттестация учителей........................................................................ 279

Часть 2 ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ..................................................................... 291

Сущность процесса обучения....................................................... 292

Дидактические системы и модели обучения............................. 301

Цели обучения.................................................................................... 315

Содержание учебного процесса................................................... 316

Тема 2. ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 333

Дидактические причины и факторы............................................ 334

Факторный анализ в дидактике.................................... 339

Комплексное влияние факторов.................................... 343

Кривые обучения............................................................................... 353

Тема 3. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ................................................................... 359

Мотивы — движущие силы познания......................................... 360

Изучение и информирование мотивов......................................... 376

Стимулирование учения................................................................. 395

Правила: игрушки управляют миром.......................................... 409

Тема 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ............................................... 419

История проблемы............................................................................ 420

Классификация закономерностей обучения............................. 429





Тема 5. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ....................................... 439

Соотношение принципов и правил.............................................. 440

Система дидактических принципов............................................. 443

Принцип сознательности и активности...................................... 446

Принцип наглядности обучения................................................... 448

Принцип систематичности и последовательности................. 451

Принцип прочности.......................................................................... 454

Принцип доступности...................................................................... 458

Принцип научности.......................................................................... 460

Принцип связи теории с практикой.............................................. 463

Тема 6. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ...................................................................... 469

Метод как многомерное явление.................................................. 470

Классификация методов обучения.............................................. 473

Сущность и содержание методов обучения.............................. 486

Выбор методов обучения................................................................ 507

Тема 7. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ....................................................... 511

Виды обучения................................................................................... 512

Формы обучения............................................................................... 519

Типы и структуры уроков............................................................... 525

Нестандартные уроки..................................................................... 530

Подготовка урока............................................................................. 532

Вспомогательные формы обучения............................................. 535

Тема 8. ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕНИЯ...................................... 543

Диагностика обученности.............................................................. 544

Контроль успеваемости учащихся.............................................. 547

Тестирование достижений и развития........................................ 557

Диагностика обучаемости............................................. 566

Учебное издание

Подласый Иван Павлович

ПЕДАГОГИКА

Новый курс

Учебник для студентов высших учебных заведений В двух книгах

Книга 1

Общие основы

Процесс обучения

Редактор В. А. Салахетдинова Зав. художественной редакцией И.А.Пшеничников

Художник обложки Ю.В. Токарев

Компьютерная верстка Ю.В. Одинцова

Корректор В.Н. Рейбекель

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77. 99. 02. 953. Д. 005750. 08. 02 от 21.08.2002.

Сдано в набор 21.08.98. Подписано в печать 02.11.98.

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л.

Тираж 200000 экз. (8-й завод 100001—125000 экз.).

Заказ № 6778 (кр-г,). Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

Е-таП: у1ас!оз@с1о1.ги

г . у1айоз . т

36.



Федеральное государственное унитарное предприятие

Смоленский полиграфический комбинат

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.


Наши рекомендации