Методологическая структура научно-педагогического исследования

методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания.

По сути дела, методология педагогики отражает логику открытия, научно-педагогического знания, то есть последовательность исследовательских шагов, которые должны привести к получению нового научно-педагогического знания.

Актуальность исследования отражает степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения сто­ящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи.

Проблема часто отождествляется с вопросом, представляющим для исследователя интерес. Проблема – это область неизвестного. Ставя проблему, нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено?».

Научная проблема — это противоречивая си­туация, требующая разрешения. Она не выдвигается произвольно, а является результатом изуче­ния практики и научной литературы, выявления противоре­чий.

Заключенное в проблеме противоречиеотражает тема, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекаю­щие из проблем темы должны быть более конкретизирован­ными. Тема во многом определяет содержание дальнейшей работы. Она должна представлять собой лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Другими словами, тема - это содержание работы, заключенное в одной фразе.

Под актуальностьюисследованияработы понимается новизна и значимость поставленных в ней вопросов, «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?», «какой интерес для педагогической науки и практики представляет выбранная тема исследования?».

Объект исследования в педагогике - это некий процесс или явление, на которые обращено внимание исследователя. Объект педагогического исследования находится в рамках целенаправленного учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования — это определенный аспект изу­чения объекта. Необходимо отметить, что именно предмет определяет тему исследования.

Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что нахо­дится в границах объекта.

Таким образом, цель педагогического исследования — это результат пред­видения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процес­сов и явлений действительности. Цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некото­рый образ будущего.

Задачи исследования — это те действия, которые необхо­димо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Идея — это мысль о преобразовании. Рождение идеи — индивидуальный процесс, в основе которого лежат опыт, логическая проработка, интуиция, мысленные «пробы» и эксперименты. Прежде всего, следует обратиться к исход­ному факту, фиксирующему существующую, но не удов­летворяющую нас ситуацию.

Замысел — это идея, вооруженная средствами ее осуще­ствления. Гипотеза исследования-утверждение, предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки и доказательства. Гипотеза выступает формой предвосхищения результата исследования. Чтобы выдвинуть гипотезу, нужно достаточно много знать об исследуемом объекте. К научной гипотезе предъявляются два основных требо­вания: она не должна содержать понятий, которые не уточнены; она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

В основе любой научной работы лежат концептуальные, исходные положения, на основе которых изучается объект, т.е. методологическая основа. Методологическое значение имеют концепции, теории, крупные работы ученых-теоретиков, методологов отечественной педагогики, которые берутся в качестве основы исследования.

Важно определить, какими методами будет пользоваться исследователь в своей работе. Методы исследования- способы познания объективной реальности, способ достижения поставленной цели. С помощью определенных методов исследователь получает необходимую информацию об изучаемом предмете. Выбор методов исследования определяется характером выполняемой работы.

Наши рекомендации