Структура образования в Украине

Лекция 2.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ

План лекции

2.1. Роль системы образования в повышении национальной конкурентоспособности.

2.2. Структура образования в Украине.

2.3. Высшее образование як часть системы образования в Украине.

2.4. Проблема формирования социальных стандартов образования.

Становление независимого украинского государства, поступательное экономическое развитие, укрепление принципов гражданского общества требуют адекватной этой цели высокоэффективной системы образования.

Роль системы образования в повышении национальной конкурентоспособности

После распада СССР Украина получила в наследство эффективную систему образования – в то время она считалась одной из лучших в мире.

За период с 1991 система образования претерпела кардинальные изменения, причем как положительного, так и негативного характера. Изменения были вызваны не столько целенаправленной государственной политикой по реформированию отрасли, сколько длительными кризисными явлениями в экономике, государственном строительстве и обществе в целом, которое до сих пор находится на этапе трансформации. Непоследовательность реформ в сфере образования, а главное – существенное сокращение объемов ее финансирования привели к стремительному ухудшению состояния материально-технического обеспечения учебного процесса, падение общего образовательного уровня населения, недопустимого снижения социального статуса педагога.

Через 20 лет после начала реформ вызывает беспокойство ситуация относительно обеспечения реализации права граждан Украины на качественное образование, на равный доступ к национальному культурному наследию. Все более заметным становится рост социального и территориального неравенства в этой сфере, расслоение населения по критерию доступа к образованию, что вызывает социальную нестабильность украинского общества.

Совместными усилиями государства и общественности отечественная система образования должна быть переведена из нынешнего режима «выживания» в режим эффективного поступательного развития. Только при этом условии Украина сможет реализовать присущие ей конкурентные преимущества, чтобы интегрироваться в мировое сообщество на выгодных условиях.

Не вызывает сомнения тот факт, что основным условием усиления политической и экономической роли Украины и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста национальной конкурентоспособности. В современном глобализирующемся мире, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяется образованием.

Структура образования в Украине

Образование в Украине имеет сложную структуру европейского типа и включает дошкольное образование, общее среднее образование, внешкольное образование, профессионально-техническое образование, высшее образование, последипломное образование, аспирантуру, докторантуру, самообразование.

Законом «Об образовании» определено, что образовательная система состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и органов самоуправления в образовании.

В Украине установлены следующие образовательные уровни:

- дошкольное образование;

- начальное общее образование;

- базовое общее среднее образование;

- полное общее среднее образование,

- внешкольное образование;

- профессионально-техническое образование;

- базовое высшее образование;

- магистратура, (последипломное образование).

Кроме того, установлено образовательно-квалификационные уровни, которые характеризуют образовательно-профессиональную ступенчатость образования:

- квалифицированный рабочий;

- младший специалист;

- бакалавр;

- специалист; магистр.

Дошкольное образование осуществляется в семье, дошкольных образовательных учреждениях во взаимодействии с семьей и имеет целью обеспечение физического и психического здоровья детей, их всестороннее развитие, приобретения жизненного опыта, выработки умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения. Дошкольными учебными заведениями являются детские ясли, детские сады, детские ясли-сады, компенсирующие дошкольные учреждения (для детей с физическими и психическими недостатками), детские сады интернатного типа, детские дома и др. Прием детей в дошкольные образовательные учреждения проводится по желанию родителей.

Сегодня в Украине функционирует 15,3 тыс. Дошкольных учебных заведений разных типов и форм собственности. В них получают дошкольное образование 1137,5 тыс. Детей, что составляет 56 процентов от общего количества детей от 1 до 6 лет. Для 110 тыс. Детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, функционируют 2,5 тыс. Заведений компенсирующего типа, где вместе с получением дошкольного образования дети получают коррекционную и реабилитационную помощь. С целью своевременного выявления, поддержки и развития одаренности, природных склонностей и способностей детей дошкольного возраста дошкольные учебные заведения организуют образовательный процесс по одному или нескольким приоритетным направлениям (художественно-эстетический, физкультурно-оздоровительный, гуманитарный, музыкальный и т. П.). Для удовлетворения потребностей населения дошкольные учебные заведения функционируют в течение года или сезонно с различными режимами работы. По желанию родителей или лиц, их заменяющих, в дошкольном учебном заведении ребенок может находиться круглосуточно, в течение дня или краткосрочно.

Общее среднее образование обеспечивает всестороннее развитие ребенка как личности, его способностей, талантов, а также физическое совершенствование, трудовую подготовку, профессиональное самоопределение, формирование общечеловеческой морали, усвоение знаний о природе, человеке, обществе и производстве. Государство гарантирует молодежи право на получение полного общего среднего образования и оплачивает его получение. Полное общее среднее образование является обязательным согласно Конституции Украины.

Основными видами средних учебных заведений являются средняя общеобразовательная школа трех ступеней:

- первая: начальная школа, обеспечивающая начальное общее образование,

- вторая – основная школа, предоставляющая базовое общее среднее образование,

третья – старшая школа, которая предоставляет полное общее среднее образование.

Обучение в средней школе начинается с шести-семи лет. Для развития дарований, способностей и талантов детей создаются профильные классы, специализированные школы, гимназии, лицеи, коллегиумы.

Особенно одаренным детям государство оказывает поддержку и поощрение. Для получения общего среднего образования могут организовываться классы с очной, заочной формами обучения при общеобразовательных школах, обеспечиваются условия для окончания школы экстерном.

Для граждан, которые нуждаются в социальной помощи и реабилитации, создаются такие заведения:

- общеобразовательные школы-интернаты (для детей, не имеющих необходимых условий для образования в семье);

- общеобразовательные школы-интернаты, детские дома (для детей-сирот и детей без родительской опеки);

- общеобразовательные санаторные школы-интернаты, дошкольные учреждения, детские дома (для детей, нуждающихся в длительном лечении);

- специализированные общеобразовательные школы-интернаты, школы, детские дома, дошкольные заведения (для детей с физическими и психическими недостатками);

- общеобразовательные школы и профессионально-технические училища социальной реабилитации (для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания).

Национальная система среднего образования в Украине состоит из 21,6 тыс. Общеобразовательных учебных заведений, в том числе 14,9 тыс. – в сельской местности. Для одаренных детей созданы и функционируют 273 гимназии, 232 лицея, 25 коллегиумов, при этом сеть таких учебных заведений растет ежегодно.

В соответствии с возможностями детей младшего школьного возраста начальная школа призвана обеспечить воспитание у детей личностной черты гражданина Украины, их интеллектуальное, социальное и физическое развитие и дальнейшее становление личности. Содержание образования основывается на общечеловеческой ценности и принципах научности, на принципах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства Украина.

Внешкольное образование направлено на развитие способностей, талантов детей, учащихся, студентов, удовлетворения их интересов, запросов и потребностей в профессиональном определении. Внешкольное образование осуществляется образовательными учреждениями, семьей, трудовыми коллективами, общественными организациями, обществами, фондами и основывается на принципе добровольности.

К внешкольным учебным заведениям относятся дворцы, дома, центры, станции детского, юношеского творчества, ученические и студенческие клубы, детско-юношеские спортивные школы, школы искусств, студии, начальные специализированные художественные учебные заведения, библиотеки, оздоровительные и другие учреждения.

Принятый Закон Украины «О внешкольном образовании» определяет государственную политику в сфере внешкольного образования, его правовые, социально-экономические, организационные, образовательные и воспитательные принципы. Основными задачами внешкольного образования являются:

- свободное развитие личности и формирование ее социокультурного опыта;

- создание условий для творческого, интеллектуального, духовного и физического развития ребенка;

- поиск, развитие и поддержка способных, одаренных и талантливых детей и молодежи.

Профессионально-техническое образование обеспечивает получение гражданами профессии в соответствии с их призванием, интересами, способностями, а также переподготовку, повышение профессиональной квалификации.

Профессионально-техническое образование осуществляется на базе полного или базового общего среднего образования. Во втором случае предоставляется возможность получать полное среднее образование. Граждане, которые нуждаются в социальной помощи и реабилитации, а также граждане, которые учатся отдельным профессиям, которые определены правительством, могут получать профессию, не имея базового общего среднего образования.

Профессионально-техническими учебными заведениями является профессионально-техническое училище, профессионально-художественное училище, профессиональное училище социальной реабилитации, училище-агрофирма, училище-завод, высшее профессиональное училище, учебно-производственный центр, центр подготовки и переподготовки рабочих кадров, учебно-курсовой комбинат и другие учреждения, предоставляющие профессию.

Эти образовательные учреждения могут иметь дневные и вечерние отделения. Ученики государственных профессионально-технических учебных заведений из числа детей-сирот, детей без родительской опеки и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, находятся на полном государственном содержании, другие ученики отмеченных учебных заведений обеспечиваются бесплатным питанием и стипендией.

В динамике общественного развития и рыночных преобразований исключительно важное значение приобретает профессионально-техническое образование. В системе профессионально-технического образования Украины насчитывается 967 государственных профессионально-технических учебных заведений, в которых учится около 530 тыс. Граждан, из которых более 350 тыс. Чел. (около 70%) вместе с профессией получают полное среднее образование.

Система профессионально-технического образования выполняет важную функцию социальной защиты молодежи. В учебных заведениях учится 8,1 тыс. сирот, более 50 тыс. полусирот, 178 тыс. лиц из малообеспеченных и неблагополучных семей (около 45%).

За последние 5 лет вдвое увеличилось количество профессионально-учебных заведений нового типа. Сегодня действует 110 высших профессиональных училищ и центров профессионально-технического образования, 14 художественно-профессиональных училищ, 4 училища-агрофирмы.

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку получения гражданами соответствующих образовательно-квалификационных уровней, переподготовку и повышение квалификации.

Высшее образование осуществляется на базе полного общего среднего образования. В случае подготовки младших специалистов, в высшие учебные заведения допускается прием лиц с базовым средним образованием. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях может проводиться по очной и заочной формам обучения или на основе их комбинации, по отдельным специальностям – экстерном.

Высшими учебными заведениями есть училище, техникум, колледж, институт, консерватория, академия, университет и др. Для них установлены четыре уровня аккредитации:

- I – техникум, училище и другие приравненные к ним образовательные учреждения;

- II – колледж, другие приравненные к нему образовательные учреждения;

- III и IV уровни (в зависимости от последствий аккредитации) – институт, консерватория, академия, университет.

Высшие учебные заведения осуществляют подготовку специалистов по следующим квалификационным уровням:

- младший специалист – техникум, училище и другие высшие образовательные заведения I уровня аккредитации;

- бакалавр – колледжи и другие высшие учебные заведения II уровня аккредитации;

- специалист, магистр – высшие образовательные заведения III и IV уровня аккредитации.

При этом, высшие учебные заведения определенной аккредитации могут осуществлять подготовку специалистов по образовательно-квалификационным уровням, которые реализуют образовательные низшего аккредитационного уровня.

Основными направлениями деятельности высшего учебного заведения являются:

- подготовка специалистов;

- подготовка и аттестация научно-педагогических кадров;

- научно-исследовательская работа;

- специализация, повышение квалификации, переподготовка кадров;

- культурно-образовательная, методическая, издательская, финансово-хозяйственная, производственно-коммерческая деятельность;

- осуществление внешних связей.

Высшему учебному заведению, согласно его уровня аккредитации, может предоставляться автономия, предусматривающая следующие права:

- определение содержания образования;

- составление планов приема студентов, аспирантов, докторантов на основе государственного контракта (заказ) и заключенных соглашений;

- установление и присвоение ученых званий высшего учебного заведения IV уровня аккредитации;

- другие полномочия, которые делегируют заведения государственные органы управления образованием.

И наоборот, высшее учебное заведение может делегировать отдельные свои полномочия государственным органам управления образованием.

Последипломное образование (специализация, стажировка, клиническая ординатура, повышение квалификации и переподготовка кадров) обеспечивает получение новой квалификации, новой специальности и профессии на основе ранее полученных в учебном заведении и опыта практической работы, углубления профессиональных знаний, умений по специальности, профессии.

У учреждениям последипломного образования относятся:

- академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, усовершенствования, учебно-курсовые комбинаты;

- подразделения высших учебных заведений (филиалы, факультеты, отделения);

- профессионально-технические учебные заведения;

- соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях.

Эти учреждения могут работать по дневной, заочной формами обучения, иметь филиалы и вести научно-исследовательскую работу.

Наши рекомендации