III. Инновационный процесс
Содержание, функции и классификация инновационных процессов.
Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании.
План:
1. Инновация как необходимость прогрессивных изменений в социально-экономическом развитии России на долгосрочную перспективу.
2. Содержание, функции, классификация инноваций.
3. Инновационный процесс.
4. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании.
I. Инновация как необходимость прогрессивных изменений в социально-экономическом развитии России на долгосрочную перспективу
Современный этап развития общества характеризуется коренными изменениями и в производстве, и в социально-экономическом отношении. В программе социально-экономического развития России до 2020 года «Концепция обеспечения экономического лидерства», определены следующие долгосрочные вызовы:
- изменение характера глобализации;
- новая технологическая волна;
- возрастание роли человеческого капитала в экономическом развитии;
- исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития.
И краткосрочные вызовы:
- мировой финансовый кризис;
- необходимость принятия мер по повышению устойчивости российской финансовой системы.
Россия должна стать глобально-конкуретноспособной:
- 5 экономической державой мира;
- с высокой конкурентностью рынков;
- необходима географическая и продуктивная диверсия экспорта;
- Россия должна стать логистическим узлом в глобальной энергетической инфраструктуре;
- крупнейшей транзитной страной.
Статус одного из мировых лидеров должен быть обеспечен за счет:
- лидерства в интеграционных процессах на евразийском пространстве;
- устойчивых связей с мировыми экономическими центрами;
- активной роли в выработке экономического миропорядка;
- высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности;
- участия в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков.
Все изменения в сферах хозяйственной деятельности и жизни человека сами по себе не возникают, а неразрывно связаны с новшествами, нововведениями — инновациями.
В концепции долгосрочного развития России до 2020 года предусмотрено, что образ страны изменится за счет инновационной составляющей:
- на 10% возрастет доля на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям;
- инновации займут ведущие позиции в фундаментальных и прикладных разработках и связанных с ними технологиях;
- обновление научного знания будет происходить через 3-5 лет;
- инновационное развитие обеспечит введение новых образовательных технологий.
Образование должно соответствовать инновационному развитию экономики.
II. Содержание, функции, классификация инноваций
Инновация создается с определенной целью, а ее реализация должна привести к результату.
Таким образом, новшество следует рассматривать в виде цели, процесса и результата, т. е. в виде инновационного процесса.
Инновационная деятельность соединяет все звенья (научные изыскания, опыт, конструирование, технологии, коммерциализацию), которые подчинены созданию новшества. Инновационный цикл от идеи до коммерциализации.
Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности. (Из пост. Правительства «Об основах инновационной политики»).
Педагогическая инновация — результат деятельности образовательных учреждений в режиме экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра, отраслевого центра, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), эффективно используемого в практической педагогической деятельности и готового к распространению в образовательной системе района, города, страны. (Из Положения об экспертизе инновационных проектов в системе образования Санкт-Петербурга).
Примечание: обратитесь к началу лекции и определите, что было неверным в определении «педагогическая инновация», сделанном нашей аудиторией.
Новшество создается в результате инновационной деятельности творческих коллективов.
Термин «инновация» был введен в научный оборот экономистом И. Шумпетером.
Классификация инноваций
Признак | |
По масштабам распространения | могут быть: - мировыми; - национальными: - отраслевыми; - локальными. |
По сфере применения | - производственные; - управленческие; - рыночные и др. |
По видам | - научные; - технические; - технологические; - экологические; - экономические; (например: освоение нового рынка сбыта; освоение метода стимулирования). |
По решаемым задачам | - спектральные; - узконаправленные; - теоретические (формируют концептуальные подходы); - поисковые (новые принципы создания технологий). |
По характеру генерирования и внедрения | - быстрые - замедленные; - нарастающие-затухающие; - равномерные-скачкообразные. |
По степени новизны | - радикальные (стратегические) (делающие прорыв в теории и практике, новые, как результат творчества); - модифицирующие (улучшающие отдельные элементы или осуществляющие адаптацию, приспособленные к школе из других сфер или зарубежные); - известные новшества, применяемые в новых условиях; - условные (новое сочетание прежних элементов). |
По теоретико-методологическим подходам | Подходы: -антропологический (смысл образования для человека, его права, интересы, свободы); - гуманистический (признание достоинств, прав, уникальности личности, проявления творчества); - системный (фиксация множества элементов, выделение признаков и показателей, изучение структуры, действий, выделение этапов, обоснование концепции); - культурологический (условия, границы, ребенок-субъект, педагог-помощник, посредник, диалог и сотрудничество); - личностный (переживания, последствия ЗУН в результате взаимодействия, опыт, все, что оставило след в памяти человека и явилось основой для других действий). |
По целям | - для восстановления и сохранения функций и свойств системы; - для приспособления системы к изменениям среды; - для перестройки системы и создания ее нового варианта; - для создания системы нового вида. |
По результатам | - завершенные и незавершенные; - успешные и неуспешные. |
Введение новшеств — это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.
Иную классификацию педагогических инноваций предлагает Хуторской А.В. Основания его классификации: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношения к условиям реализации и характеристикам нововведений. Нововведения подразделяются на типы и подтипы:
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приемах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.
5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.
10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением [3].
III. Инновационный процесс
Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в новшество и проходящий этапы: поиск, исследование, конструирование, эксперимент, распространение. Это многоаспектный процесс.
«Инновационный процесс, да и инновационную деятельность необходимо рассматривать как целенаправленную систему мероприятий по разработке, внедрению, освоению, диффузии и коммерциализации новшеств» [1].
По мере усиления инновационной направленности экономики, знания становятся более значимыми и изменяется структура инновационного процесса.
Так, в 60 годах прошлого столетия инновационный процесс характеризовался последовательной моделью [2]. Рис. 1.
|
Рис. 1. Первое поколение инновационного процесса
Последующие модели учитывали уровень развития рынка, усложнение связей, интеграцию, связь с экономической системой страны и глобальными вызовами времени.
|
Рис 2. Третье поколение инновационного процесса
Инновационный процесс постоянно усложняется и меняется его модель.
Инновационный процесс – это единая цепь последовательных действий – от исследований и разработок новой идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества.
Функции инновационного процесса:
- познавательная (приращение общих знаний);
- информационная (распространение);
- исследовательская (целевое приобретение знаний в определенной области);
- преобразовательная (улучшение);
- экономическая (сокращение затрат);
- мотивационная (стимулирование творчества);
- социально-потребительская (совершенствование услуг);
- ресурсо-природосберегающая.
Этапы инновационного процесса:
1 этап– сбор и систематизация информации по существующей проблеме; оценка необходимости изменений; изучение проблем; отбор идей. Изучение источников, разработка теоретических положений, создание концепции.
2 этап – прикладные исследования – исследования по уточнению способов применения результата 1-го этапа. Это может быть эксперимент, теоретическая модель, изготовление макетов, расчеты и оценка, второй отсев неперспективных идей. Результат этапа: техническое задание, рекомендации, опытный образец.
3 этап – разработка и создание образцов, пригодных для использования. (Обоснования: эффективности, экономические, демонстрация, создание проекта с полным описанием).
4 этап – освоение и распространение. Оценка перспектив.
Инновационные процессы в образовании рассматриваются в 3-х аспектах:
- социально-экономическом;
- психолого-педагогическом;
- организационно-управленческом.
Инновационная деятельность – это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на этом или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.[3].