Организация работы с тростью.

Подбор длины трости.

1. Традиционным, является подбор длины трости до середины грудной клетки, т. е. ручка вертикально поставленной трости должна находится на уровне грудной клетки.

2. Предлагается следующий способ подбора трости в зависимости от длины шага и высоты руки.

Длина шага - это расстояние от пальцев одной ноги до пальцев другой ноги при ходьбе (предпочтительнее измерять длину шага от пальцев правой ноги до пальцев левой ноги). Это расстояние является основанием прямоугольного треугольника, а высота руки будет высотой треугольника, которая определяется расстоянием от земли до руки на фронтальном плане тела. Гипотенузой треугольника является трость + часть предплечья. На основании этих данных была выведена формула, с помощью которой можно легко определить длину трости. Длину шага можно измерить при хождении по мокрому песку и по таблице определить нужную длину трости.

Например: Длина шага (см) =37,5, Высота руки (см) = 100, Длина трости (см) = 95.

Как правильно держать трость?

Незрячий берет ручку трости в обхват. Ручка должна быть вытянута наискось вперед и вниз; кисть руки должна находиться на 30— 40 см впереди тела, ладонь - повернута к полу, большой палец вытянут вдоль трости.

Техника использования трости.

Существует несколько приемов.

1. Прием «касание» - предплечье руки, держащей трость, прижать к телу, кисть руки располагается на уровне пояса в сагиттальной плоскости. При каждом движении кисти наконечник трости слегка касается земли. При движении трость должна исследовать пространство перед ногой, которая будет совершать шаг. Трость должна находиться над землей на высоте 3—5 см.

2. Прием «скольжение» - в замкнутом пространстве (в помещении).

3. Прием «маятник» - в свободном пространстве.

При посадке за стол слепой держит трость вертикально, чтобы не мешать другим, затем подходит вплотную к столу, ногой определяя его положение, одновременно свободной рукой находит край стола, соотнося ею положение с положением стула, и садится.

При посадке на скамейку слепой держит трость левой рукой, определяет край сидения ногой, фиксируя это положение рукой, находит спинку скамьи и садится.

Основой безопасного движения является навык, с одной стороны, и соблюдение правил передвижения, с другой.

Рука, опущенная вниз и выдвинутая несколько вперед, может предотвратить от столкновения с предметами.

Для того, чтобы взять предмет с полки, слепой ребенок не должен наклоняться вперед, а присесть на корточки, расположив руку перед лицом на расстоянии 20 - 25 см. Этот прием предупреждает столкновение с предметами. Для защиты лица и головы следует руку в слегка согнутом состоянии поднять до высоты плеча, ладонь при этом повернута наружу.

Организация работы с тростью.

Использование трости как важного вспомогательного средства в обучении слепых дошкольников ориентировке впервые началось в последние 2—3 года. Даже слепые подростки и взрослые с большой неохотой берут трость в руки. Ложная стыдливость, а также нездоровый интерес окружающих людей к человеку с «белой тростью» становится непреодолимым препятствием для ее использования в ориентировке незрячих в свободном пространстве.

Опыт работы зарубежных и отечественных Центров реабилитации инвалидов детства (по зрению) убедительно доказал, что преодоление негативного отношения к трости связано с необходимостью ее использования в сенситивный период развития ребенка с учетом особенностей его возрастного развития. Опыт работы Центра показал, что включение трости в процесс обучения ориентировке слепых детей предполагает формирование у них интереса к «волшебной палочке», которая помогает ребенку расширить восприятие окружающего пространства, самостоятельно найти упавшую игрушку, обойти препятствие, на пути и др.

Тифлопедагог, подбирая трость - «волшебную палочку». - по росту ребенка, обыгрывает ситуацию. Трость органически включается в игру, связанную с передвижением ребенка вначале в знакомом, а затем и в незнакомом пространстве.

Родители убеждаются в необходимости использования трости в домашних условиях, в транспорте.

В результате к моменту поступления ребенка в специальную школу трость становится незаменимым вспомогательным средством восприятия незрячим человеком окружающего пространства.

Оборудование кабинета тифлопедагога по социально-бытовой и пространственной ориентировке

Общее оборудование кабинета:

- фланелеграф для фронтальной и индивидуальной работы; специальные тифлологииеские приборы и вспомогательные средства, применяемые для обучения слепых и слабовидящих ориентировке в пространстве (трости, звуковые сигнализаторы, ориентиры, тактильные дорожки, звуковая наглядность у входа в помещения);

- примерный список литературы по обучению детей ориентировке;

- тесты для проверки умений и навыков по ориентировке; альбом по совместной ориентировке со зрячим взрослым и сверстником;

- экспериментальная программа по обучению ориентировке.

Дидактический материал по обучению ориентировке:

- модели игровых комнат - спальни, кухни, группы, планы этих помещений и план окружающей местности;

- наглядные, пособия, формирующие представление об объектах,встречающихся в замкнутом и открытом пространствах и за пределами детского сада (модели транспорта, включая метро, модели общественных мест - ателье, почта, аптека); модели основных типовых заданий, решеток и других объектов, наполняющих улицу;

- специальные альбомы по восприятию предметов разной величины и объема, наполняющих пространство.

Наглядные пособия по социально-бытовой ориентировке:

- предметы домашнего обихода натуральные, например, одежда, кухонные принадлежности, бытовая техника и др.,

- модели-игрушки, плоскостное изображение, контурное;

- тифлологические приборы для ориентировки в быту и самообслуживания (дозаторы, игловдеватели и др.), изготовленные промышленностью и тифлопедагогом.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ РЕБЕНКА СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

I. Пространственно-различительная деятельность сохранных анализаторов

1. Исследование развития зрительного восприятия.

Овладение сенсорными эталонами.

Оборудование: набор фигур различного цвета, формы, величины.

Задания:

- назови известные тебе геометрические фигуры;

- отбери только круг, квадрат, треугольник и др.;

- выложи фигуры в ряд так, чтобы сначала были большие фигуры, за ними - меньшие, затем самые маленькие;

- какого цвета эти фигуры? Найди одинаковые по цвету.

Зрительное восприятие предметов и соотнесение их с изображением на рисунке.

Оборудование: набор картинок, изображающих предметы окружающего пространства в цвете, силуэте, контуре (мебель, игрушки, посуда).

Задания:

- внимательно осмотри комнату; назови какие предметы в ней находятся;

- найди эти предметы на картинках;

- что еще узнал на картинках?

Восприятие пространственной перспективы в реальной жизни и на рисунке.

Оборудование: цветные картинки с изображением предметов в перспективе.

Задания

- покажи что находится ближе к тебе, дальше (стол или шкаф);

- какие предметы на картинке находятся ближе, какие дальше, как это определил?

2. Исследование развития слухового анализатора.

Локализация источника звука.

Оборудование: звучащие предметы - колокольчики, погремушки.

Задания:

- укажи рукой, где звучит колокольчик, покажи его движение;

- запомни, как двигался колокольчик, а когда он замолчит, покажи его рукой.

Предлагаются самые простые перемещения: вправо, влево, вверх, вниз. Частичновидящие выполняют задания с закрытыми глазами.

Слуховые представления, наполняющие пространство.

Оборудование: набор пластинок «Театральные шумы».

Задания:

- угадай, что я делаю (переливание воды из чашки в чашку);

- узнай, какие животные и птицы у нас в гостях (звукоподражание голосам животных, прослушивание записи на пластинках).

Узнавание на слух действий, совершаемых человеком.

Задание:

Поиграем в прятки с мишуткой. Он непоседа, он все время чем-то занят. Угадай, чем занят он сейчас. (Педагог передвигает стул, закрывает дверь, листает книжку, имитирует настроение голосом.)

3. Исследование развития осязательного восприятия и мелкой моторики руки.

Способ и культура осязания.

Проверяется в наблюдении за деятельностью ребенка со знакомыми и незнакомыми предметами.

Узнавание различных поверхностей.

Оборудование: мелкие предметы и игрушки, сделанные из различных материалов (ткань, дерево, стекло, металл, пластмасса).

Задания:

- игра «Чудесный мешочек». В мешочке находятся различные мелкие предметы. Узнай игрушку и скажи, из чего она сделана;

- игра «Домино». Посмотри здесь разные поверхности. Давай будем искать одинаковые.

Узнавание и различение с помощью осязания геометрических форм.

Оборудование: вкладыши геометрических фигур.

Задание:

Мы попали в волшебную страну геометрических фигур. Узнай их, назови, найди каждой свое место.

Владение карандашом, кистью, ножницами.

Ребенку предлагается нарисовать забор, мяч, дом карандашом и кистью раскрасить. Вырезать салфетку для Мишутки.

Сила и точность мелкой мускулатуры руки.

Ребенку предлагаются различные игры пальчиками поочередно на каждой руке, застежки, шнуровки, завязки.

4. Исследование развития обоняния:. Оборудование: набор различных запахов.

Задания:

- узнай по запаху, кто это;

- покажи рукой, откуда ты чувствуешь запах.

II. Представления о предметах, наполняющих замкнутое пространство

Оборудование: предметы, игрушечной мебели, рельефные картинки, соответствующие предметам, находящимся в комнате

Задания:

- мы в гостях у кукол; рассмотри их мебель, скажи, как называется каждый предмет;

- сделай для них комнату в коробке; слева поставь кровать, справа - шкаф, посредине - предмет, который представляет собой деревянную крышку на четырех ножках;

- скажи, какие настоящие предметы, находящиеся в комнате, похожи на предметы кукольной мебели;

- найди в комнате предмет, у которого была бы спинка, сиденье и четыре ножки;

- рассмотри картинку, назови предметы, которые тебе знакомы.

III. Ориентировка на своем теле и телах близких людей, ориентировка в микропространстве

Оборудование: мелкие предметы, лист бумаги или фланелеграф.

Задания:

1. Называние и показ частей собственного тема и лица:

- назови и покажи части твоего тела и лица;

- покажи и назови то же на кукле.

2. Пространственные понятия:

- определи различные стороны относительно себя; покажи правую (левую) руку;

- скажи, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу);

- покажи направления от себя: вперед-впереди, назад-сзади, направо-справа (игры «Куда бросили мяч?», «Найди соседа»);

- определи расположение предметов относительно себя - впереди, перед, за, сзади, слева, вверху (игра «Отыщи игрушку»);

- определи, чей мяч укатился дальше (узнают по звуку), 'игра «Кто ближе к домику?»; - поставь игрушку на стол, под стол и т. д.

3. Ориентировка на плоскости листа.

- разложи предметы по порядку слева направо;

- нарисуй линии сверху вниз.

4. Ориентировка на плоскости стола:

- найди середину стола, расставь предметы по краям стола, покажи углы;

- накрой стол для кукол (для обеда, для чая); скажи, где стрит чашка, где лежит ложка.

IV. Представления об окружающем пространстве

Задания:

- опиши свою комнату. Правильность рассказа подтверждается родителем, а также выясняется умение ориентироваться в домашних условиях и владение способами безопасного и легкого передвижения);

- расскажи, где расположены групповые помещения (игровая комната, спальня, туалет, раздевалка

- игра «Найди свой шкафчик (кровать, полотенце, любимую игрушку)

V. Проявление интереса к пространству фиксируется в ходе наблюдений.

VI. Исследование общей моторики,особенностей позы и походки, навыков совместной ориентировки со зрячими.

В ходе наблюдений и бесед с медперсоналом выясняется состояние общей координации ребенка, особенности его передвижения, нарушение позы и наличие навязчивых движений, страха пространства. Ребенку предлагается пройти прямо, повернуться, нагнуться, присесть, найти игрушку. Следует включать ребенка в игровую ситуацию и трудовую деятельность.

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение слепых дошкольников пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специализированного детского сада для детей с тяжелой зрительной патологией и главным условием подготовки к школе. Выпадение зрительного восприятия или его глубокое нарушение значительно тормозят развитие дошкольника. У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем предметном мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом целенаправленном обучении. Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые они приобретают во время ознакомления с окружающим, в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности. Эти знания служат базой и основой для развития у слепого дошкольника пространственных представлений.

Первоочередной задачей тифлопедагога, работающего с незрячими детьми, является выявление исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке, сенсорного и общего развития, необходимого для обучения, индивидуальных особенностей овладения пространством и причин возможного отставания, а также правильное планирование своей работы по обучению ориентировке в пространстве.

В ходе обследования педагогом используются различные методы:

- наблюдения (в игре выявляются предметные действия, на занятиях физкультурой - поза и развитие общей моторики и т. д.);

- беседа с ребенком и родителями (выявление навыков ориентировки в домашних условиях);

- педагогический эксперимент (изучение ориентировки в микропространстве).

Для обследования ребенка используются натуральные предметы, их макеты и модели, цветное и контурно-силуэтное изображение предметов и вещей, окружающих ребенка в реальной жизни (мебель,посуда, одежда).

Обследование незрячих дошкольников проводится только в игровой форме, предлагаемые задания, должны быть четко сформулированными и доступными пониманию дошкольника.

При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составляется карта обследования и определяется уровень сформированности умений:

0 уровень - у ребенка нет никаких навыков ориентировки, предлагаемые задания не выполняются;

I уровень задания выполняются с грубыми ошибками, необходима словесная и практическая помощь педагога;

II уровень - при выполнении заданий есть неточности, ребенок нуждается в некоторой корректировке педагога;

III уровень - задания выполняются правильно.

Детальный анализ данных обследования выявляет уровень готовности к обучению ориентировке каждого ребенка и дает возможность объединить детей в подгруппы, требующие дифференцированного подхода в организации занятий. Все материалы обследования соотносятся с данными наблюдений врача ЛФК, воспитателей, родителей и определяется роль и место каждого специалиста в комплексном процессе обучения слепого дошкольника.

Анамнестические данные

1. Фамилия, имя, отчество ребенка.

2. Возраст.

3. Диагноз.

4. Состояние зрительного анализатора

- острота зрения,

- поле зрения,

- цветовое зрение,

- время потери зрения,

- предполагаемые причины

5. Сопутствующие заболевания.

6. Назначения медиков

7. Условия семейного воспитания и отношение родителей к дефекту ребенка.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА

Раздел I. Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению ориентировке,

1. Ориентировка при помощи остаточного зрения:

А. Овладение сенсорными эталонами:

- цвета

- формы

- величины.

Б. Зрительное восприятие предметов и соотнесение их с изображениями на рисунке:

- узнавание натуральных предметов, наполняющих знакомое ребенку пространство;

- узнавание изображений предметов в цвете, контуре и силуэте, их соотнесение.

- владение нестереоскопическими способами изображения пространства:

- оценка удаленности предметов в реальной жизни и на рисунке.

2. Ориентировка при помощи слуха:

А. Локализация источника звука с указанием его направления.

Б. Слуховые представления, наполняющие пространство:

- журчание воды,

- шум машин, ветра, дождя,

- голоса домашних животных и птиц.

В. Узнавание на слух действий, совершаемых человеком:

- открывание и закрывание двери,

- передвигание стула,

- действия с игрушкой (кубики, пирамидки, таймер),

- определение настроения по интонации.

3. Ориентировка при помощи осязания и развития мелкой моторики руки:

А. Способ осязания:

- одной или двумя руками,

- ладонью,

- пальцами.

Б. Культура осязания:

- планомерность или хаотичность восприятия,

- активность или пассивность.

В. Узнавание различных поверхностей и материалов:

- дерево,

- ткань,

- бумага,

- металл,

- стекло,

- пластмасса.

Г. Узнавание и различение с помощью осязания различных геометрических форм:

- квадрат,

- круг,

- треугольник,

- прямоугольник,

- овал.

Д. Владение карандашом, ножницами, кистью.

Е. Сила и точность мелкой мускулатуры:

- умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки (умение застегивать, завязывать, шнуровать);

- умение контролировать собственные движения.

4. Ориентировка при помощи обоняния:

- узнавание запахов,

- локализация запахов.

Примечание. В процессе обследования уточняется, какой из анализаторов является у ребенка ведущим, в какой мере он использует одновременно сохранные анализаторы.

Раздел II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве.

1. Узнавание частей тела, название, показ.

2. Способность к выполнению заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий:

А. От себя:

- слева,

- справа,

- вверху,

- внизу,

- между,

- над, под,

- в один ряд, в два ряда

Б. От предмета:

- слева

- справа и т. д.

3. Ориентировка на плоскости листа:

- верх-низ,

- слева-справа,

- раскладывание предметов по порядку слева направо,

- рисование в направлении сверху вниз.

Ориентировка на плоскости стола:

- расположение предметов и воспроизведение узоров (сначала в центре, затем - по углам);

- умение обращаться с предметами быта (сервировка стола, действие с посудой и т. д.).

Раздел III. Представления о предметах, наполняющих замкнутое пространство.

1. Название предметов мебели и игрушек после их зрительного или осязательного обследования.

2. Узнавание предметов по описанию педагога, узнавание моделей и рельефного изображения.

Раздел IV. Представления об окружающем пространстве (знакомое помещение).

1. Знает ли расположение" групповых помещений? (Раздевалка, игровая комната, спальня, туалет).

2. Предметная наполняемость пространства: количество названных предметов, соответствует ли оно действительности, место шкафчика, кровати, место за столом, место полотенца, размещение игрушек.

3. Пространственная соотнесенность предметов (указывает лиребенок место положения предметов).

4. Умение ориентироваться:

- по словесному указанию,

- самостоятельно на основе образов памяти.

5. Владеет ли навыками безопасного и легкого передвижения впространстве?

Раздел V. Проявление интереса как мотива обучения пространственной ориентировке.

1. Проявляет ли интерес к новому пространству, в какой форме (задает вопросы, самостоятельно обследует, проявляет интерес к отдельным предметам)?

2. Проявляет ли интерес к предлагаемым вопросам, заданиям?

Раздел VI. Состояние общей моторики, особенности позы походки ребенка со зрительной патологией и совместная ориентировка со зрячими (взрослыми и сверстниками).

1. Состояние координации движений:

- дифференцированность или недифференцированность движений

- координация рук, ног.

2. Скорость движения:

- умеренная,

- замедленная.

3. Нарушение способов передвижения:

- «гусиный шаг»,

- походка «страуса»,

- длина шага (нормальный, семенящий), .

- положение стопы при ходьбе,

4. Ритмичность или аритмичность движения.

5. Нарушение позы:

- стоя,

- сидя,

- при ходьбе,

- при обследовании предметов.

Наличие навязчивых движений, их типизация.

6. Наличие страха пространства.

7. Положение слепого ребенка при ходьбе в паре со сверстником и взрослым.

8. Совместная ориентировка в игровой и трудовой деятельности.

Наши рекомендации