Словесные методы изложения

К словесным методам изложения принято относить рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию.

Продолжительность рассказа должна быть не более 10—15 мин для начальных классов и 30—40 — для старших. Особую роль здесь играют наглядные средства, внесение элементов беседы, а также подведение итогов и выводов к сказанному.

Учебная лекция применяется обычно в старших клас­сах. Ее отличают экономичность во времени, большая научная строгость в изложении учебного материала и ог­ромное воспитательное значение для учеников. Как пра­вило, темами для лекций являются фундаментальные разделы учебного курса. Лекция допускает использова­ние кинофильмов, демонстрацию наглядных пособий и проведение опытов. Очень часто во время лекций учи­тель может обращаться к классу с вопросами, которые возбуждают интерес ребят. Так создаются какие-либо проблемные ситуации, затем учитель предлагает классу их разрешить.

Еще одним словесным методом является беседа. Ха­рактерный признак беседы — участие в ней как учителя, так и ученика. Учитель может задавать вопросы, а уче­ники на них отвечают. Существует не­сколько видов беседы: катехизическая, эвристическая, проверочная.. Катехизическая беседа в переводе с греческого языка, означает «я поучаю, я наставляю».Эвристическая беседа в переводе с греческого языка означает «я нахожу». Новые знания при его использовании приобретаются благодаря усилиям прежде всего учеников. Получают они их в процессе самостоятельного мышления.

Катехизическая беседа способству­ет развитию памяти и мышления учеников. В тот момент, когда ученики отвечают на вопросы учителя, они опира­ются уже на полученные ранее знания. Таким образом, происходит их переработка и систематизация. Использу­ется этот метод для проверки знаний учеников. Что же касается эвристической беседы, то она направ­лена на получение учениками новых знаний. Во время такой беседы развиваются и логические способности са­мостоятельного мышления.

Проверочная беседа служит для контроля уровня знаний учащегося. Знания ученика должны быть выражены не только в его собственной манере, но и со своими примерами. И учитель может убедиться, что ученик мыслит самостоятельно и понимает, о чем он говорит, а не просто заучивает темы.

Герме­ническая беседа. Главная цель этого мето­да — научить ребенка самостоятельно пользоваться кни­гами, моделями, картинами. Кроме того, с помощью такой беседы учитель учит и направляет своих подопеч­ных на правильное понимание и толкование текстов. Как и при остальных видах, в герменической беседе применя­ется вопросно-ответная форма. К этому виду беседы относят и объяснительное чтение.

2. Наглядные методы

Наглядные методы обучения способствуют усвоению учебного материала. Как правило, наглядные методы не используются отдельно от словесных и практических. Они предназначены для наглядно-чувственного знаком­ства с различного рода явлениями, предметами, процес­сами и т.д.

Наглядные методы принято делить на две группы:

- методы иллюстраций- Метод иллюстраций характеризуется показом различ­ного рода иллюстративных пособий, таблиц, схем, зарисо­вок, моделей, плакатов, картин, карт и т.д.

- методы демонстраций.Метод демонстраций — включением в учебный процесс приборов, опытов, кинофильмов, технических установок, диафильмов и т.д.

Используя наглядные методы, необходимо учитывать некоторые особенности:

♦ прежде всего надо брать во внимание возраст школьников;

♦ во всем должна быть мера, в том числе и при ис­пользовании наглядных пособий,

♦ наглядные пособия необходимо показывать так, чтобы их было видно каждому учащемуся;

♦ наглядные пособия призваны побуждать школьни­ков самим искать в них необходимую информацию.

Практические методы

♦ упражнения;

♦ лабораторные работы;

♦ практические работы.

Упражнения — многократные выполнения действий, как устных, так и практических, направленных на повышение их качества и овладение ими. Упражнения необходимы абсолютно для каждого предмета, поскольку они информируют умения и закрепляют полученные знания.

По степени самостоятельности учащихся это:

♦ воспроизводящие упражнения, т.е. способствую­щие закреплению учебного материала;

♦ тренировочные упражнения, т.е. использующиеся для применения новых знаний.

Еще один вид практических методов — лабораторные работы, т.е. проведение школьниками опытов по зада­нию и под руководством учителя.

Проведение практических работ: связано с заверше­нием изучения крупных разделов.

Дидактические игры

Дидактической игрой принято считать такой вид учебной деятельности, который моделирует какой-либо изучаемый объект, явление, процесс. Дидактическая игра стимулирует в школьнике его познавательный интерес и активность. Главным ее отличием является то, что ее предмет — деятельность человека.

Наши рекомендации