Словесные методы изложения
К словесным методам изложения принято относить рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию.
Продолжительность рассказа должна быть не более 10—15 мин для начальных классов и 30—40 — для старших. Особую роль здесь играют наглядные средства, внесение элементов беседы, а также подведение итогов и выводов к сказанному.
Учебная лекция применяется обычно в старших классах. Ее отличают экономичность во времени, большая научная строгость в изложении учебного материала и огромное воспитательное значение для учеников. Как правило, темами для лекций являются фундаментальные разделы учебного курса. Лекция допускает использование кинофильмов, демонстрацию наглядных пособий и проведение опытов. Очень часто во время лекций учитель может обращаться к классу с вопросами, которые возбуждают интерес ребят. Так создаются какие-либо проблемные ситуации, затем учитель предлагает классу их разрешить.
Еще одним словесным методом является беседа. Характерный признак беседы — участие в ней как учителя, так и ученика. Учитель может задавать вопросы, а ученики на них отвечают. Существует несколько видов беседы: катехизическая, эвристическая, проверочная.. Катехизическая беседа в переводе с греческого языка, означает «я поучаю, я наставляю».Эвристическая беседа в переводе с греческого языка означает «я нахожу». Новые знания при его использовании приобретаются благодаря усилиям прежде всего учеников. Получают они их в процессе самостоятельного мышления.
Катехизическая беседа способствует развитию памяти и мышления учеников. В тот момент, когда ученики отвечают на вопросы учителя, они опираются уже на полученные ранее знания. Таким образом, происходит их переработка и систематизация. Используется этот метод для проверки знаний учеников. Что же касается эвристической беседы, то она направлена на получение учениками новых знаний. Во время такой беседы развиваются и логические способности самостоятельного мышления.
Проверочная беседа служит для контроля уровня знаний учащегося. Знания ученика должны быть выражены не только в его собственной манере, но и со своими примерами. И учитель может убедиться, что ученик мыслит самостоятельно и понимает, о чем он говорит, а не просто заучивает темы.
Герменическая беседа. Главная цель этого метода — научить ребенка самостоятельно пользоваться книгами, моделями, картинами. Кроме того, с помощью такой беседы учитель учит и направляет своих подопечных на правильное понимание и толкование текстов. Как и при остальных видах, в герменической беседе применяется вопросно-ответная форма. К этому виду беседы относят и объяснительное чтение.
2. Наглядные методы
Наглядные методы обучения способствуют усвоению учебного материала. Как правило, наглядные методы не используются отдельно от словесных и практических. Они предназначены для наглядно-чувственного знакомства с различного рода явлениями, предметами, процессами и т.д.
Наглядные методы принято делить на две группы:
- методы иллюстраций- Метод иллюстраций характеризуется показом различного рода иллюстративных пособий, таблиц, схем, зарисовок, моделей, плакатов, картин, карт и т.д.
- методы демонстраций.Метод демонстраций — включением в учебный процесс приборов, опытов, кинофильмов, технических установок, диафильмов и т.д.
Используя наглядные методы, необходимо учитывать некоторые особенности:
♦ прежде всего надо брать во внимание возраст школьников;
♦ во всем должна быть мера, в том числе и при использовании наглядных пособий,
♦ наглядные пособия необходимо показывать так, чтобы их было видно каждому учащемуся;
♦ наглядные пособия призваны побуждать школьников самим искать в них необходимую информацию.
Практические методы
♦ упражнения;
♦ лабораторные работы;
♦ практические работы.
Упражнения — многократные выполнения действий, как устных, так и практических, направленных на повышение их качества и овладение ими. Упражнения необходимы абсолютно для каждого предмета, поскольку они информируют умения и закрепляют полученные знания.
По степени самостоятельности учащихся это:
♦ воспроизводящие упражнения, т.е. способствующие закреплению учебного материала;
♦ тренировочные упражнения, т.е. использующиеся для применения новых знаний.
Еще один вид практических методов — лабораторные работы, т.е. проведение школьниками опытов по заданию и под руководством учителя.
Проведение практических работ: связано с завершением изучения крупных разделов.
Дидактические игры
Дидактической игрой принято считать такой вид учебной деятельности, который моделирует какой-либо изучаемый объект, явление, процесс. Дидактическая игра стимулирует в школьнике его познавательный интерес и активность. Главным ее отличием является то, что ее предмет — деятельность человека.