Примерные коррекционно-развивающие упражнения
«Светофор»:«Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и каждом столбце не было одинаковых кружков ».
«Игра с обручами»(формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким признакам)
Ребенок должен расположить предметы (разных геометрических форм) так, чтобы только округлые оказались внутри обруча. После этого ребенок отвечает на вопросы:
Какие фигуры лежат внутри обруча?
Какие фигуры оказались вне обруча?
Что общего у предметов, лежащих в кругу? Вне круга?
Игру с одним обручем, меняя заданный признак для группировки фигур, нужно повторить 3—5 раз, прежде чем перейти к игре с двумя или тремя обручами. Правила для классификации могут быть разные:
— расположи предметы (фигуры) так, чтобы все заштрихованные (красные, зеленые), оказались внутри обруча;
— расположи предметы (картинки) так, чтобы одушевленные оказались внутри обруча.
«Игра с двумя обручами»(формирование умения классифицировать предметы с учетом двух признаков)
Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе бумаги двумя обручами, а именно:
— внутри обоих обручей (место пересечения);
— внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии;
— внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии;
— вне обоих обручей.
Каждую из областей можно обвести карандашом. Правила для классификации могут быть разные:
— расположи фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии — все угольные;
— разложи картинки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии — все маленькие животные. Начиная заполнять внутреннюю часть круга из прерывистой линии, заштрихованные угольные фигуры располагают вне обруча из черной линии, а остальные заштрихованные фигуры вне обруча из прерывистой линии, в результате чего пересечение обручей остается пустым.
Важно привести ребенка к пониманию того, что есть фигуры, обладающие обоими свойствами одновременно. С этой целью задаются вопросы:
Какие фигуры лежат внутри обруча из черной линии? Вне его?
Какие фигуры лежат внутри обруча из прерывистой линии? Вне его? Внутри обоих обручей?
Это упражнение целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру.
Упражнение «Игра с тремя обручами» (из черной, прерывистой и волнистой линий) направлено на формирование умения классифицировать предметы по трем признакам и работа над ним строится аналогично предыдущей.
Приложение 7
Домашняя игротека
Игры на кухне
Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.
• Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
• Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла — все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!
• Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер... Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.
• Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т.д.
• Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).
• Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
• Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [с]: салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
• Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [ч] — чашки, чайник, а затем со звуком [л] — ложки, вилки, салатник и т.д.
• Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?
Буквы из всего
Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.
Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.
Во дворе:
— рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;
— придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;
— выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п. В лесу:
— ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка — это [л], а если ее вот так соединить — получится [о];
— узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на [т], а эта черничка — на [о]»).
Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.
Приложение 8
План работы клуба «Педагогика для всех»
Форма проведения: «круглый стол». Заседание 1 (июнь)
Тема «Особенности развития речи детей дошкольного возраста».
Вопросы к обсуждению
1. Результаты работы психолого-медико-педагогической комиссии. Комплектование групп (заведующий ДОУ).
2. Психологические особенности детей с недостатками речи (психолог).
3. Причины и характеристика речевых дефектов у дошкольников (учитель-логопед).
4. Организационные вопросы (заведующий ДОУ).
Заседание 2 (сентябрь)
Тема «Содержание коррекционно-развивающего обучения»
Вопросы к обсуждению
1. Программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса (заместитель заведующего ДОУ).
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в реализации содержания коррекционно-развивающего обучения (заместитель заведующего ДОУ).
3. Работа учителя-логопеда в специальной группе (цели, задачи, организационные формы) (учитель-логопед).
4. Особенности работы воспитателя в логопедической группе (воспитатель).
5. Рекомендации психолога и логопеда родителям (психолог и учитель-логопед).
6. Обсуждение, обмен мнениями.
Заседание 3 (ноябрь)
Тема «Эффективные способы развития речи детей младшего дошкольного возраста» Вопросы к обсуждению
1. Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста (объем словаря, словообразование, связная речь).
2. Взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции.
3. Обучающий практикум «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»:
— пальчиковый игротренинг (учитель-логопед);
— точечный и общий массаж рук (воспитатель).
4. Обсуждение, обмен мнениями.
Заседание 4 (январь)
Тема «Психологические особенности детей с недостатками речи»
Вопросы к обсуждению
1. Специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников (психолог).
2. Развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр (воспитатель).
3. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников средствами продуктивной деятельности (воспитатель).
4. Выставка детских работ.
5. Обсуждение, обмен мнениями.
Заседание 5 (март)
Тема «Подготовка к школе детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Вопросы к обсуждению
1. Психологическая готовность ребенка к школе (психолог).
2. Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с недостатками речи (учитель-логопед).
3. Формирование графических навыков и умений — эффективная подготовка руки ребенка к письму (воспитатель, учитель-логопед).
4. Тренинг «Игровая терапия в подготовке детей к школе» (психолог).
5. Проблемная ситуация: «Я считаю, что мой ребенок (не) готов к школе, потому что ...».
Заседание 6 (май) — итоговое
Вопросы к обсуждению
1. Анализ результатов коррекционной работы за год по направлениям (учитель-логопед, психолог, воспитатель).
2. Тест для родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ?» (заместитель заведующего).
Приложение 9