Ориентировка в пространстве

Занятие 1

Закреплять и развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью услов ных обозначений (стрелок-указателей движения), планов, маршрутов, схем.

Учить определять направление движения объектов, отражать в речи их взаимное располо жение; моделировать пространственные отношения с помощью плана, схем.

Занятие 2

Закреплять умение правильно ориентироваться в пространстве.

Уточнить понятия «вверху - внизу», «слева - справа», «выше - ниже», «правее - левее». |

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Занятие 3

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Учить находить точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места: пра вый (левый), верхний (нижний) край листа; левый верхний (нижний), правый верхний (нижнш углы.

Упражнять в составлении композиций (орнаментов).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Занятие 1

Закреплять представление о последовательности дней недели, времен года, месяцев.

Развивать чувство времени.

Упражнять в дифференцировании длительности различных временных интервалов.

Занятие 2

Формировать понимание временных отношений «сначала - потом», «до - после», «рани ше - позже», «в одно и то же время».

Учить пользоваться этими понятиями в жизни. Познакомить с часами и их назначением.

Занятие 3

Формировать и закреплять понятие о движении времени, его периодичности, сменяемо сти и в то же время необратимости.

Закреплять умение определять время по часам с точностью до одного часа, устанавливал
время на макете часов с циферблатом, использовать часы в играх. j

\ 32

РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР:

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Программе содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляю­
щих: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Мир природы. \

Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу. \

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как та­ковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активно­го субъекта природы.

Природное окружение. Экологическое воспитание. Цель раздела - ознакомление детей с жи­вой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

• Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явле­ниях; о состоянии окружающей среды.

• Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).

• Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного ком­плекса.

• Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в про­цессе общения с ними.

• Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.).

• Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.

• Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

• Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.

• Развитие интереса к миру природы.

• Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.

Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и пред­почтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.

К концу года дети могут:

• Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); пред­
меты, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в поме­
щениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, ка­
прон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искус­
ственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.).

• Знать, что предметы - это творение человеческой мысли. щ

• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их ис­пользованием.

• Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий (действий восприятия).

• Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

• Иметь представление об истории создания предметов.

^*,Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и от­чества родителей; адрес детского сада.

• Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.

• Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности - защищать Родину.

• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о тра­дициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государст­венных праздниках.

• Иметь первичные представления о школе, библиотеке.

• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

• Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жиз­нью живых организмов.

• Делать элементарные выводы и умозаключения.

• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их ис­пользованием.

• Определять происхождение рукотворных предметов.

• Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.

• Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Необходимо закреплять и углублять представления дошкольников о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Знакомить с рас­тениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу.

Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современ­ного экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологиче­ской культуры личности.

Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть приро­ды); желание беречь природу. Знакомить с деятельностью людей по охране диких животных.

Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, ком­натные растения.

Расширять представление о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земно­водные и др.

Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных. Закреп­ить знания детей о животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране [ других странах.

Учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и об-юзом жизни животных. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга. Воспитывать бережное отношение к жи­вотным и растениям.

Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической И исследовательской деятельности.

Знакомить с нашей планетой (Земля - это громадный шар; на Земле есть материки: Азия, Ев­ропа, Африка и др., а также два полюса: Северный и Южный).

Знакомить с планетами Солнечной системы (Солнце - это большая горячая звезда; его роль и /IIпни человека; Солнце - источник света и тепла).

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Закреплять желание ^отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой, в рисовании, лепке и аппли­кации. г

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕМЬЕЙ КАК ЯВЛЕНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Детей необходимо знакомить с семьей, начиная с самого раннего детства на доступном их . пониманию уровне. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к семье (такой, какая она есть), к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. I Компонент интеллектуальности развития усиливает воспитание, предполагает формирование :у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, о составе семьи, :об отношениях родственников; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные ;' и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.

ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С СЕМЬЕЙ И РОДОСЛОВНОЙ

Нравственное воспитание: • продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое от­ношение к малышам, пожилым людям; умение помогать им; • объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слу­шать собеседника, не перебивать его; • развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать j в своих поступках положительному примеру.

Умственное воспитание:

1 • закреплять знание отчества ребенка, имен и отчеств родителей, дедушек, бабушек;

Е-

f • расширять и закреплять представления о родственных отношениях; познакомить с терми-

| нами родства: прабабушки, прадедушки;

Г • закреплять знание домашнего адреса и телефона;

• формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.

Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении , в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное вни­мание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных i отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний

V

[ 35

имени отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окру­жающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изо­бразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живопи­си и графики, относящимися к жанру семейного портрета.

ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О СЕМЬЕ

К концу учебного года дети могут:

• знать свое отчество, имена и отчества родителей, дедушек и бабушек;

• иметь представления о родственных отношениях; з

• иметь элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история и тра диции;

• иметь представления о родословной как истории семьи и народной традиции, характерно! для народов России;

• проявлять уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малы шам, пожилым людям, помогать им;

• понимать, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать со беседника, не перебивать его;

• иметь волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, в своих по ступках следовать положительному примеру. *

Рекомендации для родителей:

Напоминать ребенку дату его рождения и даты рождения членов семьи: Рассказывав об увлечениях родных, знакомить с их интересами. Беседовать о профессиях взрослых члена семьи, об их трудовых достижениях. Рассматривать семейные альбомы с фотографиями. Позна комить ребенка с семейными преданиями, интересными судьбами родственников, случаям] из жизни. Хранить и показывать ребенку почетные грамоты, военные ордена и медали дедо и отцов, награды и памятные знаки, имеющиеся у членов семьи.

Задания для детей:

1. Интервью для телевидения детского сада «Что такое семья и зачем она нужна». Такую ди агностику можно провести в начале учебного года, записав индивидуальные ответы детей на вн деокамеру. Желательно, чтобы дети не слышали ответы друг друга и не могли рассказать осталь ным, о чем их спрашивали. Видеозапись помогает оценить знания детей о семье и может быт использована на занятии, посвященном обобщению и закреплению представлений о семье.

2. Используя наглядные материалы (родословные, составленные совместно детьми и родите лями, образы-рисунки семьи, созданные детьми, иллюстрации пособия «Славянская семья: poj ство и занятия», фотографии из семейного альбома), показать и рассказать на элементарно уровне о том, что такое родословная, о традициях своей семьи, старинных традициях народе России, семейных поколениях.

Критерии оценки

№ п/п Критерии Баллы
Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества своих родителей. Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек. 2 2

Окончание табл.



Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.

Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двою­родный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка.

Понимает родственные отношения: родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянница, племян­ник.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, уважитель­ное отношение к окружающим людям. Старается радовать старших своими хоро­шими поступками. Проявляет волевые качества.

Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности.

Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеет элементарные представления о том, что такое родословная

2 2

Примерные уровни оценки

Наши рекомендации