Виды музыкально-педагогического материала. Упражнения

Наиболее простым видом музыкального материала, с кото­рым приходится сталкиваться ученику, начинающему учиться петь, — это упражнения. Однако упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения со­путствуют певцу на протяжении всей его творческой жизни. Трудно найти певца, который бы не уделял ежедневно хоть не­большое количество времени упражнениям.

Напомним, что под упражнением понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ ее выполне­ния. Упражнения являются основным средством при­обретения навыков, — этих автоматически протекаю­щих действий в любой сложной деятельности. Так и в вокаль­ном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. И правильное за­рождение звука, и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, — все это осваивается и закрепляется прежде всего на упражнениях. Действительно, принцип пения

legato, кантилена, беглость, скачки, пение staccato, пассажи и различные украшения усваиваются на упражнениях и потом уже совершенствуются и шлифуются на вокализах и художе­ственных произведениях.

Упражнения, построенные на коротких отрезках музыкаль­ных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз но звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок, одних и тех же музыкальных движений ведет к уста­новлению прочных навыков их выполнения. Последовательность одних и тех же движений закрепляется, образуя стереотип. В дальнейшем, встречаясь с подобной фигурацией в произве­дении, певец выполняет ее не задумываясь, автоматически верно.

Однако пение повторяющихся сочетаний звуков-попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно произво­дится с определенной целью и когда педагог или ученик оце­нивает результаты каждой попытки с точки зрения приближения ее к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки будет просто рас-певанием, разогреванием голосового аппарата. Распевание, разогревание голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий, но не ведет к совершенствованию выполнения функции. Наоборот, бездумное, формальное пение упражнений может привести к \ появлению и укреплению порочных навыков.

Всякое совершенствование функции в упражнении предпо­лагает ясно поставленную цель и непрерывный контроль за ее выполнением, только это способно сформировать нужные новые координации. Не существует упражнений «вообще», а сущест­вуют упражнения для выработки тех или иных конкретных ка­честв голоса.

Одной из наиболее распространенных ошибок молодого не­опытного педагога является пение с учеником упражнений во­обще, без ясной цели, для чего то или иное из них дается. Чаще всего начинающий педагог дает те упражнения, которые ему в свое время давал его учитель. Между тем этот учитель давал их в результате анализа тех недостатков, которые слы­шал в голосе ученика, и хотел их исправить. Механический же перенос на ученика упражнений, когда-то принесших пользу самому молодому педагогу, является большой и непроститель­ной ошибкой.

Педагог, прослушав ученика и составив себе ясное представ­ление о недостатках звукообразования или звуковедения, исхо­дя из этих недостатков должен давать те или иные упражнения с целью их исправления. Поэтому упражнения всегда должны быть индивидуально направлены и никогда н-г должны носить стандартный характер. Конечно, существуют определенные типы упражнений, вокальных движений, которые

нужны всем ученикам, но и их надо давать исходя из индиви­дуальных качеств голоса ученика, имея перед собой ясно по­ставленную цель.

Упражнений существует великое множество. В каждой шко­ле пения приводятся десятки и даже сотни упражнений. Все они имеют определенную конкретную педагогическую направ­ленность, которая часто указывается перед упражнением. «Уп­ражнения подготовительные к трели», «упражнения на фор­шлаги», «упражнения для выравнивания гласных» и др. Часто сама фактура упражнения говорит о том, для какой цели оно предназначено.

Обычно сборники упражнений охватывают все виды вокаль­ных движений, которые следует освоить в процессе обучения: гаммы, интервалы, арпеджии, пассажи, украшения и т. п., а также все виды вокализации: технику кантилены, технику бег­лости, филировку и др. Как правило, сборники упражнений содержат упражнения, расположенные в порядке возрастания их трудности, от самых легких до самых трудных, а виды тех­ники даются в чередовании.

В нашу задачу не входит рассмотрение или описание различ­ных школ пения, упражнений, которые к ним прилагаются, или просто специализированных сборников упражнений. Мы позво­лим себе лишь перечислить наиболее интересные, значительные и доступные сборники упражнений:

Варламов А. Е. Полная школа пения. М., Музгиз, 1953.

Владимирова М. В. В сборнике «Вопросы вокальной педагогики», вып. II, М., «Музыка», 1964.

Виардо-Гарсиа П. Час упражнений, ч. I и П. М., Музсектор, 1924.

Г а р с и а М. Школа пения. М., Музгиз, 1957.

Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.—Л., Музгиз, 1951.

Глинка М. Школа пения для сопрано. Журнал «Советская музыка», № 9, 1953.

Додонов А. Руководство и правильная постановка голоса, развития и укрепления голосовых органов и изучения искусства пения, ч. I и II (практическая). М., 1891, 1907.

Д онец-Тессейр М. Э. Сборник упражнений для развития техники легких женских голосов, ч. I, II, III, IV. Киев. Мистецтво, 1961—1963.

Дюп р е Ж- Школа пения. М., Музгиз, 1955.

ЛампертиФ. Искусство пения. М., 1923.

Ламперти Ф. Первоначальные упражнения и вокализы. Спб., изд. Бесселя.

Назаренко И. К- Искусство пения. Хрестоматия. М., «Музыка», 1963.

Нежданова А. В книге: В. Подольская. Нежданова и ее уче­ники. М., Музгиз, 1960.

Рождественская В. Ф. В сборнике «Вопросы вокальной педаго­гики», вып. II, «Музыка», 1964.

Трояновская А. 100 вокальных упражнений (с пояснительным тек­стом). М., Музгиз, 1934.

Фучито С. и Бене р. Б. Искусство пеиия и вокальная методика Э. Карузо. Л., «Тритон», 1935.

В каждом классе пения можно услышать типичные, относи­тельно стандартные упражнения, но там же мы находим и группы специальных упражнений, специфических для метода данного педагога. Среди них есть весьма оригинальные и цен­ные находки, которые, однако, как правило, не фиксируются и лишь передаются ученикам по живой преемственности.

И системы упражнений, и требования к их исполнению в различных классах обычно сильно рознятся друг от друга, по­этому нет возможности их как-то описать и классифицировать1. Однако мы считаем необходимым остановиться на упражне­ниях для начинающих, которые, вне зависимости от метода пе­дагога, должны удовлетворять некоторым общим требованиям.

Упражнения для начинающих должны быть пре­дельно просты в музыкальном отношении, чтобы не занимать внимания ученика в процессе их исполнения. Они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть рит­мически простыми и мелодически ясными.

Для мало музыкально развитых учеников, для учеников, приехавших из отдаленных районов наших национальных 'рес­публик, очень хорошо давать упражнения, построенные на ин­тонациях народных песен соответствующих народностей. Ча­сто ученик плохо схватывает обычные упражнения, проигры­ваемые ему на 'рояле, и производит впечатление музыкально малоспособного, но он, оказывается, прекрасно поет более сложные мелодии с голоса, держит верно тональность, если они построены на. материале близких ему народных песен.

Упражнения для начинающих должны быть вокально-тех-нически несложны; не содержать больших интервалов, не ох­ватывать большой отрезок диапазона голоса, не требовать для своего исполнения большого звука и длинного дыхания и дол­жны петься в умеренном темпе. Вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло с аккомпане­ментом.

_ Конкретный подбор упражнений для начинающих зависит от метода, которым в основном пользуется тот или иной вокаль­ный педагог, и от особенностей 'звучания голоса, его недостат­ков у ученика. Все же мы считали возможным привести в нот­ном приложении группу упражнений для начинающих, взятых из практики некоторых современных педагогов и из существую-

Виды музыкально-педагогического материала. Упражнения - student2.ru 1 В приложении мы помещаем ограниченное количество упражнений,, которые мы можем рекомендовать для развития разных видов техники, а также упражнения для начинающих. К упражнениям даются краткие ком­ментарии.

щих ,сборников упражнений. Приводя эти упражнения мы рас­считываем на их ^пользование молодыми педагогами и сту­дентами, имеющими педагогическую практику.

Вокализы

Вокализы представляют собой тот музыкальный мате­риал, который употребляется большинством педагогов ,как пе­реходный от упражнений к художественным произведениям. Вокализы вполне соответствуют этюдам в других видах музы­кального искусства. Это музыкальные произведения, написанные с определенной технической зада­чей. Вокализы, как и этюды, всегда имеют целью выработку тех или иных технических 'качеств, имеют узкопедагогическую направленность. Этим они схожи с упражнениями, однако от последних они отличаются тем, что являются настоящими му­зыкальными произведениями |со 'всеми свойственными им ха­рактерными чертами. Вокализы поются либо на один гласный звук, т. е. вокализируются, либо с названиями нот — сольфед-жируются.

Вокализ несет определенное 'музыкальное содержание, име­ет законченную музыкальную форму, создает у слушателя оп­ределенные музыкальные переживания. Тот технический эле­мент, который всегда присутствует в вокализе, обычно бывает растворен 'в музыкальном содержании и не воспринимается как самоцель. Поэтому вокализ слушается как музыкальное произ­ведение без слов.

Отсутствие текста отличает его от обычных вокальных худо­жественных произведений — от романсов, песен 'и арий. Таким образом, вокализ выступает как чисто музыкальное вокальное произведение, не усложненное поэтическим текстом.

Именно это отсутствие слова и технический элемент, который заключен в вокализе, делают его ценным материалом для воспитания голоса. Вокализ позволяет приме­нять и шлифовать те навыки звукообразования и звуковедения, которые ученик приобрел на упражнениях. Певец в вокализе попадает в условия 'как бы инструментального пения, что за­ставляет его полностью использовать музыкальные вырази­тельные средства. Перед певцом стоит задача выразительного исполнения музыкального произведения чисто вокальными средствами, что обостряет его музыкальное чувство, заставляет внимательно следить за музыкальностью фразы, учит чувство­вать музыкальную форму. Здесь нет возможности подменить музыкальную выразительность речевой, «спрятаться за выра­зительное слово». Поэтому вокализы приучают особенно вни­мательно относиться к музыкальному тексту, ко всем ремаркам автора, что так полезно для будущего пения художе­ственных произведений с текстом.

Виды музыкально-педагогического материала. Упражнения - student2.ru Отсутствие речевого текста для большинства учащихся яв­ляется значительным облегчением в пении. Оно позволяет кон­центрировать внимание на правильности звукообразования и звуковедения. Наличие в вокальном произведении словесного текста усложняет 'задачу точного образования звука и выпол­нения технических приемов. Произношение слова все время создает дополнительные трудности, прибавляющиеся к трудно­стям музыкальным. Кроме хода голоса по интервалам, кроме выполнения различных типов вокализации, надо еще все время менять гласные и успевать произносить согласные, доносить мысль. Как мы уже знаем, — это факторы, которые обычно на­рушают верное голосообразование у молодого певца.

Особенно затруднительно ' для неопытного ученика само выразительное слово, а не отдельные слоги, которые произно­сят, например, при сольфеджировании вокализов. Слово, хоро­шо произнесенное, всегда имеет стремление приблизиться к ре­чевому, так как стереотипы слов в речи чрезвычайно прочны. Но слово певческое и речевое сильно разнятся между собой, поэтому включение слова всегда в той или иной ;мере больше выбивает неопытного певца из вокальной линии, чем произне­сение отдельных слогов, не несущих смысла (например, назва­ния нот).

Таким образом, вокализы действительно являются хоро­шим переходным 'материалом от упражнений к художественным произведениям с текстом для всех учеников. Тем более что они написаны с определенной пе­дагогической задачей и позволяют отрабатывать те элементы технологии, в которых более всего нуждается ученик на дан­ном этапе своего развития. Мы считаем, что в целесообразно­сти вокализов сомневаться не приходится.

Однако существует иное мнение: что вокализы ; представ­ляют собою произведения с искусственно нагроможденными трудностями, что они имеют малую художественную ценность, не воспитывают вкуса певца и т. п. Педагоги, придерживаю­щиеся такого мнения, предпочитают сразу после упражнений давать легкие художественные произведения с текстом.

Конечно, в воспитании голоса можно обойтись и без вока­лизов. Это относится в первую очередь к тем ученикам, кото­рые от природы обладают хорошим вокальным словом, для ко' торых пение слов ни в малейшей степени не нарушает вокала. Можно начать петь упражнения с сольфеджированием, со сло­вами и непосредственно перейти к 'легким произведениям. На­конец, возможно, минуя и упражнения, начать обучение сразу на легких произведениях... Однако для подавляющего боль­шинства учеников — это 'малорациональный путь. Если строго придерживаться принципа постепенности и последовательно­сти, идти от простого к более сложному, постепенно усложняя простые задачи, то последовательность: упражнения-вокали-

зы — художественные произведения с текстом вполне целесо­образна и научно оправдана.

Можно научить верному голосообразованию, голосоведению, ровности голоса, привить технику беглости, развить кантилену на легких художественных произведениях. Но сознательное овладение различными видами вокализации, различными эле­ментами техники лучше всего удается на упражнениях и вокализах.

Выбор способа исполнения вокализа (вокализация или сольфеджирование) зависит от конкретного задания, которое ставит себе педагог. Для большинства учащихся наиболее простым способом исполнения является вокализирование, так как в нем 'нет смены гласных, что для начинающего представ­ляет собой уже усложненное задание.

В современной системе преподавания развитие голоса обыч­но начинают с вокализации, как с наиболее ! простой формы звукообразования. В старой итальянской школе начинали с сольфеджирования, но это было обусловлено сольмизационной системой обучения нотной грамоте и являлось мероприятием вынужденным. В настоящее время сольфеджирование, как правило, дается вслед за освоением вокализации. Этому сле­дует придерживаться и в вокализах.

Вокализы существуют в виде сборников, по­добранных по степени подвинутости ученика, по определенным типам голосов или просто рассчитанных на развитие опреде­ленных видов вокальной техники.

Список вокализов

Абт Ф. Школа пения. Избранные упражнения для голоса с ф-п. М., Музгиз, 1960.

Абт Ф. Практическая школа пения. М., Музсектор, 1923.

Аспелунд Д. Сборник вокализов XVIII—XX вв. для высокого голо­са. М., Музгиз, 1934.

Бона П. Сто упражнений. Для сопрано и тенора. М., Музторг, 1929.

Бордоньи М. Три упражнения и двенадцать новых вокализов для баритона. М., Музсектор, 1925.

Вилинская И. Вокализы для высокого голоса с ф-п. Киев, Мистецт-во, 1952.

Вилинская И. Вокализы для низкого голоса с ф-п. Киев, Мистецт-во, 1962.

В а к к а и Н. Практическая школа пения. Спб., изд. Стелловской.

Варламов А. Полная школа пения, ч. II и III. Вокализы. М., Муз­гиз, 1953.

В и а р д о-Г а р с и а П. Час упражнений. Экзерсисы для женского го­лоса. М., Музсектор, 1924, ч. I.

Г а р с и а М. Школа пения, ч I и II. М., Музгиз, 1956.

Г л и и к а М. Вокальио-педагогические сочинения. Полное собрание со­чинений, т. I. M., Музгиз, 1963.

Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методиче­ские к иим пояснения и вокализы-сольфеджио. М., Музгиз, 1951.

Гречанинов А. Школа пения. М., Музгиз, 1937.

Д о и е ц-Т е с с е й р М. Сборник упражнений для развития техники лег­ких женских голосов, ч. I, II, III,IV. Киев. Мистецтво, 1960—'1963.

Ер о х и и А. (составитель). Концертные вокализы-этюды Для среднего голоса с ф-п. М., Музгиз, 1962.

Ер охи и А. (составитель). Концертные вокализы-этюды Для высокого голоса с ф-п. М., Музгиз, 1963.

Зейдлер Г. Искусство пеиия. 40 мелодий для высокого голоса в со­провождении ф-п, ч. I и II. М., Музгиз, 1957, 1958, 1964.

3 и р и и г В. Вокализы. М., «Советский композитор», 1962.

Иордан И. и Киркор Г. Десять вокализов для голоса с ф-п. М.—

Л., Музгиз, 1951.

Коикоие Дж. 15 вокализов для сопрано и меццо-сопрано. М., Муз-

сектор, 1924.

Коикоие Дж. 25 уроков пеиия для среднего голоса. М-, Музгиз, 1934. Коикоие Дж. 50 упражнений для среднего и высокого голоса. М.,

Музгиз, 1956.

Коикоие Дж. 40 упражнений для баса и баритона с сопровождением.

М., «Музыка», 1964.

К о с-А иатольский А. и Мельницкая М. Пять вокализов. Для

высокого голоса с ф-п. М., Музгиз, 1954.

Кочуров Ю. Глинка — Кочуров. Этюды для голоса с фортепи­ано. М., Музгиз, 1952.

Л ю т г е и В. Ежедневные упражнения. 20 маленьких вокализов. Для

сопрано. М., Музгиз, 1936.

Маркези М. Двадцать этюдов стиля для сопрано. М., Музсектор, 1926. Мирзоева М. Вокализы. В сборнике Вопросы вокальной педагогики».

Вып. 2. М., «Музыка», 1964.

Паиофка Г. 12 артистических вокализов. Для сопрано или меццо-сопрано. М., Музсектор, 1926.

Паиофка Г. Искусство пеиия. 24 вокализа для сопрано, меццо-со-';

праио или тенора. М., Музгиз, 1958.

Паиофка Г. 24 этюда вокализа для контральто, баритона или баса

с ф-п. М., Музгиз, 1961.

Раков Н. Десять вокализов. Для сопраио. М., Музгиз, 1952.

Соколовский Н. 50 вокализов для среднего голоса. М., Музгиз, 1950. ;'

Соколовски й Н. 20 вокализов для сопраио. М., Музгиз, 1950.

Большинство сборников вокализов, широко распространен-"^

ных в вокальной практике, принадлежит западным авторам.'

Они достаточно мелодичны, некоторые из них имеют известные*,

музыкальные достоинства, но особенно важно отметить их';

педагогическую направленность. В них мы находим отличный^

материал для усвоения различных видов вокализации, всевоз-'*

можных вокальных движений, различных упражнений и т. п.

Особо следует остановиться на сборниках вокализов русских авторов, построенных на музыкальном материале, близком к интонациям русских народных песен, материале, идущем от русской музыки вообще. Эти вокализы обладают несомненны­ми 'музыкальными достоинствами и весьма полезны для учени­ков. Их русская, песенная природа служит отличным материа­лом, подготавливающим к пению русских романсов и арий.

Многие певцы, обладая хорошей вокальной школой, 'явля­ются сторонниками вокализов и поют их целыми сборниками подряд, в течение всей своей певческой жизни.

Педагог, выбирая вокализ для своего ученика, дол­жен проанализировать его с точки зрения имеющихся в нем трудностей. Эти трудности могут быть музыкального и вокально-технического характера. Прежде всего следует по­смотреть на музыкальную сторону вокализа: темп, в котором он поется, ритмические трудности, проследить мелодическую линию, отметив трудности, если таковые там имеются, разо­брать гармоническое сопровождение.

Оценивая вокализ с точки зрения вокально-технических трудностей, следует прежде всего ознакомиться с диапазоном, в котором |он написан, с тесситурой, которой он требует, выде­лить те вокально-технические приемы, на которые он рассчи­тан. В анализе мелодической линии следует обратить внимание на интервалику, длительность дыхания, на общий характер ме­лодики, наличие в ней быстрых пассажей, общий темп, в кото­ром поется этот вокализ. Особо следует отметить динамические требования, которые вокализ предъявляет голосу, тембровую окраску и нюансировку. Все эти вокально-технические трудно­сти надо оценить с точки зрения возможностей ученика на дан­ном этапе его развития. Такая оценка для вокализов более проста по сравнению с анализом художественных произведений, так как вокализы написаны специально с педагогической целью для несовершенного еще голоса. Иногда сам характер сборни­ка вокализов подсказывает, на какой вровень подготовленно­сти ученика он рассчитан. Чаще всего вокальные сборники со­держат разнотипные вокальные задания, обнимающие все основные виды вокальных 'движений. Кантиленные вокализы чередуются с быстрыми, спокойные и плавные с колоратурны­ми. Это позволяет петь их целыми тетрадями, в последователь­но повышающейся трудности. Большую пользу могут принести вокализы специализированные, т. е. рассчитанные на разви­тие того или иного вида техники: сборники колоратурных вока­лизов для сопрано и т. п. виды вокализов.

Иногда форму вокализа композиторы избирают для созда­ния концертных художественных произведений. Широко извест­ны, например, «Вокализ» С. Рахманинова, посвященный А. В. Неждановой, или «Концерт для голоса» Р. Глиера. Не­давно в издательстве «Музыка» вышел сборник концертных

575.

Виды музыкально-педагогического материала. Упражнения - student2.ru вокализов различных авторов, составленный А. Ерохиным. Эти концертные вокализы уже не содержат в себе педагогиче­ских задач и называются вокализами только потому, что на­писаны для вокализации голосом, т. е. без поэтического текста. В них голос является музыкальным инструментом, солирующим на фоне фортепианного или оркестрового сопровождения. Та­кие вокализы требуют от исполнителя совершенного владения вокализацией. Эти вокализы — хорошая проба для оценки музыкальной и вокально-технической подготовки певца.

Не случайно на Третьем международном конкурсе имени Чайковского в программу конкурса вокалистов для женских голосов !был включен трудный вокализ Урбаха, послуживший камнем преткновения для многих конкурсанток. Поэтому кон­цертные вокализы обязательно должны входить в репертуар подвинутых студентов старших курсов.

Наши рекомендации