Характеристика образовательных отношений
В то же время некоторые исследователи продолжают считать, что образовательных отношений не существует, а термин и понятие «образовательные отношения» указывает лишь на единство принадлежности их к специфической отрасли социально-культурной деятельности общества и страны. Поэтому для того, чтобы окончательно убедиться, что образовательное право в полной мере обладает всеми необходимыми свойствами области права и представляет собой новую, самостоятельную комплексную отрасль украинской системы права, необходимо ответить на вопрос: существуют ли специфические образовательные отношения, нерастворимые в других видах общественных отношений?
Содержанием образовательных отношений выступает процесс обучения, где одна сторона – тот, кто учит, – проводит систематическое инструктирование, а другая сторона – обучаемый, – прилагает усилия для усвоения полученных знаний, умений и навыков.
При этом тот, кто учит, оценивает количество и состав знаний, умений и навыков оставшихся в долгосрочной памяти того, кто обучается. Процесс обучения носит личный, волевой, интеллектуальный характер, требует затрат времени. На основании изложенного логично утверждать, что образовательные общественные отношения существуют, но являются ли они правоотношениями? То есть подпадают они под правовое регулирование?
Правоотношения – вид или форма урегулированных правом общественных отношений, которые не существуют отдельно от них. По мнению теоретиков права, урегулированные правом общественные отношения не теряют своего фактического содержания, а лишь видоизменяются, приобретая новые дополнительной свойства. Неразрывность фактического и юридического содержания правоотношений обеспечивает то необходимое реальное происхождение субъекта, которое позволит ему получить то, ради чего он вступал в правоотношения.
В случае образовательных правоотношений – достижение планируемого результата освоения конкретной образовательной программы и присвоение соответствующей разновидности нематериального духовного блага. Важным условием этого является обеспечение соответствия юридического содержания фактическому (материальному) содержанию образовательных правоотношений, которые предусматривают, что первое должно определяться на основании и с учетом специфики объекта образовательных правоотношений и образовательной деятельности в целом.
Потребность человека в получении знаний, необходимых ему для жизни, для самореализации и самосовершенствования является естественной потребностью. Такова схема отношений, возникающих между учителем и учеником, именно они и составляют основу общественных образовательных отношений.
Со временем менялась их организационная основа, но суть этих отношений, распределение социальных ролей и функции каждого участника в своей основе оставались неизменными. Это объясняется спецификой данного рода деятельности и свойствами образования как объекта, по поводу которого она осуществляется. При этом получение образования невозможно без непосредственного активного участия того, кто стремился получить те или иные знания, умения, навыки или воспитание.
Кроме этого, образовательные правоотношения не являются пассивными, поскольку для удовлетворения образовательных интересов и потребностей обе стороны правообязанная (ученик) и правоуполномоченная (учитель) недостаточно обязаны.
Образовательные правоотношения также не могут быть в полной мере отнесены к правоотношениям активного типа, в которых главную роль играет юридическая обязанность правозобовьязаного лица выполнять определенные действия в пользу правоуполномоченного лица, позволяющие удовлетворить его законный интерес. Хотя предоставление качественного образования является главными функциональными задачами правообязанной стороны, которая на не является владельцем этого нематериального блага и не может создать его самостоятельно, без участия правоуполномоченной стороны, без осуществления им активных позитивных действий по обучению.
Поэтому образовательные правоотношения следует отнести к отношениям интерактивного типа, характеризующиеся активным поведением обеих сторон правоотношений, что находит отражение как в материальном смысле образовательных правоотношений, так и в структуре и содержании субъективного права и юридической обязанности.
Таким образом, поскольку общественные отношения попадают в сферу правового регулирования в случае их особой значимости для государства и общества, а также объективной способности их к правовому опосредованию, можно утверждать, что образовательные правоотношения существуют.
Все вышесказанное означает возможность формирования правового массива (образовательного права), но относительность его к тем или иным видам правовых явлений зависит от других факторов.