Модель организации социальной адаптации детей в учреждении дополнительного образования
Социальная адаптация — приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из социально-психологических механизмов социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации при вхождении ребенка в новые социальные отношения. В первые годы жизни весь опыт общения для ребенка сводился к отношениям с близкими родственниками, которые были для него бесспорным авторитетом и эталоном для усвоения речи и навыков поведения. При поступлении в детский сад ребенок попадает в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными особенностями, и все они составляют первую социальную общность, в которой ребенку предстоит строить отношения. Начало учебной деятельности в школе предъявляет к ребенку новые требования: на первый план выступает его участие в учебной деятельности, еще более регламентируются требования к дисциплине, обновляется коллектив сверстников. Но, как правило, на школьный период приходится и стремление ребенка (а часто и его родителей) расширить сферу своего познания и общения. Кроме школы, он начинает посещать другие образовательные учреждения. Чаще всего это учреждения дополнительного образования детей.
Для образовательной среды многопрофильного УДО характерны:
1) сложность и многообразие социальных связей, которые проявляются в том, что состав образовательного объединения постоянно меняется: дети имеют право переходить из коллектива в коллектив или вообще покидать коллектив. Поскольку УДО имеют обширные внешние связи, то дети вступают в многообразные социальные отношения за пределами образовательного объединения;
2) сложность совместной деятельности — это образовательная деятельность (коллективная или индивидуальная) по изготовлению коллективного или собственного продукта, досуговая деятельность в разнообразных культурно-досуговых программах, деятельность в органах детского самоуправления, деятельность соревновательного характера, исследовательская, опытническая и другие виды деятельности;
3) социальная неоднородность детского коллектива, которая сегодня особо проявляется в «бедных и богатых» и влияет на построение отношений и адаптацию детей;
4) возрастная неоднородность детского коллектива или наличие разновозрастных образовательных объединений; детей, посещающих УДО, можно разделить на 4 группы:
• основная группа — практически здоровые и нормальные дети;
• дети с умственными и физическими недостатками здоровья;
• так называемые «нравственно испорченные дети»;
• одаренные дети.
Все эти группы детей имеют разные показатели адаптации и требуют каждая своего подхода в организации и содержании. Исследование функции социальной адаптации в УДО позволили создать следующую модель ее реализации.
Цели:создание условия для деятельности ребенка по освоению относительно стабильных условий среды, решению повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной
среды.
Содержаниедеятельности по реализации функции социальной адаптации детей в УДО предполагает включение ребенка в систему социальных отношений, социальную среду; приобретение ребенком социального опыта, освоение среды, решение проблем; преобразование внутренних структур психики ребенка благодаря усвоению структур социальной деятельности в определенное поведение, соответствующее социальной среде.
Методысоциальной адаптации детей в УДО должны обеспечивать: принятие норм и ценностей новой среды (информационно-просветительские, идентификации, моды, личный пример педагога), принятие форм социального взаимодействия (социальные пробы, деятельность органов самоуправления, коллективная творческая деятельность), принятие форм предметной деятельности (индивидуальная и коллективная работа, методы Профессионального выполнения работ, методы самостоятельной и творческой деятельности).
Результатомможет быть психологическая удовлетворенность ребенка средой (образовательного объединения или УДО в целом), а также ее важными элементами (условиями, содержанием, организацией деятельности, ее вознаграждением и др.), высокий социальный статус ребенка в этой среде.