Педагогическое понимание развития человека

Связь психического и физического в развитии ребенка

Педагогическое понимание развития человека

Условия психического развития личности

Связь психического и физического в развитии ребенка

Развитие ребенка от рождения до зрелости представляет собой процесс становления его как личности. При этом имеются в виду 2 стороны процесса: развитие физическое и психологическое (духовное).

С давних пор ученых волнует вопрос, о связи физического и психологического в развитии ребенка.

Наиболее известной считается теория психофизического единства, физическое и психическое развитие детей. несмотря на известные особенности, неразрывно связано между собой, представляет единое целое.

Основа физического развития – биологический процесс. Основа психического развития – активная деятельность ребенка, взаимодействие с общественными условиями существования.

По мере увеличения физических возможностей развивается нервная система как материальная основа психики, совершенствуя основные нервные процессы – возбуждение и торможение, на основе чего развивается и совершенствуется сама психика.

Определение уровень физического развития ребенка является необходимым условием становления его психики и сознания.

В общем же всякая задержка в физическом развитии ребенка создает значительные трудности в становлении его как личности.

Таким образом, развитие ребенка – есть развитие организма и психики в их единстве и взаимозависимости.

Такое понимание связи физического и психического развития ребенка, как единого процесса становления личности человека неизбежноприводит нас кпедагогическому выводу о необходимости всестороннего влияния на развивающуюся личность без выделения каких-либо этапов или периодов отдельно для физического, умственного, нравственного воспитания.

Педагогическое понимание развития человека

В педагогике существует несколько подходов к пониманию механизма развития человека.

1. Преформистский подход (от лат. «заранее образую») развитие человека происходит по заранее заложенной в нем «программе»; заложенной в этой программе свойства и качества развертываются в нем спонтанно и стихийно (Платон, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой). Развитие человека определяется его эндогенными (внутренними) свойствами. Нативизм – развитие организма определяется воздействием наследственности.

2. Биологизаторское направление изучает человека как преимущественно биологическое существо, основной источник развития которого инстинкты и другие биологически детерминированные способности. (Ар., Д. Дьюи, Э. Торндайк, естественно-научное и педагогическое направление).

3. Теория биогенетического закона в основе развития ребенка лежит биогенетический закон. Существует аналогия между развитием ребенка и развитием человеческого рода: как в биологическом развитии человек (эмбрион) повторяет все периоды животного мира, так и в социальном развитии ребенка повторяются все периоды развития человеческого общества.

Периоды жизни ребенка: первые полгода соответствуют развитию обезьяны; второй год жизни – элементационному человеческому состоянию; последующие периоды развития соответствуют различным этапам развития общества – дикости, варварству и т.п. И только зрелость отражает современную культуру.

4. Социологизаторское направление рассматривает развитие индивида как процесс социализации, превращение человека из биологического существа в социальное и считает природу личности производной от природы общества (Д. Локк, Д. Дидро, Г. Оуэн, Н. К. Крупская). Решающую роль играют экзогенные (внешние) факторы. → Эмпиризм (генетизм).

5. Теория конвергенции → развитие ребенка определяется взаимодействием наследственности и среды, причем наследственность является основой, а среда лишь условием реализации наследственно предопределенных особенностей личности.

6. Синтетически-антропологическое направление стремиться постигнуть человека в целостности его физических и духовных сил. На первый план выдвигается идея социального культурно-исторического развития человека, включая преобразования его биологической природы в результате этого развития, решающую роль в котором играет воспитание (К.Д. Уш, П.Ф. Кантерев, С. Френе, Я. Корчак и др.).

Сегодня в педагогике под развитием понимается взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, взглядов, убеждений.

Наши рекомендации