КОЛОБОК НА НОВЫЙ ЛАД” АВТОР В.КОРНИЛОВ

(КУКОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ)

Цели и задачи:

1. Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений, к активному участию в театрализованных играх

2. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность

3. Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем

4. Пополнять и активизировать словарь детей: закреплять правильное произношение слов и словосочетаний

5. Формировать умение правильно использовать в речи специальные термины: (артисты, спектакль, сцена, занавес, зрительный зал, режиссер, осветитель, костюмер, художник-декоратор)

6. Продолжать развивать диалогическую речь, обучая пересказу художественных произведений и характеристике сказочных героев; формировать интонационную выразительность в пении

7. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения благодаря заучиванию наизусть авторских произведений, а также использованию метода зарисовки

8. Привлекать детей к режиссерской деятельности (подготовке афиш, декораций и атрибутов, подбору музыкального сопровождения)

Методы и приемы обучения:

o Знакомство со сказкой В.Корнилова “Колобок на новый лад”

o Сравнить произведение В.Корнилова с р.н. сказкой “Колобок”

o Домашний конкурс “Придумай свою сказку про Колобка”

o Сочинение стихов по заданному ритму “Колобок-румяный бок”, “Лиса-коса”, “Тропинка-паутинка”

o Выставка рисунков по сказке В.Корнилова

Временной промежуток Наименование темы-предмета Форма работы, материал
Сентябрь1-3 неделя Актерское мастерство Разыгрывание мини-сценок:“Лиса” И.ПетроваИгра-пантомима:Игра “Продолжи фразу и покажи” Разыгрывание стихотворного текста “Уронила белка шишку” В.Шульжик  
4 неделя Сценическая речь Логопедическая гимнастика:“Тропинка” М.КартушинПомоги закончить поговорки:“Хитрый как…”  
Октябрь1-2 неделя Сценическое движение Игра с имитацией движений “Кто как ходит?” Динамическое упражнение “Зайкина зарядка” М,КартушинаИгра “Кто лучше покажет”
3 неделя Массовая работа Креативная гимнастика “Художественная галерея”Ритмический танец “Лесная зверобика”
4 неделя Отработка диалогов Диалоги: волк – колобок, лиса — колобок, медведь - колобок, заяц - колобок.
Ноябрь1 неделя Ритмопластика Показ и отработка движений зайцаПоказ и отработка движений волкаПоказ и отработка движений лисыПоказ и отработка движений медведя Ходонович Л.С. Игра «Чья фигура лучше?»  
2 неделя Основы грима Нарисуй портрет Колобка
3-4 неделя История театра Беседа–знакомство с кукольными театрами (театр на гапите, верховой театр, штоковый театр и т.д.)
Декабрь1 неделя Прикладное искусство Наблюдение за работой воспитателя по изготовлению кукол
2-4 неделя Постановка сказки Методы и приемы обучения(см. выше)
Январь1-4 неделя Работа по постановке спектакля (“Три медведя” или“Морозко” (спектакль)) -Чтение сказки;-Рассматривание иллюстраций Атрура Рэкхема к сказке;-Лепка сказочных персонажей из доступных материалов;-Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки; -Игры на развитие внимания, воображения; Ходонович Л.С — игра «Подскажи голосок» -Отработка диалогов; -«Озвучивание» сказки с помощью шумовых (орфовских) инструментов
Февраль1-2 неделя Репетиция Репетиция сказки:Определить готовность детей к показу сказки. Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция.

“МУХА-ЦОКОТУХА” (МЮЗИКЛ)

КОЛОБОК НА НОВЫЙ ЛАД” АВТОР В.КОРНИЛОВ - student2.ru

Игорь Олейников

Цели и задачи:

1. Разнообразить театральную деятельность детей; стимулировать эмоционально-положительное восприятие, детьми театрализованных игр, создавая зону совместных переживаний

2. Продолжать использовать в свободной деятельности детей знакомые виды театра

3. Развивать умение отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться) и побуждать детей находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях.

4. Учить языку чувств; обогащать словарной лексикой, отражающей язык чувств и эмоционального состояния человека. Учить анализировать поступки литературных героев, соотносить их с собственным поведением и поступками других детей.

Методы и приемы обучения:

o Прослушивание детской оперы “Муха Цокотуха” М. Красева

o Сочинение загадок о насекомых

o Игра “Буриме” (из придуманных рифм сочинить стихи со смыслом)

o Выставка эскизов костюмов к сказке

o Составление сюжета сказки из пиктограмм

o Изготовление персонажей сказки из бросового материала

Временной промежуток Наименование темы-предмета Форма работы, материал
Март1-3 неделя Ваш мир театра Беседа – викторина “Театр” (виды театра: драматический, оперный, сатиры, кукольный, театр оперы и балета и т.д. Чем они похожи и чем отличаются?)КВН “История белорусского костюма”Викторина “А знаешь ли ты?” (виды настольных театров и театрально-игрового оборудования)
4 неделя Этикет КВН “Правила поведения в театре”
Апрель1-2 неделя Актерское мастерство Мимическая гимнастика “Облака” Н.Якимова Логопедическая гимнастика:“Чашечка” Т.Буденная“Болтушка” М.Картушина Игра “Расскажи стихи, из сказки используя мимику и жесты” Игра-драматизация «Гуси-лебеди»
3 неделя Сценическая речь Чистоговорка “Ук-ук – появился вдруг Паук Исполнение частушекПридумать мелодию на стихотворение “На паркете в восемь пар”Упражнение на развитие артикуляции “Разговор через стекло” Проговаривание скороговорок: “У осы не усы” “Жужелица не жужжит”
4 неделя Сценическое движение Динамическое упражнение “Тараканы прибегали”Рассказать стихотворение, сопровождая речь движением “Балалайка” И.ЛопухинаИмпровизация стихотворения “Кузнечик” А.Апухтин Придумай и составь схему танца “Бабочек” муз. Э. Грига Г.Никашина ПИ-М » Балерины» Г.Никашина МИЭ «Пляшем сидя»  
Май1 неделя Массовая работа Подвижная игра “Спрячься от паука” Коммуникативная игра “Фонарик”Танец-игра “Паучок”Ритмические танцы «Кузнечик», «Старый жук» — (Са-фи-дансе) Танцевально-ритмическая гимнастика «Четыре таракана и сверчок» — (Са-фи-дансе)  
2 неделя Основы грима Игра “Нарисуй себе маску насекомого из сказки”
3-4 неделя Постановка сказки Методы и приемы обучения(см. выше)
Июнь1-3 неделя    
4 неделя История театра Экскурсия в драматический театрСоставление кроссворда “Все о театре”

В течение трех лет может быть инсценировано 12 сказок:

· “ТРИ МЕДВЕДЯ” (спектакль)

· “ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ” (теневой театр)

· “ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ” (музыкальный спектакль)

· “СКАЗКА О ХРАБРОМ ЦВЕТОЧКЕ” (спектакль с участием родителей)

· “КОЛОБОК НА НОВЫЙ ЛАД” (кукольный спектакль)

· “СНЕГУРОЧКА” (спектакль)

· “ДЮЙМОВОЧКА” (музыкальная сказка)

· “ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО” (игра-драматизация)

· “СКАЗКА ПРО ЗОЛОТУЮ ОСЕНЬ, ЗАЙЧИКА-БЕЛЯНЧИКА И ЕГО ДРУЗЕЙ” (музыкальная сказка)

· “МОРОЗКО” (спектакль)

· “МУХА-ЦОКОТУХА” (мюзикл)

· “ГУСИ–ЛЕБЕДИ” (игра-драматизация)

X.Литература:

1. Методические рекомендации к началу 2005-2006 учебного года от 12 июля 2005года № И- 1015/170 «Об организации дополнительных образовательных услуг в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования».

2. Методические рекомендации к началу 2006-2007 учебного года от15 июня 2006 года

3. Методические рекомендации для родителей по формированию у детей ст. дошкольного возраста гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи.

4. Никашина Г. А. В мире фантазии и звуков: Пособ. для педагогов дошк. учреждений и музыкальных руководителей. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.—ПО [2] с: ил.

5. Никашина Г. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях: Пособие для музыкальных руководителей и педагогов дошкольных учреждений — Мн.: Беларусь, 2000. — 168 с: нот. ил.

6. Ходонович Л. С. – Ребенок. Игра. Творчество: в 2ч. Ч.I Теоретические основы/ Акад. последип. образования. – 2-е изд. — Мн., 2004.— 201 с.

7. Ходонович Л. С. – Ребенок. Игра. Творчество: в 2ч. Ч.2 Педагогический инструментарий / Акад. последип. Образования. – 2-е изд. — Мн., 2004.— 110 с.

8. Ходонович Л. С. Необыкновенные знакомства: Учеб. пособие для воспитанников ст. ступени (от пяти до шести лет) учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. С. Ходонович. — Мн.: Сэр-Вит, 2004. — 56 с. — (Я хочу учиться!).

9. Ходонович Л. С. Мир музыки: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. — Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2000. — 32 с.

10. Н.Дз.Някрасава , Маісеенка Р.В. “Дзеці і мір казак” — Мн., “Зорны верасень”, 2006г.

11. Свяці, свяці, сонейка (уклад. І.Цімошчанка), Мн., «Юнацтва», 1994

12. Л.С.Марціновіч. “Сцяжынка” — Мн., “Народная асвета”, 1994

13. Я. Жабко, “Катится по небу солнышко” — Мн., Современное слово, 2003.

14. Практическое пособие по хореографии для муз. руководителей дошкольных учреждений и нач. школы / Авт.-сост. Т. О. Шалар. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002. — 84 с.

15. Хрестоматия для детей ст. дошкольного возраста /З.Я.Рез/—, М., «Просвещение», 1990г.

16. М.И.Чистякова, «Психогимнастика»

17. Л.В.Артемов, «Театрализованные игры дошкольников» — М., «Просвещение», 1991г.

18. Я.К. Крез, «Сказку вспомнить нужно» — Мозырь, «Белый ветер», 2003г.

19. О.Г.Ксенда, О.Д.Негай, «Комплексы развивающих игр» — Мозырь, «Белый ветер», 2004г.

20. М.Д.Маханева, «Театрализованные занятия в детском саду» — М., 2001г.

21. Л.М.Шипицина, «Азбука общения» — С-Петербург, «Детство-Пресс», 2004г.

22. А.М.Матлина, Здравствуй, май —»Народная асвета», 1971

23. Кисилева О.И. «Развитие творческих способностей детей средствами театрально–игровой деятельности». Методическое пособие. — Томск, 2003 г.

24. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду». — Москва, «Школьная Пресса». 2000 г.

25. Джоан Фриман. «Как развить таланты ребенка» — Москва, ТОО Центр «ПРО». 1995

26. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. Л.Ф.Островская —М., 1997г.

27. Поговорим о воспитании. Б.В.Бушелева, М., 1983г.

28. Программа «Театр – творчество — дети» Н.Ф. Сорокина, журнал «Дошкольное воспитание» №. 8,9,11 /1996г

29. О воспитании, В.А. Сухомлинский, М., 1979г.

30. Развитие общения у дошкольников (под ред. А.В. Запорожца), М., 1974г.

31. Театральные занятия в детском саду – журнал «Дошкольное воспитание» №7-12 /2002; № 1-3/2003

32. Э.Г.Чурилова// ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.-1997.-№4.-С.92-103.-(Музыка и дети).

33. Э.Г.Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и мл. шк. (м). — М.:Владос, 2004, 160 с.

34. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина “Са-фи-дансе”, танцевально-игровая гимнастика для детей – С.-Петербург , “Детство-Пресс”, 2006г.

35. Журналы «Пралеска», «Муз. руководитель»,«Дошкольное воспитание»

36. Интернет

XI. Приложения


1. Список литературных произведений для детей:

· И.Петров “Передавалки”

· И.Петров“Веселые превращения”

· Рус. нар. сказки «Теремок», «Колобок»

· М.Картушин“Козлик”, “Кто за кем идет”

· Я.Аким “Васька-козел”

· М.Чистякова “Цветок”

· Чистоговорка “Ах, трава-мурава”

· В.Берестов “Подснежник”

· В.Катаев “Цветик-семицветик”

· В.Корнилов “Колобок на новый лад”

· И.Петров “Лиса”

· В.Шульжик “Уронила белка шишку”

· М.Картушин “Тропинка”, “Зайкина зарядка”

· Э.Мошковская “Вежливые слова”

· рус. нар. сказка “Снегурочка”

· А.Островский “Снегурочка”

· Л.Олиферова “Снеговик”

· М.Чистякова “Ручеек”

· Н.Нищев “Как подул Дед Мороз”

· И.Суриков “Зима”

· А.Ануфриева “На дворе мороз и ветер”

· О.Высотская “Мы слепили снежный ком”

· М.Картушин “Снежная баба”

· Б.н.игра “Мороз”

· Р.н.игра “Гори, гори, ясно”

· Н.Якимов“Облака”

· Ф.Тютчев “Весенние воды”

· Т.Буденная “Чашечка”

· М.Картушин “Болтушка”

· И.Лопухин“Балалайка”

· А.Апухтин “Кузнечик”

2.Список музыкальных произведений для детей:

· Ходонович Л.С., «Чудесный молоточек»

· Ходонович Л.С. Игра «Король и принцесса»

· Ходонович Л.С — игра «Стань артистом»

· Ходонович Л.С — игра «Подскажи голосок»

· Ходонович Л.С. — игра «Кто споет выразительней»

· Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк»

· Ходонович Л.С. «Каза-манюка»

· Ходонович Л.С. Игра «Чья фигура лучше?»

· Г.Никашина ПИ-М » Балерины»

· Г.Никашина МИЭ «Пляшем сидя»

· Г.Никашина И-Э, «Ветер»

· Г.НикашинаВРИ «Цветы»

· Г.Никашина И-Э «Колокольчики»

· М. Красев “Волк и семеро козлят”

· Д. Кабалевский “Три характера”

· П.И.Чайковский “Вальс цветов”

· Н.А.Римский–Корсаков, опера “Снегурочка”

- Песня и пляска птиц из пролога

- Ария Снегурочки

- Океан — море синее

- Пляска скоморохов

- Третья песня Леля

- Хор «Проводы масленицы»

· “Метелица” р.н.п.

· А. Вивальди “Зима”

· И.Демьянов, хороводная игра “Снежная баба”

· М. Красев, опера “Муха Цокотуха”

· Э.Григ “Бабочки”

· Танец-игра “Паучок”

· Б.Савельев, «Зверобика»

· Танцевально-игровая гимнастика для детей “Са-фи-дансе”

-Ритмические танцы:

«Кузнечик»

«Старый жук»

«Слоненок»

«Травушка-муравушка»

«Приходи, сказка»

«Сосулька»

«Четыре таракана и сверчок»

-Игры

«Два мороза»

«Отгадай, чей голосок»

«Нам не страшен серый волк»

-Игры-путешествия

«В мире музыки и танца»

«Лесные приключения»

«На лесной опушке»

«Поход в зоопарк»

«Приходи, сказка»

«Цветик-семицветик»

3. Список произведений изобразительного искусства для детей:

· Ю.И.Жуковский “Золотая осень”

· И.С.Остроухов “Золотая осень”

· И.Савич «Веселый зоосад» (иллюстрация)

· А.Саврасов “Хоровод”

· А.Рябушкин “Втерся парень в хоровод”

· В.К.Жолток “Блакітны нацюрморт”

· С.Каткова “Палявыя кветкі”

· М. А. Врубель «Снегурочка»

· В. М. Васнецов «Снегурочка»

· К. А. Васильев «Гуси-лебеди»

· И. Олейников, иллюстрации к сказке «Муха-цокотуха»

· И. Олейников, иллюстрации к сказке «Дюймовочка»

· Я. Хорева, иллюстрации к сказкам

· Нурия, иллюстрации к сказке «Теремок», «Волк и семеро козлят»

· Артут Рэкхем, иллюстрации к сказке «Три медведя»

4. Перечень вспомогательного материала:

· Рооу , кинофильм “Снегурочка”

· кинофильм “Мама”

· музыкальные инструменты

· шумовые (орфовские) инструменты

· лоскуты тканей

· коробочки, хранящие запахи

· карандаши

· краски

· пластилин

Этапы реализации программы:

1 этап организационный. Предполагается реализовать в 2005 – 06 гг.

· Создание развивающей среды

· Получение и анализ информации об интересах детей и родителей и условиях их обучения и развития, отработка отдельных форм и методов работы с детьми, создание системы взаимосвязи педагогического сообщества с учреждениями ближайшего социума, повышение квалификации педагогических кадров

2 этап реализации. Срок реализации 2006 – 08 гг. Непосредственная работа с детьми. На этом этапе планируется целенаправленная работа с одаренными детьми через курс специальных интегрированных занятий, направленных на развитие творческих способностей:

· Содержание произведения, разбор пьесы по отдельным эпизодам, характеристика отдельных персонажей, разбор театрально-исполнительских средств.

· Индивидуальная работа с детьми.

· Работа по накоплению исполнительских навыков и умений. Дети находят новые комбинации, видоизменяют, улучшают. Возникает атмосфера совместного творчества детей и взрослых.

· Коллективная работа. Работа над выпуском готового спектакля. На завершающем этапе дети сами обдумывают замысел театральной постановки, придумывают варианты театральных костюмов, рисуют эскизы, афиши, пригласительные билеты, декорации и т.д.

3 этап — завершающий — предусматривает итоговый контроль и анализ реализации программы. Контроль и анализ реализации программы, достигнутых результатов планируется проводить:

Промежуточный контроль – после постановки спектаклей

Итоговый контроль – на завершающем этапе в конце 2016 г.

На завершающем этапе при анализе реализации программы “Театральные ступеньки” будут выявлены положительные стороны, а также возникшие проблемы и намечены пути на улучшение работы в этом направлении с одаренными детьми.

Наши рекомендации