Психолого-педагогическая служба дошкольных учреждений и школ


привык неблагополучный подросток — семейная, школьная репрессия, обструкция, изоляция, морализирование, автори­тарное давление, --в центре совершенно исключены. Ис­пользуемые методы и приемы социальной, психолого-педа­гогической поддержки в большинстве случаев приводят к глав­ному результату — успеху трудного ребенка.

С развитием социально-психологической службы в системе народного образования вполне приемлема и наиболее резуль­тативна модель комплексной профилактики педагогической за­пущенности детей и подростков, включающая деятельность пе­дагогов, родителей, психологов, социальных педагогов и рай­онных (городских) профильных центров.

Ведущей идеей комплексной профилактики должна стать гу­манизация отношений в семье, детском саду, школе, среде не­формального общения. Задача воспитательных институтов, на­рождающейся социально-психологической службы —- общими усилиями помочь ребенку справиться с его проблемами, орга­низовать его успех, облегчить личностный рост и развитие.

В последнее время разрабатываются и создаются модели та­кой службы, в которую психологическая входит составной час­тью. Каждому сотруднику новой службы важно хорошо пред­ставлять ее общие ориентиры и свою конкретную роль в общей системе.

Мы полагаем, что такие модели носят региональный характер.

Региональная модель реабилитационной службы базируется на следующих основаниях:

а) концепции реабилитационной службы, определяющей ее
сущность, цели, задачи, принципы и приоритеты;

б) социологическом мониторинге образовательной ситуации
региона (микрорайона), указывающем на потребности, возмож-

, ности, условия и специфику службы;

в) практическом опыте коррекционно-развивающей и реа­
билитационной работы с детьми и подростками, дающем пред­
ставление о различных вариантах и механизме функционирова­
ния службы на уровне города, микрорайона, учреждения.

Основные концептуальные положения, определяющие ме-одологию региональной реабилитационной службы:

Реабилитация— это комплексная, многоуровневая, этап­ная и динамическая система взаимосвязанных действий, на­правленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед ли-





цом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений.

Профилактикав системе реабилитации связана с устранени­ем, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, кото­рые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.

Коррекцияпредполагает работу с конкретными отклонения­ми и направлена прежде всего на самого ребенка.

Восстановление ребенкав правах предполагает учет основных положений Конвенции ООН о правах ребенка: его право на жизнь и выживание, право на воспитание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение возможностей для благо­приятного развития, активное участие в жизни общества.

Реабилитация невозможна без восстановления ребенка в ста­тусе и дееспособности. В психолого-педагогическом смысле это означает восстановление ребенка как социального субъекта и как субъекта ведущей (формирующей) деятельности. Реабили­тация связана не только с преодолением семейных, школьных репрессий и социальной дискриминации несовершеннолетних, но и с изменением представлений ребенка о самом себе — его Я-концепции.

Исходя из целостного понимания ребенка, реабилитация ре­бенка осуществляется на уровне личности, субъекта деятельно­сти и социального субъекта с учетом его индивидуальности.

Психолого-педагогическая реабилитация— это восстановле­ние ребенка как субъекта ведущей деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания.

Социально-педагогическая реабилитацияв образовательных уч­реждениях заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, раз­решении конфликтных ситуаций, преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их об­щения и поведения, а также восстановлении их в статусе субъ­екта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими.

Медико-педагогическая реабилитация— меры, направленные на укрепление или восстановление утраченного здоровья, при­меняемые в процессе обучения и воспитания.

Реабилитационная служба системы образования— это единое реабилитационное пространство элитарных, общеобразователь­но


:

ых адаптивных и профильных учреждений, обеспечивающих оптимальные возможности для благоприятного развития и со­циализации каждого ребенка и комплексную реабилитацию де­тей и подростков.

Ее основной цельюявляется ранняя профилактика отклоне­ний в развитии, поведении, деятельности и общении несовер­шеннолетних и разносторонняя помощь детям группы риска. Основные задачиреабилитационной службы:

- выявление причин деформаций в развитии детей и подро­
стков;

- поиск средств и способов их устранения;

- оптимизация условий жизни, воспитания и обучения;

- построение адекватного педагогического процесса, спо­
собствующего развитию нормальной личности;

- своевременное выявление детей и подростков группы риска;

- оздоровление их внутреннего мира, преодоление психо­
логического кризиса;

— оказание разносторонней помощи нуждающимся через ре­ализацию специальных реабилитационных, коррекцией но -раз­вивающих программ.

Основные принципы реабилитацииследующие: принцип учета региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуаций в регионе, принцип партнерства, принцип разносто­ронности реабилитационных мероприятий, принцип единства биологических, психосоциальных и педагогических методов, принцип ступенчатости, принцип индивидуально-личностного, гуманистического подхода.

Приоритетами в создании реабилитационной службы явля­ются:

1) охрана и защита прав, интересов и здоровья ребенка;

2) ранняя профилактика и коррекция девиаций развития;

3) общая гуманизация отношения к детям группы риска;

4) гуманизация педагогического процесса в учреждениях об­
разования и семейного воспитания.

Объекты и субъекты реабилитации:

1. Социокультурно и педагогически запущенные дети и под­ростки.

Самая распространенная категория детей группы риска, труд-новоспитуемостъ и труднообучаемость которых обусловлена пси­холого-педагогическими причинами. Основными признаками за­пущенности можно считать недостатки ведущей деятельности

(игра, учение), отклонения в поведении, трудности социальной адаптации. При отсутствии аномалий наблюдается дисгармо­ния развития. Как правило, нарушена Я-концепция, система самосознания личности ребенка.

Поскольку эти дети и подростки не являются полноценны­ми субъектами деятельности и отвержены в школьной и семей­ной среде, основную помощь им могут оказать педагоги, пси­хологи и родители. В данном случае они выступают субъектами реабилитации.

2. Несовершеннолетние правонарушители, дезадаптирован­
ные подростки с отклоняющимся (девиантным) поведением, де­
ти-сироты.

Этой группе риска прежде всего нужна помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно-нравст­венными нормами и ценностями, социальная поддержка.

Основной субъект реабилитации — социальный педагог, спо­собный осуществлять перечисленные функции и оказывать пси­хологическую помощь отвергаемым в формальных коллективах детям и подросткам.

3. Дети с нарушениями психосоматического и нервно-пси­
хического здоровья и функциональными отклонениями:

а) хронические соматические заболевания;

б) функциональные нарушения;

в) нервно-психические заболевания;

г) умственная отсталость;

д) инвалидность.

Дети данной группы нуждаются прежде всего в медицин­ской и психологической реабилитации, субъектами которой вы­ступают врачи и психологи, либо в комплексной реабилитации в условиях взаимодействия врачей, педагогов, психологов и со­циальных работников.

Под реабилитационной службой школыследует понимать весь педагогический коллектив и команду специалистов, взаимодей­ствующих в рамках функциональных обязанностей и профес­сиональной компетентности на основе общего концептуально­го подхода в рамках определенной содержательной модели, учи­тывающей специфику школы, и осуществляющих систему вза­имосвязанных мероприятий, направленных на гармонизацию развития личности учащихся.

Модель реабилитационной службыдолжна опираться на ана­лиз социокультурной и образовательной ситуации в регионе,

включающий, во-первых, знание инфраструктуры щих учреждений общего и реабилитационного типа, решающих коррекционно-развивающие и профилактические задачи, а также перспективы ее развития в регионе; во-вторых, точные сведе­ния о контингенте детей и подростков, состоянии его психосо­матического здоровья, социальной адаптации, характере соци­ального поведения, распределения по учреждениям и потреб­ностям в реабилитации; в-третьих, необходимо основательное представление о реабилитационных возможностях учреждений системы образования, здравоохранения и социальной помощи с точки зрения анализа кадровой ситуации.

Модель сотрудника реабилитационной службывключает зна­ния, умения, навыки, профессионально важные качества, не­обходимые для успешной работы. Особое значение имеют имидж сотрудника, характер направленности его деятельности по от­ношению к детям, их родителям и педагогам.

Наши рекомендации