Чтение и редактирование предложений
— Прочитайте предложение. Какое это предложение: про
стое или сложное? Почему?
«Предложение»
17 занятие
ТЕМА. |
ЦЕЛИ-. |
ОБОРУДОВАНИЕ: |
— Какая речевая ошибка допущена в предложении? Объ
ясните свой ответ.
— Прочитайте первую часть предложения.
— Найдите и обозначьте в главном предложении слово (х),
к которому относится придаточное. (Какое слово главной час
ти поясняет придаточное предложение?)
— Поставьте вопрос к придаточной части.
— Прочитайте отредактированное предложение (1—2 уче
ника).
Образец редактирования:
В дом вошел мужчина, на котором был синий плащ. Ребята собрали в корзины яблоки, которые поспели. Сад освежил сильный дождь, который лил как из ведра. На грядку высадили рассаду, которую мы вырастили. Уху сварили из рыбы, которую мы наловили. Ребята взяли компас в дальний путь, который им предстоял.
— Запишите предложение. (Орфографическая диктовка уче
ника, обратить внимание на постановку знаков препинания.)
Работа над предложением:
1)обозначение грамматических основ;
2) составление схемы сложного предложения (с помощью
учителя);
3) обозначение в главном предложении слова (х), к которо
му относится придаточное предложение; постановка вопро
са к придаточной части.
— Какие речевые ошибки были в предложениях?
— Как мы исправили речевые ошибки?
6. Итог занятия
— Что Вы делали сегодня на занятии?
— Закончите высказывание: «Отредактировать предложе
ние — это.............. ».
ЗАНЯТИЕ
Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов.
• формировать умения собирать материал для
рассказа путем наблюдений, определять и рас
крывать тему текста, составлять связное выска
зывание;
• учить использовать средства выразительности
для описания своих наблюдений;
• развивать умение определять количество слогов в
слове.
рисунок елки на доске, предметные картинки, запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия
— Послушайте стихотворение.
Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять — и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. А к нам придет под Новый год. Ребята будут рады, Хлопот веселых полон рот: Готовят ей наряды.
(И. Артюхова)
— О чем идет речь в стихотворении?
— В каком платье стоит елка в лесу?
— Как вы понимаете смысл выражения хлопот полон рот?
{Хлопот полон рот — очень много дел, забот.)
■— А какие наряды готовят ей ребята?
«Предложение»
г
С
17 занятие
Учитель-логопед обращает внимание учащихся на рисунок елки на доске.
— Давайте нарядим нашу елочку. На верхушку мы «пове
сим» слова-предметы из одного слога, в серединке елки «раз
местим» слова-предметы из двух слогов, внизу — слова-пред
меты из трех слогов.
Предметные картинки для украшения елки: «Шары», «Шишки», «Хлопушки», «Сосульки», «Гирлянда», «Бусы», «Волк», «Кот», «Снежинки», «Конфеты», «Мяч», «Гриб», «Орехи», «Фонари».
Учащиеся (по цепочке) выбирают предметную картинку, произносят слово по слогам, определяют количество слогов и размещают картинку на елке.