Лекция в инновационном обучении
Приоритет гуманитарных ценностей развития личности, внимание к тем психолого-педагогическим условиям, которые необходимы для саморазвития, самоактуализации личности, подталкивают преподавательский состав медицинских вузов к поиску новых лекционных форм.
К ним мы относим проблемную лекцию, лекцию вдвоем, лекцию-визуализацию, лекцию с заранее запланированными ошибками и лекцию-конференцию, или консилиум.
5.2.1. Проблемная лекция.
Наверняка, читая эти страницы, врачи-педагоги могут возразить утверждению, что проблемная лекция является новой формой. Действительно, проблемная лекция, связанная в целом с проблемным обучением и умением преподавателя создать проблемную ситуацию, является весьма древней формой обучения. Обучение через преодоление и разрешение - противоречий дали миру так называемые сократические, эвристические методы обучения, связанные с именем древнегреческого философа Сократа. Для проблемной лекции характерно создание проблемной ситуации, актуализация ее (силами лектора или с помощью студентов), представление нового материала в виде проблемной задачи, поиск средств для ее решения (размышление лектора вслух, привлечение студентов), следование шаг за шагом к искомой цели как к своеобразному открытию.
Процесс познания студентов в ходе такой лекции приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Лектором создаются условия для перехода в дальнейшем от учебно-познавательной к учебно-профессиональной деятельности на практическом занятии. По мере привлеченности студентов к решению той или иной задачи повышается уровень проблемности лекции: студенты могут увидеть и объяснить, в чем же состоит противоречие, принять активное участие в поиске способа решения. А это уже есть устойчивая обратная связь, отсутствие которой является основным недостатком информационной лекции. Поэтому можно говорить о проблемной лекции как о соответствующей требованиям диалогового (интерактивного) обучения.
Однако нельзя думать, что такая лекция возникает как некая импровизация (хотя это тоже возможно). Преподавателю для реализации принципа проблемности и диалогичности необходимо выделить проблемную ситуацию, подобрать аргументы и контраргументы, выделить ориентиры поиска, спроектировать «приманки», «ловушки» (возможные врачебные ошибки) и уметь использовать диалоговое общение. В этом, как ни странно, таится самая большая трудность для эрудированных лекторов - как доверить студенту самостоятельный поиск пути «открытия».
5.2.2. Лекция-визуализация.
В медицинском вузе лекция-визуализация наиболее распространена на доклиническом этапе обучения, где очень эффективно реализуется принцип наглядности на кафедрах биологии, патоана-томии, гистологии, физиологии и ряде других.
Визуализированная лекция представляет собой систематизированную, методически обработанную устную информацию, преобразованную в визуальную форму, которая служит опорой для формирования умственных действий и понятий, понимания студентами этапности их отработки.
Чтение такой лекции сводится к комментированию подготовленных визуальных (или аудиовизуальных) фрагментов.
В задачи преподавателя входит создание условий для систематизации имеющихся материалов, усвоения новой информации, понимания причинно-следственных связей и зависимостей, создание и решение проблемных ситуаций, демонстрация разных способов визуализации (натуральные объекты, рисунки, схемы, таблицы). Лекция-визуализация возможна при соблюдении ряда эргономических требований: схема расположения объектов в соответствии с закономерностями зрительного ряда (слева направо и сверху вниз), плотность расположения информации в кадрах и т.д.
5.2.3. Лекция вдвоем.
Лекция вдвоем возникла и утвердилась в медицинском вузе как попытка интеграции большого научного материала различных кафедр при рассмотрении наиболее важных проблем. Например, в МГМСУ есть положительный опыт чтения лекций вдвоем профессорами кафедр нормальной физиологии и биохимии. Лекция вдвоем моделирует реальную ситуацию обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами в форме диалога.
Если темой лекции является дискуссионный материал, например выявляются точки зрения представителей разных научных школ, то необходимо соблюдать ряд условий, свойственных ведению дискуссий (диалог преподавателей должен демонстрировать культуру дискуссий, возможно привлечение студентов и проявление их отношения к происходящему).
Лучше всего удается лекция вдвоем в том случае, если у лекторов есть интеллектуальная и личностная совместимость, они владеют развитыми коммуникативными умениями, способны к быстрой реакции в ходе обсуждения и импровизации.
Лекция вдвоем также соответствует инновационным подходам, так как создает условия для актуализации имеющихся у студентов знаний, необходимых для диалога, что позволяет более глубоко и всесторонне понять изучаемые проблемы, их связь с практикой. Лекция вдвоем создает преграды догматизму и конформизму, опасность которых есть при преобладании информационных лекций. Лекция вдвоем представляет пространство развития для самих лекторов, которые имеют возможность продемонстрировать высокий профессионализм и получить удовлетворение, уйдя от рутинных методов.
5.2.4. Лекция с заранее запланированными ошибками.
Лекция с заранее запланированными ошибками одновременно выполняет мотивационную, диагностическую и контрольную функции в обучении. В медицинском вузе для подобной лекции материалом могут служить врачебные ошибки (диагностические, поведенческие, этические и т.д.).
Преподаватель при подготовке к лекции в содержание закладывает определенное количество ошибок, а их перечень после лекции предлагает студентам для совместного обсуждения.
Перед чтением лекции лектор не скрывает свой замысел и просит студентов фиксировать замечаемые ошибки. В конце лекции оставляется время на короткое совместное обсуждение. Такая форма лекции мотивирует студентов к внимательному слушанию и позволяет лектору оценить степень понимания материала студентами.
5.2.5. Лекция-консилиум, или конференция.
Такая форма лекции возможна в случае необходимости привлечения различных специалистов для раскрытия темы.
В таком случае лектор, назвав тему, просит студентов в письменной форме задать вопросы, в течение 3-5 минут сортирует вопросы по содержанию и начинает лекцию. Лекция не протекает в виде прямых ответов на вопросы, она имеет форму сообщения, заключения консилиума, в ходе которого студенты получают ответы на поставленные в начале занятия вопросы.
Такую лекцию можно проводить в начале цикла занятий для выявления потребностей, интересов, возможностей, установок студентов (слушателей ФПКП и ФУВ); в конце цикла - для систематизации, подведения итогов и определения дальнейших перспектив работы; в середине цикла-для мотивации, создания атмосферы соучастия, внимания к экзистенциальным проблемам обучающихся.
5.2.6. Ораторское мастерство лектора.
Сразу оговоримся: нельзя требовать от каждого врача-педагога ораторского мастерства, так необходимого в публичных, политических выступлениях. Тем более, этому невозможно научить каждого преподавателя. Поэтому изложенный далее материал, заимствованный из современной литературы о методике публичных выступлений, возможно, поможет тем врачам-педагогам, которые захотят самостоятельно развить в себе ораторские способности.
Напомним, что в основе успеха любого публичного выступления лежит понимание аудиторией содержания выступления. В учебной аудитории обычно нетрудно установить так называемый «исходный уровень знаний». Однако при подготовке к лекции необходимо проанализировать объективную трудность материала, а уже по ходу чтения учитывать, по возможности, субъективный уровень трудности. Для этого необходимо использовать обратную связь: вопросы, совместное решение проблем, размышление вслух, небольшие письменные задания, например при разделении аудитории на две-три группы, подведение итогов в конце лекции.
Перечислим приемы привлечения внимания аудитории: новизна, взаимодействие интересов (лектор показывает, как интересы слушателей соотносятся с содержанием лекции), персонификация (лектор опирается на способность сопереживания), соучастие (лектор делает слушателей действующими лицами содержания лекции, говоря: «Вы находитесь на приеме у врача в поликлинике», «Ваш город/район попал в зону бедствия» и т.п.), юмор и т.д.
Однако иногда по некоторым причинам (неудачное замечание, некорректная фраза лектора) возникают психологические барьеры, мешающие эмоциональному взаимодействию лектора и аудитории. В специальной литературе обращают внимание на следующие барьеры:
—> фонетические (плохая дикция лектора, неразборчивость речи, неприятный тембр голоса);
—> стилистические (несовпадение понятийного языка, медицинской и психолого-педагогической терминологии, например в системе ФПКП);
—> семантические (слишком сложный смысл излагаемого).
Как лектору преодолеть эти барьеры, если он почувствовал непонимание и отстраненность аудитории? Точных рецептов дать нельзя. Все зависит от эмпатийности, эрудированности самого лектора, умения дать разъяснение, привести пример, «разобрать» живую ситуацию, опираться на личный опыт студентов.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности личности врача-педагога, его тяготение к рационально-логическому или эмоционально-художественному стилю и, по необходимости, умение использовать сильные стороны обоих стилей.
В технике публичных выступлений, при подготовке политических деятелей большое значение придается темпу и культуре речи, эмоциональной выразительности (интонации, громкость, паузы), жестам, мимике, одежде, позе и ряду других факторов. Однако, как показывает практика, только комплексное использование всех перечисленных факторов приносит успех, чувство удовлетворения у студентов и лекторов. А это, в свою очередь, подтверждает мысль о том, что человеческая коммуникация, реализуемая лектором, способна обеспечить лекции достойное место в вузе в XXI веке.
Перестройка лекционных курсов в указанных направлениях, соответствие определенным требованиям к целям и содержанию позволят усилить воспитательную функцию обучения в вузе, повысить его мировоззренческий уровень, установить взаимосвязи лекции, практического занятия и самостоятельной работы студента в инновационном обучении.