Анкета для родителей будущих первоклассников

Уважаемые родители!

Просим помочь работе педагога и возможно более объективно ответить на следующие вопросы:

1. Отягчающие обстоятельства в дошкольном периоде развития ребенка (тяжелые роды, травмы, частые заболевания) ___________________________________________.

2. Сколько раз и чем болел ваш ребенок в прошедшем году? (Укажите конкретно.)_______________________________________________________.

3. Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности. (Укажите конкретно.) ____________________________________.

4. Признаки детской нервности (двигательная расторможенность или, напротив, заторможенность, склонность к беспокойству, волнениям, по­вышенная раздражительность, непереносимость шума, духоты, необос­нованные страхи, беспокойный сон, слезливость). Подчеркните соответствующий(ие) признак(и), укажите, как часто он (они) проявляет(ют) себя _______________________________.

5. Умеет ли ребенок быть внимательным, когда слушает чтение, смотрит телевизор? (Подчеркните соответствующее.)

Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

6. Хорошо ли развита у него рука? Умеет ли он рисовать, лепить, работать ножницами, вышивать, писать печатными буквами, может ли рисовать узоры? Может ли сам завязывать шнурки, застегивать пуговицы?(Подчеркните соответствующее.)

Да; скорее да, чем нет; скорее нем, чем да; нет.

7. Как быстро устает ребенок в процессе работы, усидчив ли? (Подчеркните соответствующее.)

Может работать долго (больше 30 минут), даже если не очень нра­вится; может долго заниматься только тем, что нравится; даже если дело нравится, заниматься долго не может, неусидчив.

8. Владеет ли ребенок навыками самообслуживания (может ли сам одеваться, раздеваться, сохранять опрятный вид)? Приучен ли убирать игрушки, вещи? (Подчеркните соответствующее.)

Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

9. Можно ли сказать, что он достаточно ответствен? (Не забывает постоянно о поручениях, старается вовремя выполнить их.) (Подчеркните соответствующее.)

Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

10. Умеет ли ребенок себя вести? Усвоил ли правила поведения в общественных местах? (Подчеркните соответствующее.)

Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

11. Умеет ли он кататься на лыжах, на коньках, на велосипеде? (Подчеркните соответствующее.) Можете ли вы назвать его ловким?

Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

12. Хочет ли идти в школу? (Подчеркните соответствующее.)

Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

Что его больше привлекает: школьная атрибутика (форма, портфель, положение школьника), возможность учиться читать, писать? (Подчеркните соответствующее.)

13. Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школьному обучению? (Подчеркните соответствующее.)

Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

Цели наблюдений учителя могут быть различными:

- определение уровня готовности детей к школьному обучению;

- определение степени сформированности учебной мотивации;

- выявление и определение уровня работоспособности;

- определение степени самостоятельности при выполнении учебных заданий и т.д.

Беседа

Опытные учителя начальных классов всегда начинают изуче­ние своих учеников с предварительного знакомства с ними. Во многом здесь помогают личные беседы с родителями, воспитателями детского сада.

Беседа с самим ребенком прежде всего должна помочь установить контакт с ним. Учителю важно понять, есть ли у ребенка психологический настрой на школу, желание учиться. Беседа должна содействовать выявлению кругозора будущего школьника, способности ориентироваться во времени и пространстве, раскрыть владение языковыми средствами, навыками связной речи.

Вопросы, которые могут быть заданы в ходе беседы: как тебя зовут? Сколько тебе лет? По какому адресу живешь? Как называется наш город, страна, где мы живем? Какие ты еще знаешь; города, страны? Из кого состоит твоя семья? Есть ли братья, сестры, младшие они или старшие? Где и кем работают мама, папа? Кто самый старший в доме? Какой у тебя любимый праздник, почему его празднуют? Есть ли у тебя любимая сказка, какая? (Можно предложить рассказать ее.) Чем она тебе нравится? Любишь ли телепередачи про животных? Каких животных знаешь, что о них знаешь? Хочешь ли идти в школу? Как ты думаешь, будет ли там интересно? Готовишься ли к школе, как? Что бы ты хотел узнать, чему научиться в школе?

В процессе беседы выявляется также подготовленность ребенка к школе — знание букв, умение читать, представления о составе числа, о форме предметов, величине и др.

3.4. Обучающий эксперимент

Обучающий эксперимент как метод изучения ребенка включается в процедуру индивидуального собеседования. Суть этого метода состоит в том, что ребенку предлагается для самостоятельного выполнения ряд заданий, а если он не справляется с ними, ему оказывается необходимая помощь. Такая организация деятельности преследует одновременно две цели. Одна из них — помочь ребенку справиться с заданием, вторая — выявить, насколько чув­ствительным оказывается он к помощи, принимает ли, усваивает ли ее, может ли под влиянием оказанной помощи сам найти допущенные в самостоятельной работе ошибки и исправить их. Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее являются показателями его потенциальных учебных возможностей, его обучаемости.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть пре­дусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании — в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы (в этом случае ребенок высказывает свои трудности учителю: «Не знаю, как начать, что делать дальше?») или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В обоих случаях педагог прямо или косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.

Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку. Особую диагностическую важность приобретает степень усвоения помощи, которая служит главным критерием для дифференциации детей группы риска и детей с более глубокими формами психического недо­развития.

В обучающий эксперимент можно превратить выполнение любого диагностического задания. В качестве примера приведем описание такого задания.

Задание № 2

Классификационный анализ сюжетной картинки (методика Ю. Н. Вьюнковой).

Назначение задания. Определить уровень развития аналитико-синтетических способностей ребенка, его умение анализировать, обобщать, классифицировать наглядно воспринимаемую информацию: находить общие и отличительные признаки изображенных предметов, осознавать основания различий, классифицировать эти предметы с опорой на существенные признаки.

Организация работы. В задании используется любая сюжетная картинка. Это может быть городской, сельский пейзаж, занятия людей и т.д. Важно, чтобы в картинке было много разнообразных объектов (дома, люди, животные, техника, растительность и т.д.). Задание состоит из двух частей: первая часть — обучающая, введение в экспериментальную ситуацию; вторая — выполнение задания. В случае затруднений ребенку оказывается помощь.

В первой части — обучающей — ребенок учится выполнять клас­сификацию известных ему предметов. При этом учитель подводит его к пониманию того, что сходные предметы можно назвать одним обобщающим словом. Выполняется несколько упражнений с привлечением ряда обобщающих понятий (например, «мебель», «учебные вещи», «посуда»). К выполнению второй части задания можно переходить, если педагог убедился, что ребенок понял предъявляемые требования.

Инструкция ко второй, основной части задания. «Рассмотри картинку внимательно и назови предметы, которые можно объединить в одну группу. Дай общее название этой группе предметов, как мы сейчас делали».

Оценка классификационного анализа:

1-й уровень — ребенок легко выделяет отдельные предметы, опираясь на их общие, существенные признаки, и дает этой группе обобщенное в понятии название: «растения», «транспорт», «люди», «домашние животные»;

2-й уровень — ребенок выделяет предметы в группу правильно, однако обобщенное понятие в основном дается или по функциональному признаку («что носят», «что едят», «что движется»), или ребенок затрудняется дать общее название группе; на оказываемую помощь ребенок легко откликается;

3-й уровень — разные предметы объединяются по ситуативному признаку (людей ребенок объединяет с домом — «они здесь живут», животных — с растительностью — «они это любят»); направляющая, обучающая помощь воспринимается с трудом;

4-й уровень — ребенок объединяет разные предметы по несущественному признаку (цвету, величине) или называет отдельные предметы без какой-либо группировки.

3.5. Анализ медицинской документации ребенка

Учителю необходимо внимательно проанализировать медицинскую форму № 26, в которой отражены результаты предшкольной диспансеризации. Перед поступлением в школу всех будущих первоклассников осматривают специалисты медики: офтальмолог, отоларинголог, дерматолог, стоматолог, хирург, педиатр, невропатолог или детский психиатр. И заключения о состоянии здоровья детей, об имеющихся отклонениях в системах и функциях организма находят отражение в указанной форме. Направление для обучения в общеобразовательную школу получают лишь те дети, в состоянии здоровья которых невыявлено грубых отклонений.

Внимание членов школьного консилиума должны привлечь зафиксированные в форме № 26 данные о незначительных нарушениях в состоянии здоровья, не являющихся противопоказанием для обучения в общеобразовательной школе. Однако эти указания должны рассматриваться как возможная предпосылка адаптационных трудностей ребенка, его отставания в обучении.

Предметом анализа является медицинская карта ребенка. В ней может содержаться дополнительная информация о детях, потенциально угрожаемых в отношении школьной неуспешности. При анализе медицинской карты следует обратить внимание на записи, фиксирующие отклонения в протекании беременности и родов матери ребенка (интоксикации, физические и психические травмы, досрочные роды, асфиксия в родах, родовая травма и прочие осложнения). Не должны остаться без внимания и указания на болезни, перенесенные ребенком в дошкольном возрасте, особенно в младенчестве и раннем детстве.

? 1. Почему диагностика развития должна быть комплексной?

2. Как организуют диагностику развития первоклассников?

3. Дайте характеристику методов диагностики.

4. Расскажите о трех видах помощи ребёнку в обучении.

Наши рекомендации