Тема 3. Познавательные психические процессы
Основные психические процессы. Познавательные процессы.
Ощущение. Понятие ощущения как процесса первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Виды и основные закономерности ощущений. Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Адаптация анализаторов. Чувствительность различных анализаторов. Изменчивость порогов. Взаимодействие ощущений. Взаимодействие и развитие ощущений. Влияние профессиональной деятельности человека на изменение порогов ощущений.
Восприятие. Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Виды восприятия. Основные свойства восприятия. Избирательность восприятия, его зависимость от личности. Развитие процесса восприятия.
Интегративные психические познавательные процессы.
Понятие о памяти. Виды памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, оперативная и долговременная, механическая и логическая. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Качества памяти. Индивидуальные различия в объеме кратковременной памяти. Развитие памяти. Мнемические процессы.
Представление. Представление как вторичный обобщенный образ, как звено перехода от конкретного к абстрактному, от ощущения к мышлению. Отличие представлений от восприятий. Свойства представлений.
Внимание. Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Классификация видов внимания. Основные свойства внимания: сосредоточенность, концентрация, устойчивость, объем, распределение внимания. Индивидуальные особенности внимания. Внимание и рассеянность. Внимательность и интерес. Причины неустойчивости внимания.
Воображение. Воображение как психический процесс создания в сознании новых образов.Психологические механизмы воображения.Виды воображения. Развитие воображения.
Мышление как обобщение и опосредованное познание объективное реальности. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мыслительные операции.
Практическое занятие. Формы и виды мышления. Мышление как деятельность. Мышление и интеллект. Качества мышления. Речь и язык. Виды и функции речи. Творчество.
Самостоятельная работа. Творчество. Мнемические процессы. Мышление, интеллект и речь.
Рекомендуемая литература:
основная: [1, 2, 3, 4, 5];
дополнительная: [1,2,6].
Тема 4. Эмоционально-волевые процессы и психические состояния
Общая характеристика воли. Волевые действия и волевые качества человека. Функция воли. Воля и мозг. Мотивы и волевых действий. Ступени и осознанность волевого действия. Связь волевого поведения с преодолением препятствий. Связь воли и мышления, воли и чувств. Психологическая структура волевого акта. Факторы, определяющие интенсивность волевых усилий.
Эмоции и чувства. Общая характеристика эмоций и чувств. Понятие эмоций. Эмоциональный шок. Стенические и астенические эмоции. Состояние организма во время эмоций. Причины возникновения эмоций. Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности. Эмоциональные состояния и высшие чувства. Настроение, аффекты, страсть, стресс, нравственные чувства, интеллектуальные чувства и эстетические чувства. Внешнее выражение эмоций: мимика и пантомимика.
Психические состояния. Функциональное состояние – определение, виды. Механизмы адаптации. Нервно-психическая устойчивость. Стресс. Виды стресса. Ведущие звенья патогенеза в концепции стресса Г. Селье.Общий адаптационный синдром. Адаптация к стрессу в экстремальных условиях и ее значение в развитии посттравматических стрессовых расстройств.