Методика профессионально-психологической подготовки
В основе профессионально-психологической подготовки лежит метод психологического моделирования задач, условий и трудностей профессиональной деятельности сотрудников.
Есть два взаимосвязанных пути моделирования.
Первый путь — приближение внешних условий занятий к реальным условиям правоохранительной деятельности, т.е. воспроизводству внешней картины («лица») ее. Это позволяет обучающимся воспринимать трудную обстановку и ощущать себя участниками реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается Выполнением (проигрышем) профессиональных действий, усложнением задач, созданием внешних трудностей их решения, выбором сложных условий времени, места, освещенности, имитацией дезорганизующе воздействующих на сотрудников психологических факторов — созданием помех, моделированием противоборствующих сил, фактическим использованием средств индивидуальной защиты, спецсредств, оружия для решения учебных задач.
Второй путь — приближение внутренних условий (психических состояний, переживаний, умственного и эмоционально-волевого напряжения, страха, тревожности и др.) к тем, которые существуют в реальной экстремальной обстановке (воспроизводство существа реальных действий и ситуаций). Для этого требуется насыщение занятий сложными задачами, повышенной ответственностью, труднопреодолимыми препятствиями, лимитированием времени, сложностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения обстановки, противодействия преступного элемента, самостоятельности, психологических проблем, интенсивным наращиванием тяжести выполняемых действий, длительностью больших нагрузок и др.
Моделирование реальных условий требует создания хорошей материальной базы:
- учебного полигона (например, модели перекрестка — в натуральную величину — с находящимися по углам жилым домом, общественным местом, магазином, зданием суда, с подземным переходом, киосками, стоящими автомашинами и пр.);
- площадки для эмоционально-волевых упражнений (с сооружениями, использование которых вызывает у обучающихся волнение, тревогу, страх, опасения и одновременно необходимость проявления воли, умения владеть собой и заставить сделать то, что требует руководитель занятий. Это, например, гимнастическая площадка, на которой вертикально и горизонтально расположены канаты, вертикальные шесты, разные лестницы, ямы для перепрыгивания и перехода по доске, качающиеся мостки и др.);
- полоса препятствий;
- учебные комнаты, оборудованные под магазин, холл банка и др., наборы видеофильмов, слайдов, фотоальбомы и пр.
Хорошо использовать сооружения на территории правоохранительного органа, образовательного учреждения (КПП, столовая, чердак, подвал, лестницы, гараж и пр.).
Многие занятия, проводимые по игровой методике, проходят успешнее при участии имитаторов — специально подготовленных руководителями занятий сотрудников, которые в ходе занятий имитируют поведение и действия нарушителей, нападающих, подозреваемых, свидетелей, потерпевших, заложников, допрашиваемых и др. Все это создает возможности для моделирования психологических трудностей и достижения целей профессионально-психологической подготовки.
Например:
Устойчивость к умственным трудностям решения задачи и развитие находчивости, сообразительности, боевой смекалки, быстроты реакций, боевой инициативы, бдительности сотрудников достигается путем:
• проведения внезапных тревог, постановки неожиданных задач, на подготовку выполнения которых нет времени;
• создания условий, когда обстановка не полностью ясна, информации о ней мало или излишне много (не ясно, что важно, а что нет, что учитывать, а что не следует), когда часть информации противоречива, неточна, устарела, а действовать необходимо;
• возможности многовариантности решений и действий и необходимости выбирать быстро, обоснованно, в нервной обстановке одно из ответственных решений;
• введения внезапных и резких усложнений на фоне достаточно длительно сохраняющейся относительно спокойной, ровной по трудностям обстановки;
• ограничения времени на оценку обстановки и принятие решений;
• многократного возникновения внезапных ситуаций, особенно активных действий криминального противника;
• поддержания максимального темпа действий, быстрого изменения обстановки.
Фактически необходимо развитие у сотрудников такой характеристики подготовленности, которую можно назвать готовностью к столкновению с непривычным.
Стойкость, выносливость, мужество развиваются:
• созданием лишений, умышленным нарушением порядка обеспечения;
• проведением занятий с высокими физическими нагрузками;
• многократным повторением действий в высоком темпе и без предоставления времени на достаточный отдых;
• поручением совмещения одним лицом обязанностей 2—3 человек, «выбывших» в результате безвозвратных или санитарных потерь;
• доведением темпа до максимального с сохранением его в течение длительного времени;
• поощрением высокого напряжения в ходе всего занятия, игры, учения;
• увеличением продолжительности напряженных учебных занятий;
• выполнением ответственных действий в конце занятия в состоянии высокой усталости;
• выполнением упражнений с применением оружия;
• максимально возможным наращиванием трудностей от занятия к занятию.
Проведение упражнений в таких учебных условиях по выполнению обучающимися сотрудниками действий, присущих их специальности, должности, подготавливаемой операции (обеспечивающих безопасность и правопорядок, профилактических, оперативно-розыскных и разведывательно-поисковых, следственных, антитеррористических и пр.), обеспечивает закалку их профессиональных навыков и умений, т.е. их наилучшее проявление в реально осложненных условиях, служат гарантией того, что они справятся с практической сложной задачей.
Для обеспечения успешности все занятия по профессионально-педагогической подготовке должны готовиться, проводиться и оцениваться по специальным педагогическим критериям их эффективности:
1) профессионально-психологической нацеленности (задач, содержания, методики);
2) профессионально-психологической плотности (насыщенность элементами психологических трудностей от начала до конца занятия);
3) профессионально-психологической реалистичности (содержания, условий, трудностей);
4) степени психологических трудностей;
5) психолого-педагогической результативности (итоговый результат, обеспечивающий формирование и совершенствование компонентов профессионально-психологической подготовленности, закалку навыков и умений).
Чем более трудный путь (служебный и учебный) за плечами сотрудника, тем лучше подготовлен он к любым испытаниям. Чем тяжелее в учебе, тем успешнее действия в реальных психологически сложных условиях. Чем ближе учебные трудности к экстремальным условиям, тем выше планка достижений СБП.