Раздел 5. Совершенствование навыков говорения

Тема 12. Основные направления совершенствования навыков говорения (практическое занятие).

Вопросы к теме:

1. Определите понятия «дикция».

2. Определите понятия «гибкость», «полетность», «выносливость» голоса.

2. Подберите упражнения, способствующие совершенствованию навыков говорения.

Тематика рефератов и контрольных работ

На протяжении обучения студентам заочного отделения предлагается написать контрольную работу. Студенты дневного отделения по желанию могут выполнить реферат (презентацию) по курсу «Русский язык и культура речи».

1. Контрольная работа. Основные разделы курса.

2. Темы рефератов и презентаций по курсу «Русский язык и культура речи»

1. Сущность и функции языка.

2. Языковая карта мира.

3. Территориальные диалекты как форма бытования национального языка.

4. Пермские говоры.

5. Просторечие как форма бытования национального языка.

6. Жаргон как форма бытования национального языка.

7. Литературный язык – высшая форма бытования национального языка.

8. Научный стиль русского литературного языка.

9. Официально-деловой стиль русского литературного языка.

10. Публицистический стиль русского литературного языка.

11. Художественный стиль русского литературного языка.

12. Религиозно-проповеднический стиль русского литературного языка.

13. Разговорно-бытовой стиль русского литературного языка.

14. Язык рекламы.

15. Коммуникативные качества речи.

16. Средства языковой выразительности.

17. Орфоэпические нормы.

18. Лексические нормы.

19. Морфологические нормы.

20. Синтаксические нормы.

21. Техника речи.

22. Особенности композиции устного выступления

23. Языковое оформление устного выступления

24. Виды аргументов

25. Взаимодействие оратора с аудиторией

Цель написания контрольной работы – определение уровня овладения важнейшими нормами литературного языка. Предпочтительно выполнение указанных видов отчетности на материале, содержащем наиболее трудные случаи произношения и употребления слова. Целесообразно проводить контрольную работу по вариантам.

Цель написания реферата и создания презентации – контроль самостоятельной работы студентов, главным образом контроль уровня теоретической подготовки обучающихся. Задачи – контроль уровня овладения студентами теоретической составляющей курса (знаний), обобщение и закрепление изученного материала.

Текст должен быть содержательным, информативным. Достигается это, во-первых, за счет опоры на уже имеющиеся исследования (публикации), во-вторых, благодаря качеству представления материала. Отсюда вытекает требование к объему (12-15 страниц текста или 12-15 слайдов презентации), к количеству источников (список литературы должен включать не менее 15 наименований), к содержанию.

Следует помнить, что контрольная работа и реферат служат средством текущего контроля знаний, умений и навыков не только и не столько для преподавателя, сколько для самих студентов. Качество выполнения заданий всегда зависит от уровня его готовности, ошибки указывают на необходимость дополнительной самостоятельной работы при подготовке к экзамену. Положительная оценка всех предлагаемых в течение семестра работ служит допуском к промежуточному отчету студентов, проходящему в форме экзамена.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная:

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2002.

Дускаева Л.Р., Протопопова О.В., Кыркунова Л.Г. Речевое мастерство. Учебное пособие. – Пермь, 1998.

Русский язык и культура речи. Учеб. пособие для вузов / ред. Максимов В.И. М., 2004.

Дополнительная:

Александров Д.П., Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура речевого общения и официальной переписки. – М., 1993.

Александров Д.П. Риторика. – М., 1999.

Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – М., 1995, 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.

Литература для подготовки рефератов и презентаций

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.: Русский язык, 1993.

Ахманова А.С.Словарь омонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1976.

Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М., 2002.

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994.

Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. – СПб., 2001.

Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. – М., 1982.

Веселов П.В. Современное деловое письмо в промышленности.- М., 1990.

Виноградов В.В., Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания. Проблемы русской стилистики. – М., 1981.

Вишнякова О.В.Практикум по паронимии. – М., 1990.

Горбачевич К.С. Норма современного русского литературного языка. – М., 1981.

Граудина А.К. Вопросы нормализации русского языка: грамматика и варианты. – М., 1980.

Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. М.: Русский язык, 2002.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2001.

Калинин А.В. Культура русского слова. – М., 1984.

Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

Колтунова М.В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю. – М., 1998.

Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие для бизнесменов. – М., 1996.

Кузин Ф.А. Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1997.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта; Наука, 2001.

Культура русской речи: Учебник для вузов/ под ред. проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2000.

Курцева З.И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования. – М., 2007.

Львов М.Р. Культура речи. Риторика. – М.: Академия, 2002.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1988.

Маров В.Н., Ваганова Д.Х., Зыбина Т.Н., Виньков Ю.В. Риторика – учителю. – Пермь, 1993.

Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка: В 2-х тт. – М., 2001.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2001.

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 2001.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. М., 2001.

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999.

Романова Н.Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: МГУС, 2000.

Русские названия жителей: Словарь-справочник/ Городецкая И.Л., Левашов Е.А. – М., 2003.

Русское правописание сегодня: О «Правилах русской орфографии и пунктаации» / С.Н. Борунова, Н.С. Валгина, Н.А. Еськова и др.; под ред. В.В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007.

Словарь иностранных слов и выражений / Автор-составитель Е.С. Зенович. – М., 1998.

Словарь новых слов русского языка (середина 50-х – середина 80-х годов) / под. ред. Н.З. Котеловой. – СПб., 1995.

Словарь синонимов русского языка: В 2т./ Гл. редактор А.П. Евгеньева. – Л.: Наука, 1970-1971.

Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб.: «Норинт», 2000.

Соганик Г.Я., Дроняев Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи.– М., 2002.

Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: ИКАР, 2002.

Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Нормативный социокультурный контекст. – М.: Русский язык, 2002.

Фразеологический словарь русского языка / под. ред. А.И. Молоткова. – М.: Русский язык, 1978.

8.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

Преподавателю следует учитывать и использовать современные технические и интеллектуальные средства обучения, в числе которых назовем следующие:

- компьютерное и мультимедийное оборудование. Используется для создания и демонстрации презентаций, в форме которых излагается учебный материал. Для основных разделов курса «Русский язык и культура речи» созданы мультимедийные презентации (CD-диск).

- прикладные обучающие программы, в том числе в тестовой форме;

- электронная библиотека курса. Такую библиотеку составляют сканированные первоисточники, словари и т. п.; их электронные версии;

- ссылки на интернет-ресурсы. Для получения дополнительной информации по русскому языку, использования различного рода словарей русского языка студенты могут обратиться к электронным базам. Например, к таким интернет-ресурсам: http://www.speakrus.ru, http://www.yazykoznanie.ru, http://www.gramota.ru.

Наши рекомендации